Анализ и обработка результатов диагностики

Результаты диагностики занесены в сводную таблицу. Согласно баллам диагностики определяется, что 0-1 балл – плохо сформированный уровень, выше 1– нормальный уровень.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня сформированности представлений о форме предметов у детей раннего возраста

№ п/п Имя   1 игра 2 игра 3 игра Общий уровень
Варя
Вика
Маша 1,3
Света 1,3
Сережа
Денис 1,70
Матвей 1,3
Максим

Итого, по результатам таблицы видно, что средний показатель группы испытуемых – 1,45 балла – что говорит о достаточном уровне сформированности представлений о форме у детей раннего возраста.

Отметим гендерные различия, у девочек общий показатель – 1,15 балла, у мальчиков – 1,75 баллов. Конечно, такие данные не доказывают достоверно преимущество гендерных различий в определении уровня сформированности представлений о форме у детей раннего возраста, но, тем не менее, наблюдение за детьми показывает, что мальчики более быстро реагировали на выполнение заданий, меньше пользовались помощью воспитателя.

Наглядно данные мальчиков и девочек представлены на рисунке 1.

Анализ и обработка результатов диагностики - student2.ru

Рис. 1. Диаграмма показателей уровня сформированности у мальчиков и девочек раннего возраста

Таким образом, подведя итог практическому исследованию, необходимо сделать вывод, что у всех испытуемых детей в результате игровой деятельности выявлен достаточный уровень сформированности представлений о форме, что говорит о то, что развитие детей соответствует возрастной норме.

Среди испытуемых выявлены три ребенка с высоким уровнем, что говорит о том, что такие дети легко и быстро устанавливают контакт с воспитателями в игровой деятельности, достаточно долго сохраняют интерес к деятельности. При выборе фигур для заданий действуют быстро и точно. Ошибки свои замечают самостоятельно и тут же исправляют их, так же самостоятельно, с минимальной помощью взрослых выполняют серию заданий. Отмечено, что у них определяется ведущая рука, действия обеих рук согласованы.

Среди испытуемых - трое детей с достаточным уровнем сформированности представлений о форме, быстро устанавливают контакт с воспитателем в игре, реагируют на задания эмоционально положительно. При выполнении заданий ребёнок пользуется методом проб, практическим примериванием, а так же использует зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

Двое детей показали пониженный уровень сформированности представлений о форме. Не сразу вступили в контакт, были заинтересованы игровой деятельностью, но быстро теряли интерес. В некоторых случаях не пытались устранить ошибки, даже после напоминания. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечаются действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребенок не отбрасывает, а повторяет снова. Как правило, не определена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук.

Заключение

1. Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания. Среди особенностей развития детей раннего возраста необходимо учитывать сенсорное развитие ребенка. Согласно последним исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка - значит обучать его действиям обследования предмета (перцептивным действиям). С их помощью ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства.

2. Среди особенностей формирования представлений о форме у детей раннего возраста можно выделить: Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Дети раннего возраста уже могут воспринимать форму, цвет как признаки предметов, их специфических качеств. Конечно, от этого еще далеко до усвоения «сигнального значения», при котором изменение цвета, формы связывается с закономерными изменениями других, скрытых качеств предметов. Но это можно считать первым шагом к такому усвоению.

3. В исследованиях многих ученых, игра определяется как ведущий вид деятельности ребенка, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. Так же можно использовать игровые действия с игрушками, предметами-заместителями для формирования у детей раннего возраста представлений о форме. Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику её формирования и общие закономерности развития детей. С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. Игра – не только средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Дидактическая игра - наиболее приемлемый способ сообщения знаний ребенку. В дидактических играх легко и без насилия над личностью можно научить ребенка различным практическим способам сравнения, группировки предметов по форме. У детей идет накопление сенсорного опыта, на основе которого строятся знания, представления. Включение дидактических игр и упражнений в занятие по формированию элементарных математических представлений обеспечивает целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для усвоения математических знаний, повышает интерес и активность детей на занятиях, создает необходимую базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

4. В практическом исследования нами было определено, что в процессе игровой деятельности формируются представления о форме предметов у детей раннего возраста, что позволяет определить уровень развития этих представлений. У всех испытуемых детей в результате игровой деятельности выявлен достаточный уровень сформированности представлений о форме, что говорит о то, что развитие детей соответствует возрастной норме.

5. Таким образом, в результате создания психолого-педагогических условий игровой деятельности, направленной на диагностику уровня сформированности представления о форме у детей раннего возраста нами была доказана гипотеза исследования: развитие представлений о форме у детей раннего возраста будет протекать наиболее эффективно, если:

- учитывать при разработке занятий содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;

- при разработке дидактических игр использовать различный и интересный для детей раннего возраста материал.

- вовлекать ребенка в игровую деятельность, привлекать его к активному общению и к активным игровым действиям;

- использовать проблемные игровые ситуации и словесные инструкции в процессе занятий с детьми и их самостоятельной деятельности.

Список литературы

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду.//Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение,1972. – 405c.

2. Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Ювента, 2006. – 239с.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Детство-Пресс,2001 – 160с.

4. Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.— В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 2009. – 278c.

5. Годинай Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1998. – 215c.

6. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение,1997. – 157c.

7. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д, Михайлова З.А. и др. Обучение матема­тике в детском саду. - М.: Просвещение,1996. – 80c.

8. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176c.

9. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет. – М.: Просвещение, 2006. - 170c.

10. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Учитель, 2009. – 223c.

11. Зеньковский В.В. Психология детства.- М.; Академия,1995.- 300c. (познание прос­транства, формы, времени- c. 222-264).

12. Калинченко А.В.Обучение математике детей дошкольного возраста / А. В. Калиниченко. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 224c.

13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2007. – 416c.

14. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006. – 64c.

15. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Сост. Данилова В.В. - М.: Сфера, 2000. 175c.

16. Метлина А.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение. - 1994. – 207c.

17. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.:Просвещение,1995. – 153c.

18. Мухина В.С. Психология детства и отрочества В. С. Мухина. — М.: Институт практической психологии, 1998. – 412 с.

19. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2002 (2-е изд.). – 176с.

20. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика,2006. – 98c.

21. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. - Минск: Народная Асвета, 2000. – 118c.

22. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / автор - составитель Т.П. Высокова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 104c.

23. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 2000. -293c.

24. Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение. - 2001. – 158c.

25. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А Столяр. – М.: Просвещение, 1988. – 138c.

26. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1965. – 184c.

27. Чеплашкина И. Н. Математика - это интересно / И. Н. Чеплашкина. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 206c.

Наши рекомендации