Открытый урок по русскому языку в 3 классе
Тема : " Правило проверки безударных гласных в корне слова."
Цель : - развитие умения проверять написание бездарных в корне ( овладение способами проверки ).
- развитие логического мышления : развитие умения классифицировать предметы, выделять отличительные признаки предметов,
- расширение и уточнение словаря учащихся.
1.Повторение.
На прошлом уроке мы с вами выяснили, в какой части слова нам могут встретиться безударные гласные. Давайте вспомним.
( В приставке, суффиксе, в корне ).
В какой части слова можно проверить безударную гласную?
( В корне слова, а в приставке, суффиксе гласную нужно запомнить).
Все ли безударные гласные надо проверять?
( нет, надо проверять гласные а, о, и, е, я ).
Давайте на минутке чистописания красиво и правильно запишем эти буквы, чтобы они стали для нас сигнальными маячками.
2. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке вы будете учиться находить в слове гласную букву , которую нужно проверять, и подбирать проверочное слово.
Но сначала, для разминки, давайте вспомним слова, которые нельзя проверить – словарные слова – их надо запомнить.
Б..лото, м..лина, м..л..ко, м..л..ток, м..шина,
р..бота.
Сначала прочитываем, четко проговаривая пропущенные буквы.
На какие две группы можно разделить эти слова?
( Одни пишутся с буквой о , другие с буквой а ).
Запишите слова в два столбика.
Проверка вставленных букв.
А что общего у всех этих слов? ( Все они состоят из трех слогов)
3. Упражнения в проверке безударных гласных.
Сегодня мы с вами отправляемся в чудесную страну гномов.
Гномы очень грамотный народ, надеюсь, что к концу нашего путешествия вы тоже научитесь правильно писать безударные гласные в корне слова.
У входа в страну гномов нас встречает снеговик. Он очень расстроен тем, что не может отправить письмо Деду Морозу, потому что не знает, как пишется слово "снеговик".
на доске : сн..говик
Давайте поможем снеговику.
Что для этого надо сделать ?
1.найти в слове ударный слог
2. выделить корень
Где стоит безударная гласная? ( в корне )
Как же нам помочь снеговику?
(Надо найти родственные слова )
Сн..говик - снег, снежный, подснежник, снежинка, снегопад
Во всех словах выделяем корень, ставим ударение, проверочные слова подчеркнуть.
Объяснить , почему проверочными являются именно эти слова ?
3. Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне
4. Теперь в корне проверяемого слова напишем туже букву, что и в проверочном: снеговик
( на доске открывается опора с алгоритмом действий )
Снеговик вас очень благодарит за помощь и дарит вам свою загадку:
Он загадал слово в котором приставка такая же, как в слове залез,
корень- как в слове морозец,
суффикс – как в слове горка,
окончание – как в слове снежки.
Какое это слово ? ( заморозки )
Что обозначает это слово ?
Теперь дорога в страну гномов открыта, но дорога не простая, пройдет по ней тот, кто справится с разбором предложения.
Мороз затянул речушку тонким ледком.
Выделяем трудные места.
( Дети красным карандашом расставляют "маячки" под теми буквами, написание которых расходится с произношением).
Дети находят безударные гласные в корне слова и проверяют их написание по алгоритму.
Разбираем предложение по членам предложения и частям речи.
Пробираясь по заснеженной дороге мы проверяли слова подбирая к ним однокоренные, а как еще можно проверить безударную гласную в корне ?
( изменяя слово )
На пути нам встретилось много интересного. Давайте запишем:
гора, поля, сады, река.
Как их можно проверить? ( Изменить число )
Записываем по образцу:
горы – гора.
Мы с вами пришли в страну гномов. В их мире все маленькое и гномы просят вас помочь им написать некоторые названия предметов, а проверочные слова вы легко найдете в нашем мире.
Лесок, пенек, денек, тропинка, зверьки, листочки.
Записываем по образцу:
лес - лесок
Физкультминутка:
Давайте погуляем по зимнему лесу. Что мы обычно делаем, когда гуляем зимой?
Бросаем снежки, перелезаем сугробы , съезжаем с горы на лыжах, греемся.( Дети отвечают и показывают).
(Учитель показывает движение, называя его. Дети должны внимательно слушать, что говорит учитель и правильно выполнять движения, не сбиваясь, когда учитель показывает неправильно.)
Выполняем движения по команде, не ошибаемся.
Пока мы гуляли в лесу, случилось несчастье: потерялись детеныши самых разных зверей. Спасти их можно только написав правильно названия. В этом вам помогут родители малышей:
на доске:
в…лчата - ….( волки)
л…сята - ….( лисы)
к…тята - ….( кошки)
с…вята - ….( совы)
з…йчата - ….( зайцы)
сл…нята - …(слон)
т…грята - …( тигры)
б…льчата - …( белки)
(Проверочные слова дети подбирают самостоятельно)
Дети называют проверочное слово и какую букву вставили.
Если буква вставлена верно, на доску вывешивается картинка с изображением этого животного.
Пришла пора возвращаться нам домой. Каких зверей мы не сможем взять в наш лес?
Дети называют: слонят и тигрят. Объясняют , почему.
Посмотрите внимательно на этих малышей.
Кто здесь лишний и почему?
Лишние совята, т.к. сова – птица и котята, т.к. кошка – домашнее животное.
Итак, на сегодняшнем уроке вы учились проверять безударные гласные. Давайте повторим, что для этого надо сделать. Повторяем алгоритм действий.
Читаем правило стр. 88
Гномы предлагают вам свое задание:
учебник стр. 89 упр. 235
Подведение итогов. Объявление оценок.
Игра «Умный ежик»
Цель : формирование вычислительных навыков.
Содержание :
1. Ежик может быть использован для работы над составом числа: напр. Ежик несет на иголках 8 листочков. Сколько может быть желтых и зеленых листочков ?
2. Ежик может быть использован для наглядного решения задач.
Напр. Ежик несет 5 желтых и 4 зеленых листочка. Сколько всего листочков несет ежик ? Каких листочков больше
( меньше ) ?
3. Ежик предлагает ребятам решить примеры , которые записаны на его листочках, грибках. Ежик (резиновая игрушка ) отправляется в гости к тому ученику, который наберет больше листочков и грибков.
Игра «Забей гол!»