Ландшафтная организация территории детских садов
Школы
школы явл.местом огранич.пользования, поэтому участок по периметру ограждают изгородью высотой не менее 1м. Расст. от границ участка до красных линий улиц или проездов д.б. не менее 15-20м., до стен жилых домов, зданий не менее 10м., различ. предприятий не менее 50м. Планировочным центром участка является здание школы, которое как правило располаг. у одной из сотрон участка и ориентируют по сторонам света в соотв. с санит. нормами.
Вогруг школы д.б. проезды шириной не менее 3,5м. с разворотной площадкой. Расстояние от фассада здания до ближайшего борта не менее 8м. Зем. участок шк. представляет собой систему открытых площадокю, разделенных по видам деятельности и возрастной принадлежности, на кот. размещают оборудования сооружение,мафы и озеленение с учетом функциональных и планировочных требований к каждой отдельной зоне и взаимосвязи с окр. территорией. Выделяют следующие функциональные зоны:
- физкультурно-спортивную - зону отдыха - хоз-ую
кроме того в структуру участка входит озеленение и площадь застройки здания.
насаждения должны объединять все зоны в единое целое и занимать не менее 40-50% от всей площади. Насаждения играют функциональную роль, отделяя зоны или площадки друг от друга, обеспечивая благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. размещение насаждений зависит от общего планировочного решения участка. Размещение отд. зон, площадок, дорожек.
Физк-спорт. зона занимает большую площадь участка. Включает комплек площадок с оборудованием предназначенным для занятий физкультурой. В спортивной зоне обычно размещают: 1) спор ядро (118х48м), с круговой беговой дорожкой=250м. Если не позволдяет площадь, комбинированную площадку (96х37) с беговой дорожкой=200м. 2)Комбинированную площадку 24х20м для проведения занятий младших школьников по волейболу и баскетболу. 3) комб. площадку 52х22м. для занятий по гимнастике и спорт. игр.
Общая площадь спорт. зоны д.б. не менее 5,5-6тыс м2. Насаждения на спорт. зоне размещают на небольших разделяющих полосах или участках м/д площадками в виде рядовых посадок дер. и куст.
на более крупных по площади участках м/д спорт. и учебно-опыт. зонами размещ. групповые насажд. Растения не должны затенять игровых полей площадок. солнце должно освещать не менее 40% тер-рии спортплощадок. Деревья располагают так, чтобы площадки могли хорошо проветриваться.иассортимент подбирается в соотв. с требованиями озеленения спорт. площадок.: раст. должны иметь однотонную окраску, желат. темную; изгоди с компактной, плотной кроной; не должны захламлять территорию. Возможно вертик. озеленение.
Учебно-опытная зона: предназначена для проведения занятий на открытом воздухе и практических работ по метеролдогии, биологии и.т.д.Включает:
- опытный участок для выращ. полевых культур. не менее 250-300 м2.
- опыт. уч. для младших классов. 120-150м2.
- плодовый сад 450-500м2.
- географ. и астрономич. площадку. 100м2.
- для общих линеек. 400-450м2.
Теплицу и парники размещают недалеко от хоззоны. Опыт.участок овощных и для младших классов размещают смежно или рядом с плодовым садом. участки д.б. хорошо инсолируемы и защищены от ветра. Геогр. площадка размещается изолированно от других и в противоположной стороне от спорт.зоны.
Зону отдыха формируют из площадок предназначенных для проведения отдыха и оздоровительных работ в учебное и внеучебное время. В зависимости от возрастных особенностей она может делиться на площадки для подвижных игр 1классов, 2-4 кл.. 5-8кл (300м2), спокойного отдыха 5-9 кл.. для 1-4кл = 200м2 (2 площадки). Насаждения в зоне отдыха размещают свобоюно, в основном группами, на небольших участках вокруг площадок. Площадки должны иметь как тенистые уголки, так и хорошо освещенные участки. Ассортимент должен влючать интродуценты, с целью изучения дендровлоры и изучения биологических знаний школьников. следует предусматривать цветники и открытве участки газонов.
Хоз.зона размещается со стороны входа в производственное помещение пищеблока и изолируют рядами деревьев и (или) кустарников шириной 3-5м. Хоззона предназначена для размещения сарая, гаража для автомашин, мусоросборников. В хоззоне допускается размещение овощехранилища. Рядом с двором предусматривают открытый асфальтированный участок размеролм 12х12м для въезда и разворота автотранспорта. Въезд в хоззону рекомендуется устраивать самостоятельным с улицы или внутриквартального проезда, изолированного от входа учащихся на участок.
деревья высаживаются на расстоянии не менее 10м. от стен здания, куст. не менее 5м, чтобы школьные помещения не затенялись.Попериметру внутренней части предусматривается озелененная полоса шириной 4-6м с рядовой посадкой деревьев и кустарников с внешней стороны 4-7
ают открытый асфальтированный участок размеролм 12х12м для въезда и разворота автотранспорта. Въезд в хоззону рекомендуется устраивать самостоятельным с улицы или внутриквартального проезда, изолированного от входа учащихся на участок.
деревья высаживаются на расстоянии не менее 10м. от стен здания, куст. не менее 5м
Ландшафтная организация территории детских садов
1. Классификация детсадов
Дошкольные образовательные учреждения служат для педагогического воспитания, обучения, ухода и присмотра за детьми от 2х месяцев до 6-7 лет, а так же оказания медицинской, методической помощи родителям на основе утвержденных программ воспитания и обучения. К дошкольным учреждениям относятся следующие:
* Детсад с приоритетным осуществлением одного или нескольких упражнений развития воспитанников (интел., физ.,худ и др)
* Детсад компенсирующего типа с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений физического и психического развития воспитанников.
* Детсад с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, оздоровительных мероприятий и процедур.
* Детсад комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями в любом соотношении)
* Детсад физического и психического развития поддержки и оздоровления всех воспитанников (центр развития ребенка)
Прежняя квалификация вида дошкольных учреждений:
1)Детские ясли – от 2х месяцев до 3 лет
2)Ясли-сад – от 2х месяцев до 6-7 лет
3)Детский сад – от 3 лет до 6-7 лет
Расчетная вместимость здания детсада содержащего группы до 3х лет не должна превышать 10 групп(200 мест), содержащего детских групп от 3х лет – 12 групп(240 мест)
Расчетная вместимость детских садов (общее число мест) определяется заданием на проектирование, исходя из организационной структуры, расчетной вместимости детских групп, градостроительных и социально-демографических условий.
Расчетную наполняемость детских групп принимают для детей от 1года до 3х лет – 15 мест, для детей от 3-7 лет – 20 мест. В детских садах общего типа расчетная вместимость детских групп не должна быть менее 10 мест, в малых менее 5 мест.
2. Требования к организации дошкольных учреждений и их типы
Детсады предусмотрены на различных уровнях жилого комплекса (микрорайон,квартал и др) должны составлять единую сеть, представляющую разнообразное комплексное и приближенное к жилью обслуживание в соответствии с потребностями семей с детьми дошкольного возраста.
Расчетная потребность в детсадах определяется на основе демографических данных, прогноза соответствующего спроса и потребности населения с учетом существующего фонда зданий детсадов.
При проектировании следует принимать оптимальные величины детсадов общего типа от 4 до 10 детских групп. Проектирование специализированных зданий детсадов осуществляется только за счет включения дополнительных, специальных помещений, предусмотренных в составе групповой ячейки, таки общими для всех или нескольких детских групп.
3. Требования к размещению и организации территорий детсадов
При всех типов детсадов необходимо предусматривать земельный участок, в составе которого выделяются зона игровой территории и хоззона с разграничением соответствующими технологическому процессу.
Расстояния от границ участка детсада (здания и игровой территории) до красных линий должно быть не менее 25 м.
От границ участка(игровой территории) до жилых или иных общественных зданий не менее 12 м.
Размещение в жилой застройки и расстояние от детсада здания до других зданий сооружений принимается в соответствии со СНиП-2.07.01-89.
Общая площадь земельного участка отдельно стоящего здания детсада берется из расчета не менее 659 м.кв. на каждую детскую группу, у встроенного детсада не менее 570 м.кв. на каждую группу.
Если расчетное число детей в группах превышает 10, площадь участка берется из расчета не менее 350 м.кв. на одну группу у отдельно стоящих зданий и 225м.кв. – у встроенных.
При организации участка детсада необходимо предусматривать кольцевой у отдельно стоящего здания или полукольцевой – у пристроенного здания автомобильный проезд или зону, обеспечивающую возможность проезда автомобиля.
Отдельно стоящее здания детсада следует размещать в границах участка при этом участок может примыкать к зданию детсада лишь с части сторон.
Выходы из здание для вывода детских групп на участок должны располагаться со стороны примыкающего участка.
Расстояние от входа в здание или от границ участка до участка игровой территории, размещающего в отрыве от здания, не должно превышать 50 м.
Зона игровой территории должна включать:
1)Групповые площадки индивидуальной для каждой группы, площадью 180м.кв.
2)Площадь озеленения из расчета 120м.кв. на каждую детскую группу
3)Общую физкультурную площадку площадью 200м.кв. для детсадов вместимостью от 4 до 8 групп и 250м.кв.- от 9 и более групп
В составе игровой зоны дополнительно можно предусматривать следующие элементы: солярий, парк крупноразмерных игрушек, лыжню, зимний каток, велосипедные дорожки, площадку для изучения ПДД и т.д.
При встроенных детсадах вместимостью не более 4х групп и малых детсадах блокируемых жилыми домами, а так же у прогулочной группы в качестве игровой территории допускается предусматривать только групповые площадки, размещаемые на придомовой территории с необходимыми отступами и санитарными разрывами между площадками.
Участок семейного детсада выделяется как групповая площадка на озелененной придомовой территории площадью не менее 60 м.кв. не может
При каждой групповой площадке должны предусматриваться навесы, огражденные с 3х сторон, пол навеса деревянный.
Игровые площадки должны иметь травянистое покрытие, частично, но не более чем на половине площадки может предусматривать твердое или грунтовое покрытие, укрепленное песчаной подсыпкой или мелкой каменной крошкой. Допускается применение тротуарной плитки. Асфальтовое покрытие на групповых площадках или обще физкультурных площадках не допускается.
На групповых площадках возможно размещение стационарного игрового оборудования при наличии гигиенического сертификата и сертификата соответствия.
На площади озеленения предусматривается травянистое покрытие, цветники и деревья, не ядовитые и не способные ранить ребенка.
Деревья высаживаются не ближе 10 м от стен здания, кустарник – 1,5м.
В площади озеленения включаются защитные полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы: не менее 3 м- между групповыми площадками, а так же между групповыми и спортивными; не менее 6м – между групповыми и хоззоной и между общефизической и хоззоной; не менее 2м – между ограждениями участка и групповыми или физкультурной площадкой.
Общефизическая площадка может оборудоваться сеткой для двух командных игр, детский баскетбол-щитами, габариты площадки для двух командных игр -6 на 9м.
В состав хоззоны входят: хозплощадка, которая одновременно является разворотной площадкой для грузовых автомобилей с местом для разгрузки и площадкой для мусоросборника. Площадь хозплощадки для детсадов с числом групп от 4 и более -100м.кв., для малых -75м.кв.
В состав хоззоны дополнительно можно включать овощехранилище –не более 50 м.кв., огород, ягодник, фруктовый сад и прочие элементы подсобного хозяйства.
Хозплощадка должна иметь твердое покрытие и размещаться при входах в загрузочную пищеблока и желательно в пастирочную. Мусоросборники отдельно стоящих зданий детсада размещаются только на хозплощадке.
Участок детсада должен быть огражден оградой высотой не менее 1,6м, ограда не должна иметь горизонтальные членения, а так же острых завершений вертикальных прутьев, расстояние между вертикальными элементами должно быть не более 10см.
Горизонтальная поверхность участка, включая грунтовые площадки с твердым покрытием пешеходных, проездов и границы у них должны быть без отступов, об которые ребенок мог споткнуться. Перепады уровней высот 15 см и более должно сопровождаться организацией лестниц, пандусов и ограждений. Лестницы, имеющие более 3 ступеней должны иметь ограждение с поручнями для детей.
На участке должно быть предусмотрено наружное освещение, в том числе игровые территории и входа в здание. Наружные светильники должны находиться на высоте не менее 1,6 м.
включая грунтовые площадки с твердым покрытием пешеходных, проездов и границы у них должны быть без отступов, об которые ребенок мог споткнуться. Перепады уровней высот 15 см и более должно сопровождаться организацией лестниц, пандусов и ограждений. Лестницы, имеющие более 3 ступеней должны иметь ограждение с поручнями для детей.
Реконструкция
Необходимость реконструкции зелёных насаждений на городских объектах обусловлена тем, что насаждения по следующим причинам не способны выполнять свои функции:
• размещение древесных группировок проводится без учёта их отношения к свету, к воздействиям давления ветра, к влиянию техногенных факторов (вблизи источников загрязнения и т.п.);
• меняется градостроительная ситуация и функции объекта, повышение рекреационных нагрузок, возникновение стихийной дорожной сети, уничтожение растительного покрова, механические повреждения деревьев и кустарников;
• отсутствует систематический уход за насаждениями - подкормка, обрезка и формирование крон деревьев, омолаживание кустарников, устранение механических повреждений, борьба с вредителями и болезнями и т.п., что ведёт к потере жизнеспособности и декоративности, образованию поросли, зарастанию приствольных пространств вокруг деревьев нежелательными видами травянистых растений.
Реконструкция насаждений включает изыскательские, проектные, инженерно-строительные, агротехнические работы. При этом необходимо учитывать индивидуальные качества самой территории, её функциональную предназначенность и объёмно-пространственную структуру, тип насаждений и их композиционную роль на том или ином участке - вблизи площадок отдыха, дорог, у входов на территорию и т.п.
При проведении реконструкции и восстановления насаждений на объекте основным должен быть принцип максимального сохранения жизнеспособной растительности и увеличение сроков жизни отдельных деревьев.
Реконструкция и восстановление зелёных насаждений на объектах озеленения осуществляются на основании спререциального проекта. Проект реконструкции и восстановления зелёных насаждений разрабатывается, как правило, на стадии рабочего проекта (РП).
Опорный план объекта реконструкции - чертёж в масштабе 1:2000, с указанием границ объекта, ориентации по странам света, дорожной сети, автостоянок, гаражей и т.п. Этот чертёж является основанием для получения, плана геодезической подосновы в Мосгоргеотресте.
Данные по типу застройки и этажности зданий, численности населения и его возрастной структуре.
Геодезический план территории (геоподоснова) - чертеж в М 1:500 с имеющимися подземными коммуникациями, сооружениями, существующей дорожной сетью.
План инвентаризации существующих насаждений с оценочными ведомостями растительных элементов - деревьев, кустарников, газонов, цветников, вертикального озеленения (чертеж в М 1:500).
Ведомости дефектов по элементам благоустройства и озеленения территории по результатам обследования.
Ландшафтный анализ территории объекта, отражающий особенности рельефа, соотношение типов объёмно-пространственной структуры (ТПС) и типов садово- парковых насаждений (ТСПН);
ландшафтный анализ проводится на крупных по площади территориях (в парках, лесопарках).
Техническое задание на проектирование объекта реконструкции.
В состав проектной документации входят следующие материалы:
Проектные предложения по хозяйственным мероприятиям - по выбраковке, удалению сухостойных, больных, физиологически старых и усыхающих деревьев и кустарников, по разреживанию насаждений, удалению и пересадке деревьев (выполняется на копии чертежа геоподосновы в М 1:500).
Генеральный план реконструкции и восстановления зелёных насаждений, отображающий объемно-пространственную структуру насаждений, видовой состав вновь размещаемых деревьев и кустарников, в сочетании с ценными существующими экземплярами с учетом типов садово-парковых насаждений.
План организации рельефа (по необходимости).
Посадочно-разбивочные чертежи на основе генерального плана в М 1:500, 1:200 (фрагменты), отображающие привязку растений, разбивку элементов цветочного оформления, дорожек, троп, площадок.
Чертежи конструкций дорожных покрытий и малых архитектурных форм; разрезы в М 1:50, 1:100.
Ведомости основных объемов работ по реконструкции объекта.
Смета затрат по реконструкции рукции объекта озеленения определяется с учётом существующей планировки и общей градостроительной ситуации и назначения самого объекта.
Основное назначение и функции объектов озеленения и принципы их планировочной организации характеризуются определенными данными и показателями в зависимости от их категории.насаждений.
Пояснительная записка, отражающая обоснование разделов и положений проекта реконструкции и технологии озеленительных работ.
Проектное решение по реконструкции объекта озеленения определяется с учётом существующей планировки и общей градостроительной ситуации и назначения самого объекта.
Основное назначение и функции объектов озеленения и принципы их планировочной организации характеризуются определенными данными и показателями в зависимости от их категории.
Работы по реконструкции необходимо осуществлять поэтапно и в соответствии с проектом.
Первый этап - санитарно-профилактический - включает проведение следующих операций.
Санитарные - уборка территории от мусора и грязи, остатков строительных материалов, усохших и заражённых вредителями и болезнями деревьев и кустарников;
Операции по уборке деревьев в зонах вблизи жилых домов и в придомовых полосах, где растения находятся ближе чем в 5 м от окон первых этажей, что нарушает санитарные нормы освещённости помещений;
Операции по уборке деревьев, произрастающих в зонах влияния подземных коммуникаций (когда корневая система находится ближе чем 1,5 м от створа сетей);
Второй этап - разреживание и осветление насаждений, включает проведение следующих операций:
Рубки разреживания, цель которых состоит в удалении малоценных деревьев и кустарников, корнеотпрысковых видов растений и в выявлении высоко декоративных экземпляров, составляющих "костяк" будущей композиции, создания благоприятных световых условий для их произрастания;