Трактовка Дистервегом сущности и задач общечеловеческого воспитания. Разработка дидактики развивающее обучения. Сущность воспитания, его цели и основные принципы.
Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. «Человек — мое имя, немец — мое прозвище», — говорил Дистервег.
Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда.
В дополнение к принципу природосообразностиДистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...». Но идеалистическая трактовка природы человека и самого хода исторического развития помешала Дистервегу прийти к полному пониманию социальной сущности воспитания. Но важно, что он отошел от индивидуалистической трактовки принципа природосообразности, свойственной Руссо, и подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества.Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности.
78. Первые декреты СССР. Создание ФЗУ, ШКМ, ФЗС.
-Декрет об образовании ВСНХ (Высшего Совета народного хозяйства) от 2 (15) декабря 1917 года стал важной вехой на пути строительства режима военного коммунизма. Высший Совет народного хозяйства стал высшим органом централизованного управления экономикой; основным архитектором нового органа долгое время оставался Юрий Ларин, поначалу имевший определённое влияние на Ленина. По мнению Ричарда Пайпса, Ларин образовал главки ВСНХ по образцу германских «Кригсгезельшафтен» (центры регуляции индустрии в военное время); - Декрет Наркомпроса «О введении нового правописания» от 23 декабря 1917 года (5 января 1918 года) предписал «всем правительственным и государственным изданиям» печататься по новому правописанию с 1 января 1918 года (по старому стилю).О школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) Наряду с этим в работе школ фабрично - заводского ученичества имеется ряд крупных недочетов, сроки обучения чрезмерно длинны и нередко одинаковы для простых и сложных специальностей, учебные планы загружены смежными предметами в ущерб основной специальности, подготовка рабочих некоторых квалификаций производится в объеме, превышающем потребности производства, и др.Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР считают главнейшим недостатком то обстоятельство, что оканчивающие школы фабрично - заводского ученичества не закрепляются на производстве, а значительная часть оканчивающих, минуя производство, уходят на рабфаки, в техникумы и высшие учебные заведения.школы крестьянской молодежи (ШКМ) и фабрично-заводские семилетки (ФЗС),типы общеобразоват. школ в 1920-е – сер. 1930-х гг. Их специфика заключалась в привитии учащимся навыков пром. и с.-х. труда. ШКМ являлись продолжением нач. школы, организованы в 1923/24г. Действовавшие общеобразоват. школы повышенного типа (7-летки и школы II ступени) охватывали незначит. часть крест.подростков и в малой степени отвечали потребностям с. х. В ШКМ принимали детей батраков, бедняков и середняков 14–16 лет. Обучение в ШКМ продолжалось 3–4 года. Каждый учеб.год представлял собой законченный образоват. цикл.ШКМ были призваны «подготовить культурного советского крестьянина, способного разбираться в явлениях сельского хозяйства и улучшить его технику, способного разбираться в явлениях полит.жизни и бороться за рабоче-крестьянские интересы».