Развитие самооценки, мотивов поведения и уровня притязаний умственно отсталого школьника
Одним из важнейших факторов развития личности является формирование объективной оценки и самооценки возможностей и проявлений личности. Оценке могут подлежать люди, предметы, явления окружающей действительности. Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих отношений, действий, качеств, поступков, достижений и т. д. Самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов.
Самооценка у школьников складывается при выполнении ими различных заданий. По мере ее развития она начинает влиять на поведение: появляются различные реакции, выражающие отношение к заданию, а в ходе его выполнения и к получаемым результатам. В процессе формирования самооценки большая роль принадлежит учителю, оценивающему процесс и результаты деятельности учащегося.
У умственно отсталого школьника снижен уровень самосознания, ему присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. В силу этого возникает неумение адекватно оценить результаты работы, проанализировать собственную деятельность. Все это ведет к своеобразию процесса формирования и проявления самооценки у умственно отсталых школьников. В ходе специальных исследований были выявлены следующие особенности их самооценки на разных этапах обучения во вспомогательной школе.
В младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки, в среднем — наиболее адекватные, в старшем — преимущественно завышенные.
Нарушение самооценки в младшем возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.
Завышенная самооценка в старшем возрасте часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности. Повышенная самооценка может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.
В формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке учителем деятельности, поступков, высказываний учащихся.
В зависимости от самооценки находится уровень притязаний. У умственно отсталых в зависимости от характера дефекта можно наблюдать завышенный и заниженный уровни притязаний. Так, у олигофренов с уравновешенным протеканием процессов возбуждения и торможения можно постепенно выработать адекватный данной ситуации уровень притязаний. У умственно отсталых с проявлениями эмоциональной тупости (с текущей шизофренией, грубым недоразвитием личности) нарушена какая бы то ни было зависимость между трудностью задания и уровнем притязаний.
Нарушение уровня притязаний у умственно отсталых объясняется неумением оценить свои возможности, спланировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.
Оценка и самооценка в структуре личности умственно отсталого школьника выступает в качестве ведущего компонента в формировании самосознания.
Самооценку (СО) и уровень притязаний (УП) принято относить к числу основных компонентов личности.
Уровень притязаний – это стремление к достижению целей той или иной степени сложности. В основе лежит оценка своих возможностей. Впервые уровень притязаний был исследован К. Левином и его учениками, было выявлено, что не сам по себе факт успешной или неуспешной деятельности оказывает влияние на формирование УП, а субъективное восприятие человеком своей деятельности, себя в целом как успешного. Уровень притязаний, с одной стороны, связан с объективной результативностью деятельности человека, а с другой - с самооценкой человека, мерой ее адекватности и высоты. Соотношение между тремя данными параметрами можно выразить формулой
УП = успех/самооценка
Самооценка является важной составляющей самосознания, определяющей не только отношение к себе5, но и создающей основу для построения отношений с другими.
Экспериментальные данные (Л.И. Божович, Е.А. Серебрякова, Ж. Нюттен) показывают, что источником истинной самомоценки является обобщенное отношение, неограниченное рамками какой-либо одной деятельности.
Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям. Когда ребенок мал и интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но вот ребенок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на «неудачного ребенка» или если психически нормально развивающийся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.
У некоторых умственно отсталых детей обнаруживается пониженная и очень хрупкая самооценка, полностью зависящая от внешней оценки. У детей со средней и глубокой степенями психического недоразвития, оценка повышена: такие дети мало реагируют на внешнюю оценку. Следует также учесть феномен кажущейся независимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть у ранимых и низко оценивающих себя детей, но привыкших к неудачам и создавших себе своего рода защитный барьер от внешней оценки.
Специальное исследование Р.Б. Стеркиной по выяснению формирования уровня притязаний у умственно отсталых детей в дух видах деятельности (учебной – решение арифметических задач и практической – вырезание различных фигур из бумаги) показало, что формирование уровня притязаний в конкретных видах деятельности зависит от предшествующего опыта ребенка – его успешности или не успешности в этих видах деятельности В деятельности, обрекающей заранее ребенка на неуспех (решение арифметических задач), выбор задач разной степени сложности осуществлялся формально, т.е. у детей отсутствовали какие-либо стремления, связанные с достижением успеха в данном виде деятельности. Результаты подобных исследований имеют большое практическое значение для создания адекватной мотивационной основы любой деятельности, особенно требующей от ребенка определенных волевых усилий.
Общее недоразвитие психики умственно отсталых школьников, выражающееся в нарушении познавательной деятельности, ее структуры и мотивации, сказывается отрицательно на отношение к трудовой деятельности, в процессе которой они своеобразно воспринимают, запоминают, мыслят и воображают и т.д., но и относятся к выполняемым трудовым заданиям. Для того чтобы подготовить учащихся вспомогательной школы к общественно полезной трудовой деятельности, необходима систематическая и напряженная работа учителя и школьного коллектива по формированию правильного отношения к труду.
Большую роль в определении отношения человека к труду играют его потребности, интересы, мотивы, усвоенный ранее опыт. Не всегда отношение человека к данному виду труда совпадает с отношением к труду вообще. В определенных случаях его отношение к данному конкретному виду деятельности может быть положительным, а к другим видам деятельности отрицательным. Помочь умственно отсталому ребенку разобраться в своих возможностях и в определении своего отношения к различным видам деятельности должен учитель.