Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями
Важной стороной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является создание общественных объединений родителей детей-инвалидов. Само существование таких объединений, во-первых, вселяет в родителей убеждение, что они не одиноки, во-вторых, рождает надежду на помощь, понимание, взаимообогащение знаниями, опытом, полезной информацией; расширяет круг общения с себе подобными «коллегами по несчастью». С другой стороны, спустя некоторое время это общение в кругу «коллег по несчастью» дает толчок к разделению социального мира на «наших» и «не наших», что, в свою очередь, приводит их к отделению от остального социума.
Одним из действенных способов оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является «родительский клуб». Родительский клуб как объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, ставит перед собой следующие задачи:
— формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»;
— формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;
— формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащение опытом;
— личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения.
В родительском клубе используются разнообразные формы работы. Среди них, традиционные и нетрадиционные:
· индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;
· организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.;
· образовательные семинары;
· психологические тренинги;
· общественные акции;
· пресс-клубы и тематические круглые столы;
· публикации опыта воспитания ребенка в семье;
· встречи с представителями власти;
· занятия в системе «ребенок — родитель — специалист»;
· участие в экспертизе динамики развития ребенка.
Например, такой клуб действует в специальной (коррекционной) школе № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга. В родительском клубе создана социотерапевтическая среда, в которой родители могут свободно общаться друг с другом, делиться опытом, получать поддержку. В начале работы использовались методы наблюдения, беседы, анкетирования. При этом родители посвящались в суть реабилитационной работы. Применялись методы компьютерной обработки информации. Сегодня используются методы интенсивного обучения группы родителей — семинары, тренинги, анализ видеоматериалов.
В процессе реализации образовательного и психотерапевтического аспекта работы преобладают моделирование, прогнозирование, интервьюирование, тестирование, методы психолого-педагогического воздействия с акцентом на современную креативную методологию (сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия, песочная терапия, музыкотерапия, кинотерапия, релаксационный практикум и пр.). Для обобщения и систематизации полученного опыта используются методы обобщения и систематизации, описание полученных результатов (публикации их в прессе, разработка рекомендаций, создание видеофильмов, распространение информации в системе Интернет). Таким образом, работа с родителями детей-инвалидов имеет широкий диапазон проблем, которые решаются комплексно, используя теоретические, диагностические и экспериментальные методы. Родительский клуб работает в пяти направлениях. Образовательное направление. Цель образовательной деятельности — формирование у родителей адекватного отношения восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития. Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме посредством лекционных и семинарских занятий, а также занятий в системе «ребенок — родитель — специалист».
В программу лекционных занятий включены следующие темы:
— исторические аспекты воспитания особых детей;
— эволюция общественных взглядов на природу явления;
— особенности развития детей с психофизическим и умственным недоразвитием;
— система образовательных (коррекционных) учреждений, принципы и задачи их работы;
— методы коррекционно-развивающего содействия абилитации ребенка.
В программу семинарских занятий включены следующие темы:
— современные методы развития: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия;
— песочная терапия; телесноориентированная терапия, дансте-
рапия и др.;
— принципы составления и реализации индивидуальных маршрутов развития;
— система коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом тяжести дефекта.
Благодаря мероприятиям образовательного направления создается общий язык между специалистами и родителями, меняется отношение к ребенку и себе.
Психотерапевтическое направление. Его цель — снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом. Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психотерапии и психологического консультирования: релаксационный практикум, сказкотерапия, арттерапия, данстерапия, формопластика, эвритмия и др. Благодаря методам психотерапевтического воздействия родители становятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, воспринимают будущее достаточно позитивно, изъявляют желание конструктивных изменений. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.
Социалъно-тренинговое направление. Цель мероприятий — обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Осуществляются они преимущественно в групповой форме. На занятиях моделируются разнообразные социальные ситуации (в отделе социального обеспечения, транспорте, магазине и пр.) и конструируются новые формы социального поведения. Благодаря им, родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными.
Правовое направление. Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, — приобретение родителями правовой грамотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей-инвалидов и их семей. Родители изучают федеральные и региональные законы, конвенции, постановления. Знания, приобретенные на занятиях и в процессе самостоятельного изучения законодательных документов, помогают родителям изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи. На занятия может быть приглашен юрист, который и помогает родителям узнать о своих правах.
Интеграционное направление. Цель направления — общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе. Родители обобщают опыт воспитания «особых» детей в семье, участвуют в диалоге со средствами массовой информации, в пресс-клубах и круглых столах, публикуют свои статьи. Благодаря этому формируется объективная сопричастность к общественной жизнь и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.
Занятия в клубе проходят один раз в неделю и помогают родителям глубже узнать своего ребенка, подкрепить интуитивные знания о нем научной информацией, знаниями специальной психологии и педагогики, разрешить сложные ситуации. На занятиях родители сплачиваются, находят себе единомышленников, проявляют творческие созидательные способности, что вселяет веру в свои силы и помогает не замыкаться в узком круге собственных проблем, а выходить на другой уровень общения и решать проблемы коллективно и грамотно. Родительская инициатива имеет великую силу и может вершить чудеса.
Родительский клуб — не единственный способ работы с родителями. Создаются школы матерей разных нозологических групп детей-инвалидов, где проводятся семинары, тренинги и другие социально-психологические мероприятия, связанные с просвещением родителей.
Городская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) Санкт-Петербурга, созданная в 1992 г., делает очень много для помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. В рамках программ помощи людям с ограниченными возможностями ГАООРДИ организует конференции, семинары, тренинги, круглые столы, где обсуждаются проблемы инвалидов, ежегодно сотни семей выезжают на оздоровительный отдых в пригороды Санкт-Петербурга и на юг. В летнем отдыхе могут принять участи и здоровые дети, которые являются волонтерами и помогают ребятам с ограниченными возможностями. В рамках летнего отдыха проводятся оздоровительные мероприятия с детьми и родителями (наблюдение врачами, закаливание, купание, плавание, подвижные игры, проведение занятий по ЛФК и т. п.), обучающие мероприятия (тренинги для родителей, кружки для детей, экскурсии, пешие походы), различные игры по станциям, фестивали творчества, праздники, концерты самодеятельности, театрализованные представления, ярмарки и т. д. Во время летнего отдыха родители могут познакомиться с семьями, где воспитываются дети с другими нарушениями, найти что-то общее и перенять опыт, организовать совместные занятия и игры с учетом интересов и возможностей детей, создать атмосферу доброжелательности, мотивировать физическую активность и познавательную деятельность.