Социальные функции спорта и основные стороны

Спортивного движения

Эталонное значение спорта. При исходном определении спор­та отмечалось, что он сформировался как деятельность, для которой характерны унифицированные способы объективного сравнения достижений. Зафик­сированные в спорте становятся как бы эталонами оценки возможностей человека, реализо­ванных в данных достижениях, и в то же время играют роль наглядных ориен­тиров на пути к дальнейшему расширению их видимых границ.

Эвристическое значение спорта. Спортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, внутренне присущ творческий поисковый, эвристический характер. Путь к новым рекор­дам - вечный поиск. Ведь каждый, кто претендует на действительно новое спор­тивное достижение, должен найти новые способы мобилизации и увеличения потенциальных возможностей организма, научиться эффективно исполь­зовать их, с тем, чтобы подняться на уровень спортивной работоспособности, никем ранее не достигнутый. Сказанное характеризует существенное значение спорта как деятельности, выявляющей возможности человека и раздвигающей их границы. Этим во многом определяются как личностная, так и социальная ценность спор­та, его вклад в культуру общества, широкое использование в общественно значимых целях.

Спорт как средство разностороннего развития, воспитания, подготовки к жиз­ненной практике. Благодаря направленности к высшим достижениям, творческому характеру и другим своим чертам спорт является одним из действеннейших фак­торов разностороннего развития человека, совершенствования физических и психических способностей, формирования полезных в жизни навыков и умений. С самого начала своей истории, он стал важным элементом социальной практики воспитания, как эффективное средство решения образовательно-воспитательных задач.

Межколлективные, межнациональные и международные спортивные связи вводят спортсмена в сферу широких соци­альных отношений, что чрезвычайно увеличивает роль спортивной деятельности как фактора социального формирования личности.

Благотворно воздействуя на жизненные силы организма, и будучи одновременно - источником положительных эмоций, спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, активного отдыха и развлечения. Эту роль спорта трудно переоценить, если, однако, спортивная деятельность не сводится к эпизодическим «спортив­ным мероприятиям». По сравнению с другими видами деятельности, используе­мыми в аналогичных целях, спорт предъявляет к функциональным возможностям организма наиболее значительные запросы, а потому требует и к себе достаточ­но серьезного отношения.

Эстетические свойства спорта.Спорт издавна пользуется популярностью в качестве зрелища. Современные технические средства массо­вых коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ необычайно расширилась. Спортивные события проходят сейчас в подлинно всемирной аудитории. Соответст­венно возрастает и влияние спорта на эмоциональный мир человечества. В основе зрелищной привлекательности спорта лежат объективно присущие ему эстетические свойства.

Спорт как сфера широких социальных отношений. Непосредственно в процессе спортивной деятельности и в связи с ней люди вступают в разнообразные отношения. Эти специфически спортивные отношения всегда в той или иной мере включены в более широкую систему социальных отношений. Совокупность данных отноше­ний является определяющей основой формирующего влияния спорта на лич­ность, приобщения занимающихся спортом к общественной жизни, приобретения ими социального опыта (социализация личности).

Экономическое значение спорта.Для целостной характеристики спорта как общественного явления важно иметь в виду и его немалое экономическое зна­чение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно «оку­паются», прежде всего, повышением общей работоспособности, укреплением здо­ровья, творческим долголетием человека - самого ценного «капитала» об­щества. Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений и из других источ­ников, прямо или косвенно связанных со спортом.

Все изложенное характеризует спорт как многогранное обще­ственное явление, имеющее существенное общекультурное, эстетиче­ское, педагогическое и экономическое значение. Отсюда понятны причины всевозрастающего внимания к спорту в обществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте суть педагогической деятельности преподавателя-тренера

2. Назовите функции преподавателя-тренера.

3. Охарактеризуйте уровни деятельности тренера.

4. Раскройте структуру личности тренера.

5. Перечислите и охарактеризуйте умения педагога-тренера.

6. Назовите стили мышления тренера.

7. Какие виды способностей входят в структуру педа­гогических способностей тренера.

8. Дайте определение спорта в широком и узком смысле

9. Охарактеризуйте социальные функции спорта.

10. Раскройте типологию современного спорта на основе социально-экономических характеристик.

11. Охарактеризуйте спортивную политику Международных спортивных организаций и на современном этапе.

12. Рассмотрите любительский спорт как отрасль общественного производства.

13. Покажите социальную значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России.

14. Раскройте концепцию развития физической культуры и спорта в РФ на современном этапе.

15. Рассмотрите основные тенденции развития избранного вида спорта на современном этапе.

Наши рекомендации