Дополнительное образование. Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан
Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации работников в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества,
станции юных техников, юных натуралистов и иных, имеющих соответствующую лицензию);
- посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Основными тенденциями, определяющими развитие системы профессионального образования, являются непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация, плюрализация.
Рассмотрим каждую из этих тенденций более подробно.
Непрерывность образования. Впервые концепция непрерывного образования была представлена на форум ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом и вызвала огромный резонанс. В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образования была воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.
Основой для теоретического, а затем и практического развития концепции непрерывного образования явилось исследование Р. Даве, определившего принципы непрерывного образования. Р. Даве определяет 25 признаков, которые характеризуют непрерывное образование. По мнению исследователя, эти признаки можно рассмотреть как итог первой фундаментальной фазы научного исследования в данной области. Их перечень включает следующие принципы: охват образованием всей жизни человека; понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы; включение в систему просвещения помимо учебных заведений и центров доподготовки формальных, неформальных и внеформальных форм образования; горизонтальная интеграция: дом – соседи – местная социальная сфера – общество – сфера труда – средства массовой информации – рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; связь между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни; вертикальная интеграция: связь между отдельными этапами образования – дошкольным, школьным, послешкольным; между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.); универсальность и демократичность образования; возможность создания альтернативных структур для получения образования; увязка общего и профессионального образования; акцент на самоуправление; на самообразование, самовоспитание, самооценку; индивидуализация учения; учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе); расширение кругозора; интердисциплинарность знаний, их качества; гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения; динамичный подход к знаниям – способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов; облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; познание и развитие собственной системы ценностей; поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития; развитие воспитывающего и обучающего общества; учеба для того, чтобы «быть» и «становиться» кем-то; системность принципов для всего образовательного процесса.
Эти теоретические положения легли в основу реформирования национальных систем образования в мире (США, Япония, Германия, Великобритания, Канада, страны «третьего мира» и Восточной Европы).
Несмотря на принятие решения о курсе на создание системы непрерывного образования, в РФ пока еще нет общенациональной концепции, а есть только направления развития. Безусловно, это замедляет процесс реформирования. По всей видимости, путь к реформированию системы образования в нашей стране лежит через инновационную практику. Этот путь не самый короткий и не самый простой. Кроме того, необходимо учитывать все имеющиеся тенденции, присущие процессу реформирования за рубежом. В основе непрерывного образования лежит идея развития человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
В этой связи непрерывным может считаться образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому человеку возможности реализации собственной программы обучения. Реализация непрерывного многоуровневого профессионального образования привела к созданию учебных заведений с разной организацией профессиональной подготовки, интегрирующих образовательные программы различных систем профессионального образования: начального, среднего и высшего. Как показали исследования, в настоящее время в стране расширяется сеть образовательных учреждений, в которых создаются условия для перехода к разноуровневым, многоступенчатым, преемственным и вариативным образовательным программам.
Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным программам и образовательным процессам, а также к организационным структурам. В каждом из приведенных отношений в это понятие включается свой смысл. Задачей любого учебного заведения начального, среднего и высшего профессионального образования является создание условий, способствующих самореализации личности обучаемого и его дальнейшего развития.
Интегративность образования. Данная тенденция наиболее четко была выражена на первом этапе реализации непрерывного образования в западных странах и бывшем СССР. В документе ЮНЕСКО, подготовленном для XIX Генеральной конференции ООН, непрерывное образование трактовалась как средство связи и интеграции, позволяющее синтезировать ряд элементов в уже существующей системе образования и как основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев системы образования.
Все это в последние два десятилетия способствовало появлению в большинстве регионов тенденции к комплексному преподаванию и передаче научно-технических знаний. В интеграционном процессе возникло множество проблем.
Первый их круг связан с теми проблемами, которые касаются определения удельного веса или доли научно-технической информации в учебных программах сферы обязательного и специального образования, а также с теми, которые затрагивают методы комплексного преподавания научно-технических дисциплин, возрастных групп или уровней обучения. По выводам комиссии ЮНЕСКО, различия по научно-технической оснащенности (насыщенности) учебных программ, существующие в разных регионах мира, в большей степени проявляются на 1-й ступени обучения (в начальных классах) и сглаживаются на 11-й, хотя и здесь существует разница.
Второй круг проблем связан с экономикой. Этот процесс происходит на глобальном уровне: образование все в большей степени привязывается к экономике. Связь между учебными заведениями и работодателями легче устанавливается, конечно, там, где имеется высокоорганизованная структура промышленности.
Однако опыт нашей страны и стран Восточной Европы, «где происходит перестройка экономики в целом, – как отмечалось в Докладе ЮНЕСКО, – показывает, что тесные связи между школой и работодателями – связи, которые уже давно создавались в этом регионе, – сами по себе не могут обеспечить такого положения, при котором знания и навыки, полученные выпускниками школ, были бы использованы в полной мере». Имеющийся опыт должен трансформироваться к потребностям рыночной экономики, должны быть найдены и установлены качественно новые связи с экономическими структурами, и лучше всего на уровне региона, поскольку еще отсутствует единая федеральная концепция непрерывного образования.
В странах с развитой рыночной экономикой вопрос о связи производства и системы обучения решается следующим образом: для реализации конкретной производственной цели крупные корпорации делают заказ на подготовку необходимых специалистов всех уровней в соответствующих учебных заведениях, или корпорации открывают на свои средства учебный комплекс. Процесс слияния науки и производства (индустриализация науки) влечет за собой изменение в системе образования: создаются новые дисциплины и курсы, носящие проблемный и междисциплинарный характер, различные формы получения образования, типы учебных заведений, виды переподготовки и т.д.
Главной задачей учреждения профессионального образования становится подготовка компетентного рабочего.
Стандартизация образования. Стандартизация начального профессионального образования требует учета специфической цели и задач данного уровня образования. Разработка стандарта профессионального образования позволяет выполнить следующие условия:
1) установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень квалификации рабочего или специалиста-профессионала;
2) повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивной блочно-модульной системы обучения, контроля за эффективностью деятельности учебных заведений;
3) упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки всех субъектов системы профессионального образования, установить его преемственную связь в условиях непрерывного образования;
4) обеспечить конвертируемость (надежность) профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.
Демократизация и плюрализация образования. Одним из направлений образовательного процесса является демократизация системы образования. В образовании процесс демократизации прошел этап, на котором были обеспечены его доступность, бесплатное общее образование, равноправие при получении профессионального и высшего образования на основе способностей каждого, направленные на полное развитие личности, на увеличение уважения к правам человека и основным свободам. В процессе демократизации системы образования среда обучения за пределами традиционных форм образования меняется, меняются и нетрадиционные формы, которые пока еще слабо развиты (неформальное, возобновляемое образование).
С профессиональной точки зрения, для их развития нужно разработать диверсифицированные программы, которые могли бы способствовать созданию локальных систем образования, обеспечив эффективность процесса децентрализации системы образования, что означает углубление ее демократизации. Диверсификация, или расширение перечня выполняемых услуг – объективный процесс, способствующий выживанию учебных заведений (расширение перечня услуг учебного характера, обеспечение трудоустройства преподавателей и др.). Неотъемлемым условием демократизации образования является и контроль со стороны общества. Плюрализм должен обеспечиваться поддержкой независимых партий и организаций: ассоциаций родителей, учащихся, учителей и профсоюзов.
Другое направление, которое может интерпретироваться на нескольких уровнях, – это создание «рынка» учебных заведений. Одним из средств обеспечения подлинного права на выбор образования является в приведение в действие закона спроса и предложения в области образования. Повсюду в мире «рынок» образования находится влиянием и контролем государства. Без внесения рыночного элемента в деятельность учебных заведений и притока средств от предприятий, предпринимателей, родителей (наряду с государственными инвестициями) образование вряд ли способно эффективно функционировать.
В условиях экономического (непрекращающегося спада производства, сокращения финансирования системы образования), общественного (обнищания населения, его поляризации), идеологического (отсутствия сформированной государственной идеологии) кризиса и национальных конфликтов крайне трудно определить пути решения проблем, связанных с плюрализацией образования.
И, тем не менее, на основе уже происходящих в отечественной системе образования перемен можно обозначить следующие характерные признаки данного процесса: децентрализация системы образования; создание негосударственных учебных заведений; открытие конфессиональных учебных заведений; введение двуязычного обучения; расширение способов приобретения знаний; создание региональных и национальных учебных заведений; разработка и введение в учебные программы национально-регионального компонента.
1. Основные тенденции, на фоне которых идут процессы модернизации российского образования, те тенденции, которые сформированы за последние 5—10 лет (хотя они все еще до конца не осознаны в обществе).
2. Тенденции, которые формируются и которые связаны с решениями последних полутора лет на высшем уровне.
В первой части можно выделить пять основных направлений:
1. Растущую коммерциализацию образования, как в государственной, так и негосударственной сфере. Это следствие того, что до 90 % предприятий страны уже сменили форму собственности, стали негосударственными, и 3/4 занятого населения России трудится в негосударственном секторе экономики.
2. В стране сложилась деформированная структура подготовки кадров, при которой на 100 инженеров готовится примерно по столько же и техников, и рабочих.
А работодателю на 100 инженеров надо 70 техников и 500 рабочих. Результат: до 80 % вакансий на рынке труда — рабочие. Следствие: в службах занятости России идет массовая подготовка из инженеров и техников рабочей силы, менее 50 % выпускников учреждений всех уровней профессионального образования работают по специальности, идет системное и все возрастающее привлечение иностранной рабочей силы.
3. Возрастание трудностей формирования контингента образовательных учреждений на фоне неуправляемых процессов, идущих по всей вертикали профессионального образования.
Сегодня в России вузов, их филиалов и представительств уже в 3,5 раза больше, чем было в Советском Союзе. В Советской России студентов было 2,3 миллиона, а сейчас 6,4 миллиона. Все это сопровождается увеличением не только доли платного образования, но и сословности общества. Данные социологического опроса 2006 года показывают, что более 80 % выпускников школ связывают свое будущее с высшим образованием. В связи с этим проблема: как формировать контингент обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования?
4. Старение или даже кадровое обескровливание системы профессионального образования, особенно в НПО. В 90-х годах в системе НПО было 98 % преподавателей-предметников с высшим образованием, сегодня около 80 %. Среди мастеров производственного обучения их менее 25 %.
Доля преподавателей старше 50 лет в образовательных учреждениях НПО, СПО и ВПО соответственно 56 %, 65 %, 68 %. Соответственно их менталитет определяется опытом прошлого, они с трудом вписываются в рыночные отношения.
Согласно социологическим исследованиям, современный работодатель недоволен квалификацией педагогических кадров всех уровней профессионального образования, и, особенно, начального профессионального.
5. Требования работодателей все более превышают требования к уровням образования, заложенным в ГОСТах. Нужны рабочие, на 95 % имеющие 4—6-й разряд, на 92 % — общее среднее образование, на 80 % знающие основы менеджмента, компьютерную технику и т.д.
А система НПО более чем на 70 % готовит рабочих 3-го разряда, из которых требуется лишь 5 %.
Таким образом, система НПО оказалась уже не в кризисной ситуации, а в тупике. Растут сложности в других уровнях образования.
Не случайно в стране формируются две независимые структуры оценки качества подготовки специалистов. Одна — привычная нам — работа государственных комиссий на выходе из учреждений профессионального образования, а вторая на входе в предприятие, учреждение, фирму, банк и т. д. Там действует своя система оценки подготовленности специалиста (вступительные тесты, собеседование и т. д.). Эти две системы оценивания все больше различаются.
По второй части.
Формирующиеся тенденции в модернизации профессионального образования. Как правило, они базируются на обновляющейся законодательной и нормативно-правовой базе, обновлении целей и задач образования.
Здесь следует сказать о двух блоках таких документов, поскольку они резко отличаются, хотя и приняты уже в XXI веке.
Первый блок — документы 2000—2003 годов (доктрина образования, принята на Всероссийском съезде работников образования в Кремле, решение Госсовета 2001 года по образованию, концепция развития образования до 2010 года и т. д.). На основе этих документов был принят ряд решений Правительства, в которых обозначалось постепенное вхождение нашей системы образования в Болонский процесс, постепенная передача профессиональных училищ на региональные бюджеты, даже частичное разгосударствление учреждений образования. Все эти решения отличала эволюционная направленность их реализации, с обсуждением в обществе механизмов этих процессов, что было приемлемо и нормально.
Ситуация резко изменилась в последние 1,5 года. Принят ряд документов, противоречащих друг другу и эволюционному процессу перемен. Поэтому следует четко разграничить цели, задачи, приоритеты, провозглашенные Правительством, и механизмы, способы их реализации. Например: приоритетные направления развития образования, принятые правительством 9 декабря 2004 года и поддержанные рядом постановлений 2005 года. Это:
1) Повышение качества профессионального образования.
2) Обеспечение доступности образования.
3) Развитие современной системы непрерывного профессионального образования.
4) Повышение инвестиционной привлекательности профессионального образования.
5) Переход на подушевое финансирование и формирование эффективного рынка образовательных услуг.
Нужные и важные направления. Но их надо разграничить от способов реализации. От поспешности, непросчитанности ряда решений, ведущих к непредсказуемым последствиям.
Потому что в способах реализации четко обозначена неприемлемая главная тенденция таких решений — исход государства из образования: передача своих функций муниципалитетам, родителям, работодателям и т. д.
Примеров достаточно. Некоторые из них.
С 1 января 2005 года состоялась передача учреждений НПО и СПО из федерального на региональный и местные бюджеты. Обвально, без учета специфики и особенностей регионов. Результат: сокращение учреждений НПО, о котором мы предупреждали многократно и ежегодно.
Оставляю без комментариев «прозрение» заместителя министра образования и науки А.Г. Свинаренко, который в ноябрьском (№ 43, 2005 год) номере журнала «Обучение и карьера» пишет о том, что «существенный вред (!) дополнительному профессиональному образованию нанесли такие действия Правительства России (!), как перевод финансирования учреждений НПО и СПО с федерального бюджета на бюджет субъектов РФ, ... число учреждений НПО и СПО значительно (!) сократилось». Итак, «существенный вред» от «действий Правительства России».
К этому один вопрос: почему вред только дополнительному профессиональному образованию? Ведь уже состоялось сокращение заказа на подготовку рабочих в стране. Их дефицит приближается к критическому. Растет приток иностранной рабочей силы, пока малоквалифицированной. Но формируется тенденция использования иностранной рабочей силы высокой квалификации и уже за большие деньги. Наша система НПО становится неконкурентоспособной, а нехватка рабочих высокой квалификации — катастрофической.
Продолжается рост социального сиротства, которое такие действия правительства только активизируют. Парадокс: в последние годы вследствие демографического спада у нас значительно уменьшается число школьников, но одновременно растет число детских домов и детей-сирот. В 1995 году было 450 тыс. социальных сирот, а сегодня их вдвое больше! И причины этого очевидны.
Не просчитаны последствия и по другим вопросам исхода государства из образования.
Например, провозглашен принцип снятия социальной функции НПО как обременительной для профессиональной подготовки. Следствие: законом № 122 отменены льготы на питание, обмундирование, бесплатный проезд учащихся НПО. Продолжается взимание циничного налога с производственной деятельности учащихся в училищах. В результате сотни тысяч подростков (20 % обучающихся в системе НПО России все время недоедают — это по данным крупных социологических исследований) не смогут быть ни здоровыми, ни квалифицированными рабочими. Они «резерв для постоянного и системного пополнения отряда социальных сирот России».
В то же время в регионах, где такие вопросы решаются достойно, самостоятельно, часто их действия противоречат или не согласуются с федеральными установками. И такое рассогласование — одна из опасных тенденций, сопровождающих реальную модернизацию образования.
Один пример. В начале этого года правительство и Дума Москвы приняли закон о НПО и СПО, где записано, что национально-региональный компонент ГОСТов этой системы разрабатывается, утверждается и реализуется правительством Москвы. Точно, ясно и конкретно. Но одновременно выходит постановление федерального правительства № 36 от 21.01.2005 г., в котором говорится, что национально-региональный компонент госстандартов разрабатывается, утверждается и реализуется учреждениями НПО и СПО. Таким образом, директор сельского училища, где, возможно, не более 30 % преподавателей с высшим образованием (напомню, что в системе НПО страны не более 66 % ИПР имеют высшее образование), уже будет сам себе устанавливать стандарт «имени себя». Это опаснейшее по своим последствиям решение, ибо ГОСТы — это содержание образования. А содержание образования — это национальная безопасность страны, и здесь играть с огнем нельзя.
Почему такое может происходить? Да потому, что так легче управлять людьми (позволять (не позволять) им разрабатывать и утверждать стандарт), что очень важно накануне перераспределения финансовых потоков и передела собственности в системе образования.
Сегодня обозначен рост финансирования образования, появляются национальные проекты в области образования. Это очень хорошо. Но важно понимать и другое: этого крайне мало, действие проектов выборочно и не просчитано (иначе, чем объяснить отсутствие в них системы НПО России).
Даже сегодня доля расхода на высшее образование у нас 0,6 % от ВВП, а в странах Европы 2,5—3 %. Сегодня 60—65 % студентов высших учебных заведений России сами оплачивают свое обучение и только 30—35 % учатся на бюджетной основе. А всего 5 лет назад было наоборот. Сегодня 210 студентов на 10 тысяч населения учатся бесплатно. Но поставлена задача понизить эту цифру до 170 человек на 10 тысяч населения и это — в условиях роста финансирования образования?!
Другой вопрос: кто просчитал последствия закрытия тысяч малочисленных и малокомплектных школ России (отметим, что 10—15 лет назад, когда баррель нефти стоил 8—12$, такие школы не трогали) и, таким образом, вымирания тысяч сел и поселков? Таковы реальные сегодняшние тенденции на фоне возрастания финансирования образования.
А теперь о тенденциях, связанных с реструктуризацией образования.
Неизбежна — в стратегическом плане — интеграция образовательных учреждений НПО и СПО. Это надо понимать и принимать. Здесь две причины: 1) исход государства из образования, отказ от социальных функций и 2) позиция работодателя, которого не устраивает качество подготовки в системе НПО. Рабочих он берет из колледжей, техникумов, но не из училищ. Вопрос. В какие сроки, по каким механизмам пойдут процессы интеграции? Будет ли это объединение учреждений образования или учебных планов, учебных программ и т. д.? Это разные механизмы интеграции.
В Москве такое объединение уже состоялось. В результате из 198 училищ, лицеев и техникумов создано 63 колледжа. Наверное, со временем это произойдет и по всей стране. Но это не должно быть обвально, без учета специфики регионов, с непросчитанными последствиями.
Следующая тенденция. Присоединение к Болонскому процессу. Система Болонских соглашений, подчеркну, носит рамочный и рекомендательный характер. Она рассчитана на постепенное взаимное признание образовательных систем разных стран и, соответственно, разных дипломов.
Сегодня из 144 стран, составляющих Всемирную торговую организацию (ВТО), к 2005 году только 42 вошли в Болонский процесс по одному уровню образования, в том числе по высшему образованию лишь 21 страна. А куда спешить нам? Нельзя терять вековые традиции российского образования, сдавать их в угоду западным стандартам. Подчеркну два основных фундаментальных принципа Болонских отношений:
Образование — это социальное благо, которое должно быть доступно для всех, образование — это интеллектуальный потенциал нации, это главный ресурс капитала в стране.
Принцип второй: главную ответственность за образование в стране несет государство. Оно должно неуклонно наращивать свое участие в образовании через финансирование, протекционизм как по отношению к системе образования, так и педагогов и обучающихся. Но именно этого у нас пока нет. Поэтому и спешить некуда.
Если мы поспешным образом, неподготовленными войдем в Болонский процесс, то войдем и в режим независимой аттестации (оценок из других стран), а как результат — ускорим коммерциализацию образования, создание зоны свободной торговли образовательными услугами.
Система профессионального образования у нас пока замкнута, она не готова к такой независимой оценке качества подготовки своих выпускников. А вот иностранные проводники образовательных услуг, если они выйдут на наш рынок (а в рамках Болонского процесса они обязательно выйдут), получат право присуждать и свои дипломы, и степени, причем по нормам международной практики. Они же будут получать гранты, финансовые субсидии и другие преимущества, принятые в западных странах. И все это решительным образом повлияет на современное российское образование, резко активизирует в нем интеграционные процессы. Мы к этому не готовы.
Кстати, знания, информация, информатизация, выдвинутся на первый план как первичный материал международных обменов, что, можно рассматривать как позитивную тенденцию.
В условиях интеграции России в ВТО и мировое образовательное пространство должна развиваться модель свободной торговли образовательными услугами и конкуренции между их поставщиками. В то же время привычная, работавшая в достаточно закрытом от экономики режиме наша модель профессионального образования себя уже изживает.
Отсюда, как отмечает И.П. Смирнов, возникает необходимость принятия других решений, разработки современной теории профессионального образования, которая была бы адекватна новым требованиям.
Однако образование нельзя низводить до объекта купли-продажи. Для России неприемлема «макдонализация» образования.
Идеологи Болонского процесса — французы. Их премьер-министр Лионель Жоспен в свое время подчеркивал: «Я отвергаю меркантильную концепцию, согласно которой образование может определяться рынком. Рыночная экономика является реальностью, в которой мы живем, но она не может быть горизонтом общества. Не ради рынка утверждается демократия». И далее: «Как и все европейцы, я приверженец государственной системы образования, следовательно, решающей роли государства — гаранта равенства возможностей — в финансировании».
На этом фоне нам важно осознание обществом необходимости перехода от государственного управления к государственно-общественному. Такой переход — одна из важных современных тенденций. И это должно быть связано с расширением прав и самостоятельности учреждений образования, что также для нас сегодня является неподготовленным актом.
В современной России требуются не столько реформы старых механизмов, сколько создание новой модели взаимодействия работодателя и государства. А российский работодатель еще не осознал важности повышения квалификации своих кадров как лучшего способа повышения собственной конкурентоспособности. По данным социологических исследований в 2004 году работодатель оплачивал только 14 % подготовки кадров в нашей стране. Совсем не хочет платить за это малый бизнес. На сегодня Россия одна из немногих стран, в которых качество профессионального образования все еще оценивается учреждениями образования, что не имеет перспективы.
И, наконец, следует сказать еще об одной важной тенденции:
Сегодня одна из самых ярких и перспективных тенденций модернизации профессионального образования в России — система дополнительного профессионального образования.
Россия вошла в рынок. Идет естественная конкуренция, растет безработица. Все это дрожжи, на которых все активнее будут расти и развиваться и дополнительное профессиональное образование, и социальное партнерство, и другие относительно новые для нас процессы.
Сегодня безработица не исключение, а системная форма сопровождения социально-экономической перестройки и развития России. В 2005 г. у нас уже 6,5 миллионов безработных, из них с высшим образованием 10,9 %. Три четверти безработных свою зарплату связывают с уровнем квалификации, т.е. знания уже стали капиталом.
Однако в стране пока нет должного научного обеспечения этих процессов и системных форм организации дополнительного профессионального образования. За некоторыми исключениями. Например, как в системе педагогического образования при подготовке студентов по второй, дополнительной специальности.
В целом, исходя их устойчивых для России тенденций децентрализации управления, можно прогнозировать самые разнообразные и зачастую непредсказуемые решения названных выше проблем в регионах Российской Федерации.
В России пока не обеспечена должная динамика развития системы управления, что приводит к эпизодической, а не целевой и стратегической деятельности в этом направлении.
В то же время стратегия развития дополнительного профессионального образования должна быть связана не только с решением проблем безработицы, но и с повышением качества многоуровнего профессионального образования, а где возможно -— и с подготовкой работников образования, осуществлению инновационной деятельности в контексте модернизации российского образования.
Поэтому, очевидно, следует провести дискуссии не только по конкретным вопросам организации дополнительного профессионального образования (ДПО), но и по основным, стратегическим направлениям его реализации в рамках таких задач, как:
1, Разработка понятийного аппарата системы ДПО.
2. Разработка принципов организации ДПО, таких как: общедоступность ДПО; системность; качество образования на разных его уровнях; эффективность; инвестиционная привлекательность; взаимосвязь с запросами предприятий и отраслей экономики и т. д.
С учетом таких принципов на их основе должна состояться организация взаимосвязи системы ДПО с четко очерченной государственной политикой в этой отрасли.
В интересах повышения взаимосвязи системы ДПО целесообразно разработать перечень дополнительных специализаций и квалификаций по отраслевым профессиям.
Система ДПО требует проработки вопросов стратегического развития:
• нуждается в конкретизации вопрос профессионализма профессорско-преподавательского состава этой системы;
• необходимо постоянное обновление банка образовательных программ, причем обновления в опережающем режиме;
• требуется проработка региональных концепций ДПО, образовательных программ, адаптированных к региональным условиям, разработка положения о документах ДПО, о статусе субъектов ДПО и т. д.
Наконец пришла пора разработки организации учебного процесса с использованием системы кредитных (зачетных) единиц, формирования методических основ накопительной системы зачетных единиц (кредитов), методических рекомендаций по проектированию образовательных программ ДПО нового типа, например, на основе компетентностного подхода и т. д.
Таковы основные тенденции функционирования профессионального образования России на современном этапе. О развитии в этих условиях говорить преждевременно.
Однако, есть надежды, что решения Госсовета по образованию (24 марта 2006 года) позволят снять неподготовленные и непрофессиональные решения последних полутора лет, если процесс реализации решений Госсовета будет опираться на документы предыдущего Госсовета по образованию (2001 г.), на постановления Правительства 2003 г. (например, по совершенствованию системы НПО).
Уже ближайшие месяцы определят, какие преобразования в системе профессионального образования России станут действительно приоритетными.
4.Педагогический процесс: сущность, структура, характеристика основных компонентов. Закономерности и принципы педагогического процесса.
Педагогический процесс – это система, в которой воедино на основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.
Неполным синонимом термина «педагогический процесс» является термин «учебно-воспитательный процесс». Этот процесс представляет собой совокупность урочных и внеклассных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учащихся. Воспитание и обучение в школе образуют единый педагогический процесс, но имеют и свою специфику. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых (И.П. Подласый).
Педагогический процесс – это, в самом общем виде, два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса: деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанников; деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включения в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А. Данилов).
Педагогический процесс представляет собой динамическую систему, в которой воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми принципами, условиями, формами и методами их протекания (И.П. Подласый).
Педагогический процесс развивается и усложняется по мере совершенствования общественных отношений. Общие типы педагогических процессов связаны с этапами развития педагогики: педагогика и педагогический процесс универсального метода (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Г. Гербарт), педагогика и педагогический процесс свободного воспитания или создание условий для самосовершенствования личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, М. Монтессори, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский), педагогический процесс, основанный на идее воспитания в коллективе (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко), гуманистическая педагогика (Ш.А. Амонашвили).
Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А. Данилов). Данный процесс является не механическим конгломератом процессов воспитания, обучения и развития, а представляет новое качественное образование, обладающее целостностью, общностью, единством (И.П. Подласый).
Исследователями были выделены следующие компоненты педагогического процесса: содержательно-целевой, организационно-деятельностный, эмоционально-мотивационный, контрольно-оценочный (В.С. Селиванов); целевой, содержательный, деятельностный, организационно-управленческий, результативный (И.П. Подласый); целевой, содержательный, деятельностный, результативный и ресурсный (В.И. Смирнов), целевой, операционно-деятельностный, оценочно-результативный (В.В. Воронов).
Закономерности педагогического процесса: закономерность динамики педагогического процесса: развития личности в педагогическом процессе; управления учебно-воспитательным процессом; стимулирования; чувственного, логического и практики; единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности; закономерность обусловленности педагогического процесса (И.П. Подласый); социальная обусловленность, единство воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения, взаимосвязь воспитания, обучения и развития, преобразование внешних влияний во внутренние процессы (В.С. Селиванов).
В.В. Воронов к закономерностям педагогического процесса относит:
· связь воспитания и социальной системы, т. е. характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями;
· обучения и воспитания, что означает взаимосвязь, взаимозависимость и единство названных процессов;
· воспитания и деятельности;
· воспитания и активности личности;
· связь воспитания и общения.
Структура целостного педагогического процесса включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Отсутствие одного из них разрушает целостность педагогического процесса (О.А. Абдулина).
Функции педагогического процесса. К ним относятся образовательная, воспитательная и развивающая функции. Все они выступают в органическом единстве, так как в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития; воспитание способствует образованию и развитию; развитие создает предпосылки для обучения и воспитания. А.В. Хуторской выделяет следующие функции: информационную (просвещение), развивающую, ценностную (аксиологическую), социальную (социальная адаптация).
Процессуальная сторона педагогического процесса включает в себя цель (всестороннее развитие; служение идее; воспитание и обучение для самореализации; приспособление к условиям, воспитание гражданина, воспитание для выполнения определенных функций), принципы (природосообразность, целостность, культуросообразность, целенаправленность, научность, непрерывность, наглядность, индивидуальность, доступность, систематичность, последовательность, активность, прочность, связь с жизнью), содержание (знания, умения и навыки; отношения, опыт творчества), средства (общение, игра, учение, труд), формы (индивидуальные, групповые, массовые) и методы (репродуктивные, объяснительные, проблемные, стимулирования, контроля и самоконтроля).
Бухарова Г.Д. ОПП
5.Сущность содержания профессионального образования. Характеристика содержания профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования.
В систему профессионального образования входит сеть профессиональных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и реализующих соответствующие образовательные программы.
Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Подготовка кадров осуществляется не только в профессиональных учебных заведениях, но и в системе ученичества на производстве и в процессе курсовой подготовки.
Система профессиональной подготовки РФ представлена на нижеследующем рисунке.