Фонетика. фонология. орфоэпия. графика. орфография
№ п/п | Тема | всего | Кол-во часов (лекции) | Кол-во часов (практич.) | Самост. работа (кол. час) |
Предмет фонетики. Понятие об основных единицах фонетической системы рус. яз. | |||||
Артикуляционная классификация звуков. | |||||
Характеристика надсегментных единиц рус. Фонетической системы: слог, ударение, интонация | |||||
Изменение звуков в потоке речи. Позиционная мена и позиционные изменения согласных звуков. | |||||
Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков. | |||||
Фонология как особый раздел фонетики. Понятие о фонеме. Система согласных фонем русского языка. | |||||
Система гласных фонем русского языка. | |||||
Парадигматика и синтагматика фонем. Понятие фонемы и ее аллофонов в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах.Основные тенденции в области развития русской фонологической системы. Теорети- ческое и практическое значение фонологии. | |||||
Понятие об орфоэпии. Историч. основа рус. Орфоэпии. Связь произносительных норм с фонетическими законами. Причины отклонения от норм рус. лит. произн. | |||||
Основные правила орфоэпии в области согласных и гласных. Вариантность орфоэпических норм как рез-т их развития. Стилистическ. разновидности рус. лит. произноше ния. Орфоэпические словари и спра вочники. Орфоэпия в школе. | |||||
Краткая хар-ка рус. Алфавита. Соотношение букв и фонем. Слоговой принцип рус. Графики Краткие сведения из истории рус. графики. | |||||
Русская орфография. Общая хар-ка. Основной принцип рус. орфографии. Ан-з орфографических правил рус. яз. с т. зр. Основного принципа | |||||
Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания Раздельные, слитные и полуслитные написания. Правила переноса. Строчные и прописные буквы. Краткие сведения из истории рус. орфографии. Орфографические словари и справочники | |||||
Итого |
Модули по «Современному русскому литературному языку. Фонетика. Фонология. Графика. Орфография. Лексикология. Лексикография»
Модуль 1: Фонетика современного русского литературного языка
Учебный элемент 1.1: Предмет фонетики. Понятие об основных единицах фонетической системы рус. яз.
Учебный элемент 1.2: Артикуляционная классификация звуков.
Учебный элемент 1.3: Характеристика надсегментных единиц рус. Фонетической системы: слог, ударение, интонация
Учебный элемент 1.4: Изменение звуков в потоке речи. Позиционная мена и позиционные изменения согласных звуков.
Учебный элемент 1.5: Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков.
Модуль 2: Фонология современного русского литературного языка
Учебный элемент 2.1: Фонология как особый раздел фонетики. Понятие о фонеме. Система согласных фонем русского языка
Учебный элемент 2.2: Система гласных фонем русского языка.
Учебный элемент 2.3:Парадигматика и синтагматика фонем. Понятие фонемы и ее аллофонов в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах.Основные тенденции в области развития русской фонологической системы. Теоретическое и практическое значение фонологии.
Модуль 3: Орфоэпия современного русского языка
Учебный элемент 3.1: Понятие об орфоэпии. Историческая основа русской орфоэпии. Связь произносительных норм с фонетическими законами. Причины отклонения от норм русского литературного произношения.
Учебный элемент 3.2: Основные правила орфоэпии в области согласных и гласных.
Вариантность орфоэпических норм как рез-т их развития. Стилистические разновидности рус. лит. произношения. Орфоэпические словари и справочники. Орфоэпия в школе.
Модуль 4: Графика современного русского литературного языка
Учебный элемент 4.1. Краткая характеристика русского алфавита. Соотношение букв и фонем.
Учебный элемент 4.2. Слоговой принцип русской графики. Краткие сведения из истории рус. графики.
Модуль 5: Орфография современного русского литературного языка
Учебный элемент 5.1. Русская орфография. Общая хар-ка. Основной принцип рус. орфографии. Ан-з орфографических правил рус. яз. с т. зр. Основного принципа
Учебный элемент 5.2. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания
Учебный элемент 5.3. Раздельные, слитные и полуслитные написания. Правила переноса. Строчные и прописные буквы. Краткие сведения из истории рус. орфографии. Орфографические словари и справочники
Модуль 6: Лексикология современного русского литературного языка
Учебный элемент 6.1. Предмет и задачи лексикологии
Учебный элемент 6.2. Слово как единица лексики. Толковые словари.
Учебный элемент 6.3. Понятие лексико-семантической системы. Семантические поля и группы
Учебный элемент 6.4. Лексическое и грамматическое значение слова. Структура лексического значения слова. Денотативный, сигнификативный и прагматический аспекты определения лексических значений. Вопрос о коннотации и ее видах
Учебный элемент 6.5. Сема как минимальный компонент значения. Методика компонентного анализа. Закон семантического согласования слов при употреблении в речи. Семное варьирование значений слов.
Учебный элемент 6.6. Слова однозначные и многозначные. Многозначное слово как смысловая структура.
Учебный элемент 6.7. Типы лексических значений слова (по классификации В.В. Виноградова)
Учебный элемент 6.8. Переносное использование слов. Метафорическое и метонимическое переосмысление лексем (в отличие от сужения и расширения значений)
Учебный элемент 6.9. Лексические омонимы и смежные с ними явления. Словари омонимов.
Учебный элемент 6.10. Лексические синонимы. Словари синонимов.
Учебный элемент 6.11. Антонимия слов. Словари антонимов.
Учебный элемент 6.12. Лексические паронимы. Словари паронимов.
Учебный элемент 6.13. Формирование лексико-семантической системы. Исконно русская лексика.
Учебный элемент 6.14. Иноязычная и заимствованная лексика. Фазы процесса заимствования и признаки освоения слов. Этимологические словари. Словари иностранных слов.
Учебный элемент 6.15. Сферы использования русской лексики: лексика общеупотребительная и ограниченного применения. Словари терминов, диалектные словари, словари жаргонной лексики.
Учебный элемент 6.16. Функционально-стилистическая дифференциация лексики и ее эмоционально-экспрессивная характеристика. Нейтральная лексика. Разговорная лексика.Лексика книжных стилей
Учебный элемент 6.17. Активная лексика и пассивный состав лексики русского языка. Устаревшие слова, их типы. Неологизмы. Словари устаревших слов; новых слов и значений. Изменения в лексике русского языка в период экономических и социальных реформ (в конце ХХ – начале ХХI века).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ТЕМЕ: «ФОНЕТИКА»
1. Затранскрибируйте текст. Сделайте фонетический анализ подчёркнутого слова.
№1
Хорошо здесь: и шелест, и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяныхослепительных роз.
И на пышных парадных снегах
Лыжный след, словно память о том,
Что в каких-то далёких веках
Здесь с тобою прошли мы вдвоём.
(А. Ахматова)
№2
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой.
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
(А. Ахматова)
№3
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.
(А. Ахматова)
№4.
Оставим счёты. Вероятно, слабость.
Я, предвкушая ваш сарказм и радость,
В своей глуши благословляю разность:
Жужжанье ослепительной осы
В простой ромашке вызывает робость.
Я сознаю, что предо мною пропасть,
и крутится сознание, как лопасть,
Вокруг своей негнущейся оси.
(И.Бродский)
№5.
Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас, в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.
(А.Тарковский)
№ 6
Въезжаем в рощу золотую,
В грибную бабушкину глушь.
Лошадка встряхивает сбрую
И пьёт порой из тёплых луж.
Вот показались вдоль дороги
Поля, деревни, монастырь.
А там - с кустарником убогим
Унылый тянется пустырь…
(Н.Рубцов)
№ 7
Есть на Севере береза,
Что стоит среди камней.
Побелели от мороза
Ветви черные на ней.