Социальные функции спорта и основные стороны
Спортивного движения
Эталонное значение спорта. При исходном определении спорта отмечалось, что он сформировался как деятельность, для которой характерны унифицированные способы объективного сравнения достижений. Зафиксированные в спорте становятся как бы эталонами оценки возможностей человека, реализованных в данных достижениях, и в то же время играют роль наглядных ориентиров на пути к дальнейшему расширению их видимых границ.
Эвристическое значение спорта. Спортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, внутренне присущ творческий поисковый, эвристический характер. Путь к новым рекордам - вечный поиск. Ведь каждый, кто претендует на действительно новое спортивное достижение, должен найти новые способы мобилизации и увеличения потенциальных возможностей организма, научиться эффективно использовать их, с тем, чтобы подняться на уровень спортивной работоспособности, никем ранее не достигнутый. Сказанное характеризует существенное значение спорта как деятельности, выявляющей возможности человека и раздвигающей их границы. Этим во многом определяются как личностная, так и социальная ценность спорта, его вклад в культуру общества, широкое использование в общественно значимых целях.
Спорт как средство разностороннего развития, воспитания, подготовки к жизненной практике. Благодаря направленности к высшим достижениям, творческому характеру и другим своим чертам спорт является одним из действеннейших факторов разностороннего развития человека, совершенствования физических и психических способностей, формирования полезных в жизни навыков и умений. С самого начала своей истории, он стал важным элементом социальной практики воспитания, как эффективное средство решения образовательно-воспитательных задач.
Межколлективные, межнациональные и международные спортивные связи вводят спортсмена в сферу широких социальных отношений, что чрезвычайно увеличивает роль спортивной деятельности как фактора социального формирования личности.
Благотворно воздействуя на жизненные силы организма, и будучи одновременно - источником положительных эмоций, спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, активного отдыха и развлечения. Эту роль спорта трудно переоценить, если, однако, спортивная деятельность не сводится к эпизодическим «спортивным мероприятиям». По сравнению с другими видами деятельности, используемыми в аналогичных целях, спорт предъявляет к функциональным возможностям организма наиболее значительные запросы, а потому требует и к себе достаточно серьезного отношения.
Эстетические свойства спорта.Спорт издавна пользуется популярностью в качестве зрелища. Современные технические средства массовых коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ необычайно расширилась. Спортивные события проходят сейчас в подлинно всемирной аудитории. Соответственно возрастает и влияние спорта на эмоциональный мир человечества. В основе зрелищной привлекательности спорта лежат объективно присущие ему эстетические свойства.
Спорт как сфера широких социальных отношений. Непосредственно в процессе спортивной деятельности и в связи с ней люди вступают в разнообразные отношения. Эти специфически спортивные отношения всегда в той или иной мере включены в более широкую систему социальных отношений. Совокупность данных отношений является определяющей основой формирующего влияния спорта на личность, приобщения занимающихся спортом к общественной жизни, приобретения ими социального опыта (социализация личности).
Экономическое значение спорта.Для целостной характеристики спорта как общественного явления важно иметь в виду и его немалое экономическое значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно «окупаются», прежде всего, повышением общей работоспособности, укреплением здоровья, творческим долголетием человека - самого ценного «капитала» общества. Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений и из других источников, прямо или косвенно связанных со спортом.
Все изложенное характеризует спорт как многогранное общественное явление, имеющее существенное общекультурное, эстетическое, педагогическое и экономическое значение. Отсюда понятны причины всевозрастающего внимания к спорту в обществе.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте суть педагогической деятельности преподавателя-тренера
2. Назовите функции преподавателя-тренера.
3. Охарактеризуйте уровни деятельности тренера.
4. Раскройте структуру личности тренера.
5. Перечислите и охарактеризуйте умения педагога-тренера.
6. Назовите стили мышления тренера.
7. Какие виды способностей входят в структуру педагогических способностей тренера.
8. Дайте определение спорта в широком и узком смысле
9. Охарактеризуйте социальные функции спорта.
10. Раскройте типологию современного спорта на основе социально-экономических характеристик.
11. Охарактеризуйте спортивную политику Международных спортивных организаций и на современном этапе.
12. Рассмотрите любительский спорт как отрасль общественного производства.
13. Покажите социальную значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России.
14. Раскройте концепцию развития физической культуры и спорта в РФ на современном этапе.
15. Рассмотрите основные тенденции развития избранного вида спорта на современном этапе.