Программное обеспечение современного дошкольного образования
Социально-экономические и политические изменения последнего десятилетия отразились на содержании системы дошкольного образования. Появление «Концепции дошкольного воспитания» положило начало его обновлению. В практике ДОУ начали апробироваться новые педагогические технологии. Одновременно развитие инновационных процессов находило отражение в нормативно-правовых и программно-методических документах.
В условиях вариативности образования педагогам предоставлялась свобода выбора программ, которая нашла правовое подтверждение в «Типовом положении ДОУ».
Программа развития или воспитания - это необходимый документ, регламентирующий содержание образовательного процесса в ДОУ. В дошкольной дидактике образовательные программы подразделяются на комплексные и парциальные. Комплексные программы включают все основные направления развития ребенка. Парциальные - одно или несколько направлений.
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ. В методическом письме МО РФ № 46 от 24.04.95 г. определены общие требования к образовательным программам.
Проанализируем программы дошкольного образования, получившие наибольшую популярность среди практиков, по следующим параметрам:
1. Концептуальные основы.
2. Целевые ориентации.
3. Принципы построения.
4. Уровень применения (комплексность, парциальность).
5. Структурное содержание.
6. Своеобразие.
7. Технология обучения.
Исходной в анализе явилась традиционная и наиболее распространенная долгие годы российская «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (1985 г.).
Концептуальные основы. В основу программы заложена идея всестороннего гармоничного развития ребенка дошкольного возраста при условии учета возрастных и индивидуальных его особенностей.
Целевые ориентации. В качестве основных целевых установок выдвигаются следующие: забота о здоровье ребенка, его физическое, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание и подготовка к обучению в школе.
Принципы построения программы:
- идейная направленность содержания всего педагогического процесса в детском
саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания;
- непрерывная связь воспитания ребенка с жизнью общества, современностью;
- учет возрастных психо-физиологических особенностей и индивидуальных
различий ребенка;
- статус занятия как основной формы обучения.
Уровень применения. Программа по своему содержанию является комплексной и предусматривает физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание и развитие детей.
Структурное содержание. Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития: ранний возраст - от рождения до 2-х лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший
дошкольный возраст - от 2-х до 4-х лет (первая и вторая младшая группа), средний возраст до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). В каждой возрастной группе предусмотрено формирование знаний, умений и навыков на занятиях и их закрепление и совершенствование вне занятий.
Своеобразие программы. Программа ориентирована на реализацию образовательных функций дошкольного учреждения. При таком подходе в эпицентре образовательного процесса находятся ЗУНы. Основной формой обучения, как утверждается программой, являются занятия, на которых детям дают соответствующие возрасту представления об окружающем мире, о мире чисел, изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве, музыке; формируют умения и навыки практической деятельности, а также первоначальные навыки учебной деятельности.
Технология обучения. В помощь педагогу по организации воспитательно-образовательной работы в 1986 году были изданы «Методические рекомендации к программе обучения и воспитания в детском саду» (составитель Л.В. Русакова), где сделаны попытки раскрыть технологию воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
Работа по жестко регламентированной программе ограничивала возможности для педагогического творчества, недостаточно учитывала личностные особенности детей, подавляла их естественную любознательность, приводила к формализму. Все это противоречило идее гуманизации. В системе дошкольного образования появилась потребность в новых образовательных программах. Кроме того, причинами появления инновационных программ явились и новые цели, поставленные обществом перед системой образования, и научные достижения в области педагогики и психологии.
Первой программой, разработанной по заказу Министерства образования РФ и рекомендованной к использованию, явилась программа «Радуга».
Авторский коллектив: Т.Н. Доронова, канд. пед. наук, руководитель; В.В. Гербова, канд. пед. наук; С.Г. Якобсон, канд. психол. наук; Е.В. Соловьева, канд. пед. наук; Т.П. Гризик, канд. пед. наук, и другие сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ.
Концептуальные основы. Работая над программой, авторский коллектив исходил из положения: дошкольное детство - период интенсивного психологического развития, становления новообразований, присущих психике человека. Этот период кратковременен и занимает особое место в жизни человека.
Программа основывается на концепциях А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной, задавая следующие общие направления: развитие целенаправленной деятельности, развитие сознания, развитие личности ребенка и его коммуникабельности.
Важное значение в психическом развитии дошкольников имеют изменения, происходящие в его деятельности и личности. Основные составляющие любой деятельности человека, в том числе и ребенка, - мотив, цель, действия и операции, результат. Важнейшим направлением развития деятельности дошкольника является, во-первых, изменение тех мотивов, которые побуждают его к деятельности и тех целей, которые он сам перед собой ставит, во-вторых, - возникновение между мотивами и целями определенных связей и зависимостей.
В программу заложено основное теоретическое положение многолетних исследований М.И. Лисиной о важнейшем условии своевременного и полноценного развития дошкольника - общении со взрослыми.
Формы общения, предлагаемые программой, описаны в работах М.И. Лисиной, в частности, в работе «Проблемы онтогенеза общения» (М.: Педагогика, 1986).
В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований.
Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте), выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте), произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).
Целевые ориентации: обеспечение полноценного и своевременного психического развития ребенка. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- обеспечить ребенку возможность радостно и содержательно прожить
дошкольные годы;
- обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и
психического);
- формировать активное и бережно уважительное отношение к окружающему миру;
- приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям,
искусству, морали и др.).
Принципы построения программы:
1. Содержательный возрастной акцент. Если традиционная программа строилась
так, что в каждой возрастной группе «номенклатура» основных содержаний
неизменна и меняется только объем сообщаемых детям сведений или
формируемых у них навыков, то в «Радуге» сделана попытка определить
«центр», фокус интереса детей в каждой области знаний и через него
обеспечить необходимое, соответствующее возрасту развитие.
2. Уровневая организация программы. Традиционный дидактический принцип
доступности всего материала имеет достаточно ограничений. Если бы
взрослый всегда делал только то, что сию же минуту доступно ребенку,
развитие малыша бы приостановилось. Следовательно, объем сведений,
предлагаемых педагогом, должен значительно превосходить возможности
немедленного усвоения. Поэтому программой предусматриваются уровни,
обеспечивающие «зону ближайшего развития» и «зону дальнейшего
развития».
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Принцип реализуется в
предоставлении ребенку на каждом занятии свободного «педагогического
пространства», чтобы он по своему вкусу, настроению выбирал виды и
способы деятельности. Второй важный момент - индивидуальность сроков
усвоения. Программные ориентиры первого уровня даны на конец года. В
течение же года дети могут обучаться в разном темпе, с учетом физического
развития, условиями семейного воспитания, психологического возраста и т. д.
4. «Гомеопатический» принцип дозировки обучения. Можно учить быстро, но с
немалой нервной нагрузкой. Можно учить как бы между делом, не спеша,
затрачивая гораздо больше времени. Второй способ, когда содержание
усложняется постепенно, повторяется через годы, закрепляется, так сказать, по
ходу жизни, является более щадящим для нервной системы маленьких детей.
5. Создание развивающей среды. Применительно к особенностям возраста
используются те или иные средства, способствующие обучению или развитию
детей.
6. Принцип создания информативных образов. Информативный образ отвечает
двум требованиям: полнота и достоверность. Мышление детей в дошкольном
возрасте сохраняет наглядно-образный характер. Память и внимание до 5-6
лет также являются образными и непроизвольными. Следовательно, большое
внимание уделяется созданию пособий с двойной педагогической нагрузкой:
- компактной передачи информации;
- эстетической привлекательности.
7. Обеспечение положительного эмоционального фона. Информация лучше
усваивается детьми, если ее подача сопровождается приятными впечатлениями, положительными эмоциями. 8. Учет требований по подготовке к школе. Программа обеспечивает хорошую
подготовку к школе, формирование навыков учебной деятельности. Уровень применения. Программа является комплексной и предлагает развитие ребенка в игровой деятельности, а также на занятиях по физической культуре, конструированию, рисованию, лепке, аппликации, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математике. Структурное содержание:
1. Раздел «Психологическая характеристика возраста». Дается характеристика
возрастных особенностей основных психических процессов: восприятия,
внимания, памяти, речи.
2. Раздел «Программа воспитания и обучения детей». Содержит задачи работы с
детьми каждой возрастной группы с указанием основных путей их реализации
по направлениям:
- охрана и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа
жизни;
- создание условий для полноценного и своевременного психического
развития каждого ребенка;
- обеспечение каждому ребенку возможности радостно и содержательно
прожить период дошкольного детства.
3. Раздел «Основные методические подходы к работе с детьми». Описаны
педагогические технологии воспитания и обучения детей по различным
направлениям.
Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами, возникающими путем введения воспитателями игровых сюжетных содержаний, сопровождающих почти все занятия.
Следует отметить, что авторы программы «Радуга» не рекомендуют соединять ее с другими программами и привлекать к работе специалистов-предметников, чтобы не нарушать логику ее построения.
Технология обучения. Специфика технологии обучения обеспечивается общей методологией программы - гуманистическим аспектом. Авторам удалось построить модель взаимоотношений «ребенок - взрослый» принципиально на иных началах.
Педагог избегает отрицательных оценок как самих детей, так и результатов их труда. Большого одобрения и поддержки заслуживают те, кто работает, даже если результат появляется не сразу. Поощряется стремление самостоятельно думать, рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения независимо от объективной правоты. Достижения каждого ребенка сравниваются только с его же собственными предыдущими результатами, а не с достижениями других. В них царит атмосфера совместного поиска решения, а не поиска ошибок. Хоровые ответы снижают эмоциональное напряжение неуверенных в себе детей.
Методика проведения воспитательно-образовательных мероприятий подробно излагается в методических рекомендациях и программе. Там же для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также методическое содержание и средства проведения занятий. Программой «Радуга» большое внимание уделяется предметно-развивающей среде.
Авторами, начиная с 1996 года и по настоящее время, издаются учебно-
методические пособия к различным разделам программы, наборы демонстрационных картин и иллюстрированных альбомов для детей (В.В. Гербова - по развитию речи; Р.А. Юдина, В.П. Новикова - по математике; Н.М. Максимова и Т.С. Комарова - по рисованию; Л.А. Алексеева, Т.Э. Тютюнникова - по музыке; С.Н. Николаева - по экологии и многие другие).
Программа «Детство» создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания детей-дошкольников в разных видах деятельности.
Авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена. Начиналась работа под руководством В .И. Логиновой, доктора пед. наук, профессора. Научные редакторы: Т.П. Бабаева, канд. пед. наук, З.А. Михайлова, канд. пед. наук, профессор Л.М. Гурович, канд. пед. наук, Н.А. Курочкина, канд. пед. наук.
Целевые ориентации:
1. Обеспечение здорового образа жизни, начальной социализации;
2. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, основным сферам бытия;
3. Содействие осознанию ребенком себя как субъекта действий и переживаний;
4. Обогащение игрового опыта каждого ребенка. Педагогический подход к игре
как средству развития ребенка.
Принципы построения программы:
1. Уважение прав ребенка, гуманно-личностное отношение и гуманный подход к
нему; основной акцент в воспитании - на развитие задатков и творческого
потенциала личности.
2. Учет возрастных, психологических особенностей при отборе содержания,
форм, методов обучения и воспитания.
3. Деятельностный подход к познанию окружающего мира. Деятельность
рассматривается как средство и решающее условие развития личности
ребенка. В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности -
игре, общении, экспериментировании, предметной, изобразительной, речевой
и театральной происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное,
волевое, социально-личностное развитие ребенка.
4. Культурологический подход. Предусматривает введение детей в мир
человеческой культуры и нацеливает на проектирование условий творческого
освоения детьми культуры.
Уровень применения. «Детство» - программа многогранного развития и воспитания ребенка-дошкольника. По своему содержанию она характеризуется комплексностью и предусматривает физическое, интеллектуальное, нравственное, художественно-эстетическое и трудовое воспитание.
Структурное содержание. Программа «Детство» состоит из объяснительной записки и трех частей, соответствующих трем ступеням развития дошкольного детства: младший (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни). Содержание частей программы условно объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Конкретизация содержания осуществляется по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:
- характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития
ребенка;
- особенности сферы деятельности (общения, воспитания);
- общие задачи воспитания;
- представления (ориентации);
- практические умения;
- уровни освоения умений;
- методические советы;
- рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;
- рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;
- заключение.
Своеобразие программы. «Детство» - программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. В методических указаниях авторов, изложенных во введении к программе, сказывается влияние концепции дошкольного воспитания» (1989 г.).
Основное своеобразие программы заключается в обновленном и переструктурированном содержании знаний и представлений об окружающем. Содержание этих знаний освобождено от характерной для традиционной программы идеологичности. Примечательно, что формирование у детей представлений и понятий об окружающем мире соединено со способами деятельности. В программе уделено внимание вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества. Ребенок предстает в системе разнообразных видов деятельности: в игре, в художественной и музыкальной, в интеллектуальной и элементарной трудовой. Для каждого вида деятельности определены области представлений, познавательных, речевых и практических умений, направления творческого развития.
Инновационным является объединение содержания программы вокруг четырех блоков.
Блок «Познание» предполагает овладение детьми разнообразными и доступными им способами познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развитие познавательной активности, любознательности.
Блок «Гуманные отношения» ориентирует детей на доброжелательное отношение к миру, понимание жизненных потребностей всего живого, эмоциональных и физических состояний людей, способность к сопереживанию и проявлению активного и действенного участия к близким, сверстникам, другим людям, а также животным и растениям.
Блок «Созидание» помогает детям освоить разнообразные способы деятельности, пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Блок «Здоровый образ жизни» создает условия для полноценного психического и физического здоровья ребенка в детском саду, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Технология обучения и воспитания основывается на интеграции познания, общения со взрослыми и сверстниками, игры и других видов детской деятельности.
Опираясь на характерную для дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, программа предписывает обеспечивать условия для развития детской самодеятельности, инициативы, творчества.
С целью развития у детей креативных способностей программа предлагает создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде.
С целью развития познавательной активности программа рекомендует привлекать дошкольников к разрешению проблемных ситуаций, проведению элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитом, увеличительным стеклом и др.), развивающих игр, головоломок, к построению простейших механизмов и моделей.
В настоящее время весьма распространены школьные программы, основанные на концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др., в основе
которой лежит положение о центральной роли теоретического мышления в процессе обучения. Основной единицей теоретического мышления является научное понятие. Организация учебной деятельности младших школьников по таким программам особо требует соблюдения принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Этому требованию отвечает построение воспитательно-образовательного процесса по программе «Развитие». Научные руководители: Л.А. Венгер, доктор психол. наук; О.М. Дьяченко, доктор психол. наук. Авторский коллектив: Астаськова Н.Ф., науч. сотр.; Бардина Р.И., канд. психол. наук; Булычева А.И., канд. психол. наук; Бурлакова И.А., канд. психол. наук; Брофман В.В., канд. психол. наук; Варенцова B.C., канд. пед. наук; Горшкова Е.В., канд. пед. наук; Денисенкова Н.С., канд. психол. наук; Короткова Н.А., канд. психол. наук; Лаврентьева Т.В., канд. психол. наук; Маврига И.В., научн. сотрудник; Михайленко Н.Я., доктор пед. наук; Павлова Ю.Г., художник; Павлова Л.Н., канд. пед. наук; Урадовских Г.В., канд. пед. наук; Пороцкая Е.Л., канд. психол. наук; Эльконинова Л.И., канд. психол. наук.
Концептуальные основы программы представлены следующими теоретическими положениями.
Первое - концепция самоценности дошкольного периода детства, разработанная А.В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной путь развития ребенка - это амплификация, т. е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми формами и способами деятельности, определяющими становление его личности.
Образование ребенка в условиях амплификации предполагает не ускорение развития (переход с помощью обучения к более раннему решению школьных задач), а расширение его возможностей именно в дошкольных областях жизнедеятельности.
Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым взрослыми, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых.
Второе - концепция Л.А. Венгера о развитии способностей. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят прежде всего образный характер - это разного рода эталоны, модели, символы. Способности позволяют ребенку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический стандартный опыт, анализировать новую ситуацию, находить нестандартные способы решения различных задач. Л.А. Венгером в структуре нормального умственного развития дошкольника выделяются 3 вида способностей: сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Третье -теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Согласно этой теории развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для дошкольника это прежде всего игра, а также конструирование, изобразительная и литературно-художественная деятельность.
В соответствии с данными теоретическими положениями основной целью программы является развитие умственных и художественных способностей ребенка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности.
Принципы построения программы:
1. Программа строится на гуманистическом понимании дошкольного детства
(самоценность дошкольного детства).
2. Возрастной принцип в программе проявляется не в ускорении развития
ребенка для более раннего школьного обучения, а расширении его возрастных
и личностных возможностей.
3. Основной акцент в работе по программе направлен не на то, какой
фактический материал дается детям, а на то, как он дается. Авторы
сосредоточены не на содержательной стороне сообщаемых детям знаний, а на способах овладения этими знаниями, что имеет первостепенное значение для развития способностей.
Уровни применения. По объему и направленности на целостный педагогический процесс программа «Развитие» классифицируется как комплексная. Она предусматривает умственное, художественное и физическое развитие детей.
Структурное содержание. Программа содержит объяснительную записку и следующие разделы, направленные на формирование умственных способностей:
1. Ознакомление с пространственными отношениями;
2. Развитие элементов логического мышления;
3. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой;
4. Развитие элементарных математических представлений;
5. Подготовка к обучению грамоте;
6. Конструирование;
7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре;
8. Ознакомление с природой;
9. Ознакомление с элементарными физическими явлениями;
10. Изобразительное искусство.
Своеобразие программы:
1. Построение развивающих занятий предполагает развитие сотрудничества
детей друг с другом, их взаимодействие, связанное с распределением ролей,
материала, функций и отдельных действий.
2. Основной путь развития дошкольника рассматривается как обобщение его
собственного чувственного опыта. Поэтому главное в образовании -
приобретение такого опыта, его обобщение и его фиксация с помощью знаков
и символов.
3. Инновационным является введение в программу таких разделов, как
«Режиссерская игра», «Художественное конструирование», «Выразительное
движение».
4. Основное место в программе для детей второй младшей группы занимает
система занятий по сенсорному воспитанию, для детей средней группы -
ознакомление с пространственными отношениями, а в старшем дошкольном
возрасте - развитие элементов логического мышления.
5. Своеобразием раздела «Развитие представлений об окружающем мире и о
себе» является его интегративный характер, предусматривающий решение
нескольких задач:
- развитие представлений об окружающем мире и о себе;
- освоение различных форм приобретения опыта, помогающего ребенку
получать знания (опыт экспериментирования и проживания);
- развитие познавательных и творческих способностей.
6. Занятия по изобразительному искусству «очищены» от технической стороны и
насыщены заданиями на развитие эмоционального восприятия и выражения.
Главным является обучение ребенка решению творческих задач, в которых нет
готовых образов, нет единственно правильного ответа, а есть целый спектр
равно интересных возможностей и решений.
7. Впервые программой «Развитие» вводятся занятия по логике. Данный раздел
направлен на развитие у старших дошкольников представлений о понятийных
отношениях, лежащих в основе логического мышления. Программа
убедительно доказывает, что старшие дошкольники вполне в состоянии
«перешагнуть» барьер между наглядно-образным и логическим, понятийным
мышлением, если сами понятийные отношения раскрываются для них при
помощи наглядных моделей. В программу включено освоение двух видов
понятийных отношений: классификационных (отношения подчинения и соподчинения) и сериационных (отношения последовательности).
Технология обучения и воспитания.
Работа по программе «Развитие» предполагает кардинальное изменение способов обучения. Авторы программы поставили перед собой задачу ввести в обучение дошкольников такие действия, которые в максимальной степени способствовали бы развитию их умственных и художественных способностей. Это, прежде всего, использование знаково-символических средств, в том числе и наглядных моделей. Моделирование используется при реализации разных разделов программы и разных заданий: пересказывание сказок и рассказов, ориентировка по схеме в помещении и на участке детского сада, овладение логическими отношениями сериации и классификации, математическими отношениями, моделирование и построение конструкций, овладение связями, зависимостями, существующими в социуме и природе. Вначале дети используют реальные модели (предметные, двигательные, графические) и постепенно овладевают способностью их построения «в уме».
В методических рекомендациях к программе рассматриваются такие основы педагогической технологии, как организация предметной среды, взаимодействие взрослого и ребенка на занятиях, сотрудничество дошкольников в процессе обучения.
Представленные варианты образовательных программ содержат определенный взгляд на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на содержание образования, которое обеспечивает успешную адаптацию к условиям социальной среды, определяемым научно-техническим прогрессом, интеллектуализацией производственной деятельности, демократизацией общества.
Литература:
1. Белая К.Ю. Анализ программ и учебных пособий по дошкольному воспитанию. // Сб.
Вариативные программы, 1996.
2. Доронова Т.Н. Как организовать работу по программе «Радуга». // Дошкольное воспитание -
1997.-№5.
3. Доронова Т.Н. Работа по программе «Радуга». // Дошкольное воспитание. 1997. - №№ 6-12.
4. Загвоздкин В., Соловьева Е. Беседы о Вальдорфской педагогике.//Дошкольное
воспитание. 1993. - №№ 3, 4, 6, 11; 1994. - № 6.
5. Ерофеева Т.Н. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. -
М.: МПГУ, 1998.
6. Крылова Н.М. Детский сад - дом радости. // Дошкольное воспитание. 1994. - № 6.
7. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ. // Дошкольное
воспитание. 1995. - № 8.
8. Программа «Радуга». Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. - М., - 1991.
9. Программа «Детский сад-дом радости». Крылова Н.М., Иванова В.Т.-М.,- 1991.
10. Программы «Развитие», «Одаренныйребенок». Beнгер Л.А., Дьяченко О.М. - М., - 1984.
11. Программа «Детство». Логинова В.И. и др.-СПб., 1997.
Контрольные задания по теме: