Классификация социальных технологий
Классификация социальных технологий может осуществляться по самым разным основаниям: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения, объектам и другим параметрам.
Основания классификации | Виды социальных технологий |
1. Сферы применения | Глобальные. Универсальные. Региональные |
2. Объекты | Групповые Общинные Индивидуальные |
3. Характер решаемых задач | Организационные Обучающие (информационные) Инновационные (поисковые) Социальное моделирование Социальное прогнозирование |
4. Область заимствования методов | Социально-медицинские Социально-психологические Социально-педагогические социально-педагогическая профилактика; социально-педагогическая поддержка; психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации развития ребенка; социальная защита детства; социально-педагогическая реабилитация детей и подростков |
5. Направления социальной работы | Собственно социальной работы: социальная диагностика (экспертиза); социальная профилактика; социальный контроль (надзор); социальная реабилитация; социальная адаптация; социальный патронаж (опека); социальное обеспечение; социальная терапия; социальное консультирование |
Рассмотрим технологии собственно социальной работы.
Социальная диагностика— комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Основывается на исследовании посредством системы методов, приемов и способов. Социальная диагностика предполагает анализ социальной проблемы путем расчленения ее на составляющие элементы, по которым осуществляется мини-исследование. Полученный социальный диагноз служит основанием для принятия решений и практических действий, направленных на предупреждение и торможение негативных тенденций исследуемого социального явления.
Социальная адаптация— система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям.
Социальная профилактика— совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения.
Социальный контроль— механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов социально-экономического, административно-правового и организационно-воспитательного характера в социальной системе (общество, социальные группы и отдельно взятая личность). Социальный контроль направлен на обеспечение функционирования системы в соответствии с социальными нормами и образцами. Осуществляется в форме официальной — через правовые нормы и неофициальной — через взаимоконтроль и общественное мнение.
Социальная опека (патронаж)— особая форма государственной защиты прав личности, имущества недееспособных и других граждан в случаях, предусмотренных законом. Как технология социальная опека включает выявление лиц, нуждающихся в опеке, подбор опекунов, работу с опекунами, регулирование их отношений с опекаемыми, защиту прав и интересов последних. Патронаж предполагает проведение на дому профилактических, оздоровительных, санитарно-просветительских мероприятий, предоставление социальных услуг.
Социальная реабилитация— процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде. Как технология предполагает совокупность методов, направленных на реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, профессиональном, личностном уровнях в глазах общества.
Социальное обеспечение— система оказания различных социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Социальная терапия— целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Она включает комплекс взаимосвязанных мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера, способствующих нормализации поведения граждан.
Социальное консультирование —технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.
Основными компонентами технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения.
Социально-психологические технологии — это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых выступают социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.
К социально-психологическим технологиям относят социально-психологический тренинг – это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это — форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников (А.С. Прутченков, 1996).
Во время занятий у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения.
Социально-медицинские технологии— совокупность приемов и методов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни.
К социально-медицинским технологиям относятпсихологическое консультирование подростков-инвалидов, основанное на гуманистическом подходе, которое предполагает прежде всего субъектное отношение к консультируемому.
Социально-педагогические технологии — совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно действующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации и адаптации в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности.