Самоопределение ребенка в процессе социализации
Процесс социализации всегда включает два плана действия взрослеющей личности: адаптацию к социуму(приспособление себя к окружающим влияниям, условиям, обстоятельствам, которое строится на врожденном механизме саморегуляции человека) и самоопределение в социуме(активную позицию, предполагающую оценку происходящего вокруг, отбор предлагаемых обстоятельствами воздействий, принятие их или сопротивление им). Процесс социализации потому и возможен, что ребенок становится как бы объектом для самого себя: он должен посмотреть на себя со стороны, оценить свои действия, поступки, соотнести свои возможности с той социальной ролью, с тем типом поведения, который ему «предписывает» жизнь или открыто навязывают взрослые.
Отсюда возникают два вполне закономерных вывода:
1. В личности ребенка может быть воспитано только то, что лежит в «силовом поле» его социализации, отражено в его «образе мира» и составляет его собственную жизнь.
2. В воспитательное воздействие должно соотноситься со складывающимся у ребенка «образом себя».
Педагогика должна принять, что становление «образа себя» и «образа мира», которое происходит в процессе социализации в организованных образовательных формах, и есть путь индивидуализации личности ребенка.
Процесс самоопределения ребенка в социуме предполагает поиск определенной, значимой для себя и одобряемой взрослыми, позиции субъектности. Он характеризуется:
- личностной рефлексией («Кто я?», вычленение себя по отношению к социальному);
- «достройкой» своей идентичности по отношению к другим людям, в первую очередь значимым другим (своеобразный мыслительный эксперимент, когда в идеальном плане происходит прогнозирование разных стратегий, способов действия и выбор оптимального варианта); самоиспытанием себя в деятельности (определенное волевое усилие, необходимое для акта выбора).
В целях становления опыта самоопределения воспитатели (родители, педагоги) должны педагогическими способами направлять эти детские (а особенно — подростковые и юношеские) действия обособления. Для этого важно использовать следующие меры:
1. Предоставлять выбор— места, времени, дела, развлечения, общения и др. Мера свободы осознается ребенком пропорционально количеству выборов. На организацию различных вариантов выбора и должно быть в первую очередь направлено педагогическое творчество воспитателя. Кроме того, хороший воспитатель всегда предоставит ребенку, в числе прочих, и выбор того действия, в котором он особенно успешен.
2. Побуждать к созданию нового материального или духовного продукта.Новое в содержании социального опыта ребенка возникает тогда, когда требуется не автоматическое пользование известными предметами или правилами, а необходимо по-иному приспособиться к возникшей ситуации. Интересно, что К. Роджерс видел творчество не столько в создании чего-то нового в окружающей обстановке, сколько в создании новых граней собственной личности.
3. Применять «позитивные поглаживания»(термин Э. Берна, известного американского психотерапевта)[26]. Он считал «поглаживание» единицей социального взаимодействия. По определению Э. Берна, «поглаживание» — это любой акт, предполагающий признание присутствия и существования другого человека. Оно бывает словесным и практическим, условным и безусловным, позитивным и негативным.
4. Развивать рефлексивные потребности детей.Рефлексивная потребность проявляется у детей достаточно рано, уже к трем годам жизни. Это не что иное, как обращение познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, на свои личностные качества. В первые школьные годы просьба учителя, например, сформулировать выводы после обсуждения нового материала, которые бы начинались словами «Я понял, что .», «Я думаю, что .», «Я считаю, что .», станет одним из продуктивных приемов приобщения детей к рефлексии. Рефлексивные навыки детей получат поддержку и дальнейшее развитие, если учителем будут использоваться приемы «Ассоциация», «Если бы я был .», «Найди аналогию», «Определи своими словами», ролевые игры (например, «Пресс-конференция», «Интервью со знаменитостью» и др.).
5. Ориентировать ребенка на позицию «быть самим собой».Для этого важно речевое и читательское развитие детей: речь и чтение — два универсальных основания культуры, без которых невозможно «самостроительство» и самовыражение своего личностного «Я». Образование обращает к школьнику свои главные атрибуты культуры: знаки, слова, тексты, — именно они хранят «закодированный» тысячелетний фонд достижений культуры. Нельзя предлагать ребенку выучить что-то из этого фонда и, запомнив, действовать. Он должен соотнести предлагаемое знание со своим социальным опытом и выработать собственную систему знаков, слов, создать свои смысловые связи.
Глава 14