Понятие педагогической специальности, её особенности, перспективы, разнообразие специализаций
Планы семинарских занятий по педагогике
Семинар 1
Педагогика в системе наук о человеке
Вопросы для обсуждения
1. Предмет педагогики. Основные категории педагогики.
2. Взаимосвязь педагогики с другими науками.
3. Структура педагогической науки. Ведущие отрасли педагогики.
4. Педагогическая наука и педагогическая практика.
5. Педагогика как наука и искусство.
6. Роль и значение педагогики в жизни общества.
Литература
Бордовская Н. В. Педагогика : [учеб. пособие для студ. вузов] / Бордовская Н. В., Реан А. А. – СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 299 с. - (Учебное пособие).
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для студентов /Г.М.Коджаспирова – М.: Кнорус, 2010. - 744с.
Педагогика: учебник [студ.вузов. обуч. по пед. направл.] / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; под ред. В.А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. – 607 с.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Любое издание. Глава 1.
Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2003. – Главы 1.1.3-1.1.4
Семинар 2
Методология педагогики, методы и логика педагогического исследования
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и уровни методологии педагогики.
- Философский уровень.
- Общенаучный уровень.
- Конкретно-научный уровень.
- Технологический уровень.
2. Философские основания педагогики (прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, экзистенциализм, бихевиоризм, материализм и др.).
3. Методологические принципы педагогики: аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, личностный, полисубъектный, системный, этнопедагогический и др.
4. Антропология как методологическая основа педагогики [2].
5. Цель и задачи педагогической деятельности (понятие; факторы, влияющие на формулировку цели; виды педагогических задач).
6. Методы педагогического исследования. Валидность методов исследования.
7. Логика педагогического исследования.
Основные понятия: педагогическая антропология; методологические параметры исследования (актуальность исследования, проблема исследования, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, задачи исследования, методологическая основа исследования, методы исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования; наблюдение, эксперимент).
Задания для самостоятельной работы:
Выпишите в глоссарий определения следующих понятий:
– апробация, верификация, гипотеза, задачи педагогического исследования, методика педагогического исследования, объект педагогического исследования, предмет педагогического исследования, проблема педагогического исследования, цель педагогического исследования, педагогическое исследование, методология, парадигма, критерии качества педагогического исследования, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, методы педагогического исследования, методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы, наблюдение, эксперимент.
Литература основная
1. Дранишников В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2006. - 118 с. - Понятие о методологии педагогической науки и методологическая культура учителя. - С. 60-66.
2. Кашлев С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: Учебное пособие: в 3 ч. Ч 1. - Мн.: Зорны верасень, 2005. - 124 с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 174 с.
4. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1999. - 464 с. - Раздел 1. Теоретико-методологические основы педагогики (С. 7-86). - Цель педагогической деятельности. - С. 33-44.
5. Панченко Т.В. Введение в педагогическую деятельность (Учебно-методическое пособие) - Мурманск: МГПУ, 2010. - 119 с. - Тираж 100 экз.
6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1. - 576 с. - Общие основы педагогики. Процесс обучения. - Цели воспитания. - С. 127-160.
7. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с. - Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность (С. 3-57). - Методологические основы обучения. - С. 151-153.
8. Сластенин В.А., Каширин В.П. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . - 480 с. - С. 146-160.
9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - 519 с. - Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. - С. 46-61.
Семинар 3
Понятие педагогической специальности, её особенности, перспективы, разнообразие специализаций
Вопросы для обсуждения
1. Педагогическая профессия, её особенности, по сравнению с другими профессиями.
2. Разнообразие педагогических специальностей. Особенности профессионально-педагогической специальности.
3. Разнообразие специализаций в профессионально-педагогической специальности.
4. Перспективы развития профессионально-педагогической деятельности.
Практические задания:
1. Письменно составьте схему «Педагогические специальности».