Функции структур управления воспитательной деятельностью вуза и должностных лиц

Общевузовский уровень. Ученый совет вуза определяет концепцию и программу развития воспитания, направленность ценностных основ их реализации, формирование целостного воспитательного пространства коллектива, методы и формы взаимодействия преподавателей и студентов, поддержку и развитие учебно-творческих и научно-исследовательских инициатив, новаторских идей в области воспитания коллектива.Совет вуза по воспитательной работе (Координационный совет) разрабатывает основные направления воспитательной работы, координирует деятельность вузовских, факультетских и кафедральных структур по проблемам воспитания, содействует созданию новых организационных форм и методов работы, созданию общественных объединений воспитательного характера, контролирует распределение средств финансово-материального фонда с целью поощрения отличившихся коллективов, студентов и руководителей научно-творческих объединений. Важной функцией Совета является обобщение опыта воспитательной деятельности в вузе, разработка рекомендаций по внедрению в учебно-воспитательный процесс новых направлений и технологий воспитания, совершенствование системы обучения и воспитания.Совет студенческого самоуправления вуза. Студенческое самоуправление, представляющее собой общественное объединение студентов, ориентировано на развитие всесторонне интересной и полезной студенческой жизни.

Факультетский уровень. Для управления воспитательной деятельностью в целом на факультетах целесообразно введение должности заместителя декана по воспитательной работе. Функциями заместителя декана по воспитательной работе являются:

- формирование основных направлений воспитания на факультете, разработка программы и планов воспитания с учётом мнения профессорско-преподавательского коллектива, а также мнения студенческого актива; определение целей и задач воспитания студентов факультета;

- изучение и анализ информационных материалов о студентах-первокурсниках (результаты вступительных экзаменов, анализ результатов первичного анкетирования и индивидуальных бесед с первокурсниками), формирование на этой основе студенческих групп, ознакомление студентов с Уставом, структурой, историей и традициями вуза, с правами и обязанностями студентов, правилами поведения в вузе и в студенческих общежитиях;

- изучение государственных стандартов, учебных планов, предметных программ с целью выявления их воспитательного потенциала и возможностей использования в воспитательной деятельности учебных курсов по гуманитарному и социально-экономическому блоку, естественнонаучных и технико-технологических дисциплин;

- развитие координационных связей между преподавателями факультетов и представителями общевузовских кафедр высших учебных заведений с целью повышения эффективности воспитания среди студентов (совместное планирование воспитательных программ, привлечение профессорско-преподавательского состава общих кафедр к участию в организации и проведении воспитательных мероприятий на факультетах);

- участие в разработке и проведении общевузовских мероприятий, согласование программ и планов воспитательной работы вуза с программами и планами воспитательной работы на факультетах.

Кафедральный уровень. Основными звеньями кафедрального уровня организации и управления воспитательной деятельностью являются заместители заведующих кафедрами по воспитанию и кураторы студенческих групп.

Функциями заместителя заведующего кафедрой по воспитанию являются:- организация и контроль за содержанием общих курсов и спецкурсов по профилю кафедры в соответствии с целями и задачами вузовской Концепции и программы воспитания; руководство, координация и контроль внеучебной работы со студентами академических групп, специализирующихся по профилю кафедры.

Содержание работы и обязанности куратора студенческой группы формируются на основе профессиональной, духовно-нравственной и культурно-творческой направленности обучения и воспитания, индивидуального подхода, демократического и гуманистического стиля общения и включают: изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, определение уровня воспитанности, способности и индивидуальных особенностей (коммуникативных, характера, здоровья и т.д.); совместное планирование программы воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков, избрание старосты учебной группы, а также представителей студенческого коллектива в органы курсовых, факультетских и вузовских органов студенческого самоуправления, «соуправления», студенческие профсоюзные, спортивные, научно-исследовательские, творческие и другие общественные организации; изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе, выявление и анализ возникших причин данной ситуации, создание условий для стимулирования комфортности, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе; обеспечение реализации задач воспитательной деятельности (в студенческих общежитиях, формирования органов студенческого самоуправления, участие в групповых факультетских и вузовских воспитательных мероприятиях)

Наши рекомендации