Тема 12. Диагностика в дошкольном математическом образовании
Задания к практическому занятию 12.1(по группам)
1. Изучить литературу по теме занятия.
2. 1-ой группе: найти и изучить тест Г.Витцлака «Способность к школьному обучению», тест Керна-Йрасека «Готовность к школе», диагностику освоенности детьми математических представлений в подготовительной к школе группе и подготовиться к их проведению
3. 2-ой группе: подобрать задания для экспресс-диагностик математического развития дошкольников и подготовиться к их проведению.
4. 3-ей и 4-ой группе: найти, изучить и представить систему мониторинга в основных общеобразовательных программах ДОО (по одной программе на группу).
Практическое занятие 12.1 (2 час.)
Вопросы для обсуждения:
1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы как обязательная часть структуры основной общеобразовательной программы ДОО.
2. Уровни диагностики математического развития ребенка.
3. Роль и место экспресс-диагностик в педагогическом обследовании ребенка.
4. Системная диагностика как часть процесса развивающего обучения в педагогическом обследовании ребенка.
5. Диагностика освоенности математических представлений детьми подготовительной к школе группы
6. Изучение развития математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. с. 183-213).
План проведения практического занятия.
1.Экспресс-опрос.
Вопросы к экспресс-опросу:
1. Перечислите уровни диагностики математического развития ребенка.
2. Приведите пример задания, которое используют в экспресс-диагностиках.
3. Какие умения выявляют в диагностике освоенности детьми математических представлений в подготовительной к школе группе (назвать одно)?
2. Презентации систем мониторинга в основных общеобразовательных программах ДОО.
3. Ролевая игра «Обследование детей в ДОО».
4. Ролевая игра «Запись ребенка в школу».
Тема 13. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками на занятиях по математике
Вопросы для самостоятельного изучения
Цели коррекционно-развивающей работы на математических занятиях. Различные методические подходы к организации коррекционно-развивающего обучения в ДОУ. Разработка коррекционно-развивающего занятия по математике. Виды помощи ребенку при проведении занятия.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислить цели коррекционно-развивающей работы на математических занятиях.
2. Назвать требование к заданиям для коррекционного занятия.
3. Какая деятельность должна быть преимущественно организована на коррекционных занятиях?
Задания к практическому занятию 13 (по группам)
1. Изучить материал лекции и пособия ((Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. с. 231-299)..
2. Подобрать игры и игровые упражнения для коррекционной работы и подготовиться к их проведению.
3.Подготовить и провести коррекционное занятие по математике (Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003. с.387-390)
Практическое занятие 13.1 (2 час.)
Вопросы для обсуждения:
1.Различные методические подходы к организации коррекционно-развивающего обучения в ДОУ.
2. Разработка коррекционно-развивающего занятия по математике.
3. Виды помощи ребенку при проведении занятия.
План проведения практического занятия.
1.Экспресс-опрос.
1. Перечислить цели коррекционно-развивающей работы на математических занятиях.
2. Что понимают под «необходимой помощью» ребенку?
3. Какие виды помощи используют на коррекционных занятиях?
4. В чем различие двух подходов к организации коррекционно-развивающего обучения в ДОУ?
5. Перечислить требования к заданиям для коррекционной работы.
6. Назвать наиболее адекватный способ познания окружающего мира для детей с проблемами в развитии.
2. Ролевая игра.