Этапы развития сурдопедагогики (в России, за рубежом)
Дошкольная сурдопедагогика как отрасль научного знания.
Сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики о развитии, обучении и воспитании лиц с нарушениями слуха.
По возрастному критерию сурдопедагогику можно разделить на дошкольную, школьную и сурдопедагогику взрослых.
По степени и характеру нарушений слуха: сурдопед. глухих, сурдопед. слабослышащих и сурдопед. позднооглохших.
Предмет сурдопед. – закономерности развития, воспитания и обучения детей с патологией слуха на разных возрастных этапах. Цель сурдопед. – формирование и развитие гармонично развитой личности дошкольника и социальная адаптация к условиям жизни в обществе. Задачи сурдопед.: I блок практико-ориентированные (отражающие содержание пед. процесса): 1. Коррекционно-образовательные: а)формирование умений и навыков для социализации и интеграции; б)определение оптимальной формы обучения; в)контроль пед. процесса; г) подготовка к профессиональной деятельности. 2. Коррекционно-развивающие: а)активизация компенсаторных возможностей; б)создание ТСО. 3. Коррекционно-воспитательные: а)воспитывать положительные качества личности, обогащение соц. опыта; б)содействие интеграции; в)приобщение к нормам общества; г)организация психолого-педагогической помощи родителям. II блок теоретические: 1. Изучение закономерностей воспитания и обучения, спец. пед. процесса; 2. Совершенствование методов и средств обучения и коррекции; 3. Раннее выявление (???)
Связь с другими науками. I блок медицинский: отоларингология, анатомия, нейрофизиология и ВНД, генетика, неврология сурдология и аудиология. II блок психолого-педагогический: общая психология, сурдопсихология, возрастная психология (РСВ, ОП, РР), соц. педагогика. III блок лингвистический: лингвистика (знания о закономерностях усвоения языковых единиц и уровней языка). IV блок философский: философия.
Методы исследования сурдопед.: 1. Изучение литературных источников; 2. Анализ документации (анамнез, заключение ПМПК); 3. Наблюдение (целенаправленное субъективное изучение, ведение спец. протокола, включенное, сплошное и выборочное, лонгитюдное), для конкретизации некоторых моментов фото- и видеонаблюдение; 4. Пед. эксперимент (научно-поставл. и пед. обоснованный опыт в процессе воспитания и обучения). Цель: проверка научной гипотезы. В эксперимент входит 2 фазы: а)констатирующий (выявление актуального уровня развития, сопоставление с нормой); б)формирующий (изменение в ходе коррекционно-обучающего воздействия). 5. Беседы, опрос, анкеты, интервью; 6. Изучение детских работ.
Этапы развития сурдопедагогики (в России, за рубежом).
Становление сурдопедагогики за рубежом: Античность: Первые попытки изучения феномена глухих. Аристотель считал, что обучать слепых легче, чем глухих, но возможно. Зарождение мысли о возможности изучения глухих, но еще не обучали. Средневековье: Недостатки развития считались Божьей карой => люди с нарушениями развития - Испания, П. де Леон – родоначальник сурдопедагогики. Создал «испанский» Мд – порядок Об: письмо => дактилирование => устная речь. Италия, Кордано – физиологическое обоснование причин глухоты и немоты. Разработал классификацию глухоты по времени наступления и наличию речи: 1)глухие от рождения; 2)рано потерявшие слух; 3)позднооглохшие. В данный период началась разработка Мд-в Об глухих грамоте. Достижение: Об-ть глухих должен учитель, имеющий спец. Зн и опыт, также верящий в успех своего дела. Просвещение (17-18 в.в.): В сурдопедагогике наметились 2 пути Об глухих: а)использование дактильной речи; б)использование устной речи, как и при норме. В связи с этим наметились 2 системы Об: 1) мимическая; 2)«чисто устный Мд». Появляются первые труды по сурдопедагогике, также появилась профессия «учитель глухих». В это время свой вклад внесли: Эпе (Франция) – основатель мимического метода; Гейнике (Германия) – «чисто устный Мд»; Габель (Франция) – Об на наглядной основе; Фаттер (Германия) – последователь «чисто устного М-да». Начало 20 века: Белл (Америка) – предложил Мд «видимая речь» (каждый звук имеет определенный графический знак); сестры Гаррет (Америка) – «чисто устный Мд» на основе подражания, не приветствовали чтение с губ. Из-за отсутствия ЗУА – невозможность овладения качеством звука. Достижения: 1) выделено несколько направлений Об, 2) использование жестового языка и дактилирования + устная речь, 3)использование письменной речи (глобальное чтение), 4)дифференцированное Об.
Становление сурдопедагогики в России: X век: князь Владимир – указ о презрении церковью убогих и немощных. 16 век: Глухие признавались дееспособными, имели право на наследство. В это время существовали понятия глухоты и немоты, что свидетельствует о наличии Зн в данной области. Достижения: 1)гуманное отношение, 2)сочувствие и забота о судьбах детей, 3)организация общественного прозрения, В в процессе трудовой Д-ти, затем в монастырях и в воспитательных домах. 18 в. – нач. 19 в.: Идея о замещении зрительного и осязательного восприятия. Создаются несколько училищ для глухих. Конец 19 в.: Бессословное Об. Отмена телесных наказаний. Расширение сети училищ. Нач.20 в.: Лаговский: «Педагог не должен говорить утрированно», Васильева – «графический Мд» (предмет-> картинка предмета -> рисунок на доске -> написание слова). Создание д/с для глухих. Революция: Учить всех и всему! Боскис – психолого-педагогическая классификация, Зыков – формирование речи как средства общения, Рау – Мд-ка Об произношению, Корсунская – ПВО глухих дошкольников, Леонгард – основное место в работе с глухими и слабослышащими отводилось семье, Программа «Общение», система Об – материнская школа, Носкова – ПВО глухтх детей старшего дошкольного возраста и 1-го класса.