Сущность и причины профессиональной деформации
Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД ~ это изменение в отрицательную сторону профессиональных и личных качеств у части сотрудников под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности. Она проявляется в четырех основных сферах: профессионально-нравственной, профессионально-интеллектуальной, эмоционально-волевой и, как производное, в сфере профессиональных действий.
В профессионально-нравственной сфере деформация проявляется как утеря представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, отчуждение человека от профессии, девальвация личных перспектив в профессиональной деятельности, подмена профессиональных норм деятельности и поведения искаженными узкокорпоративными нормами, в конечном итоге — в нарушении профессионально-нравственных норм и законности.
В профессионально-интеллектуальной сфере деформация представляет собой утерю желания, а далее и способности принимать и реализовывать самостоятельные профессиональные решения и повышать свой профессиональный уровень, шаблонность мышления, постепенную утрату профессиональных знаний, преувеличение значимости собственного профессионального мнения и опыта, а иногда — их абсолютизацию.
В сфере эмоционально-волевой деформация проявляется в разбалансированности и огрублении эмоционально-волевой сферы, утрате чувствительности к чужой беде, равнодушии к соблюдению требований законов, людям, в «накоплении эмоциональной усталости», росте внутренней и внешней конфликтности, агрессивности, ослаблении волевых качеств, утере способности к самоконтролю и саморегуляции, появлении длительных депрессивных состояний.
Деформация в сфере профессиональных действий — это, как правило:
- формализм в работе,
- гипертрофированное внимание к внешней атрибутике деятельности;
- стремление к работе только по указке,
- избегание ответственности за состояние дел на порученном участке;
- сужение и примитивизация личных профессиональных умений и навыков;
- стремление подменить реальную деятельность псевдодеятельностью («бегство от деятельности»);
- правовой нигилизм, произвольное толкование закона, «обвинительный уклон»;
- стремление к «силовым» методам решения профессиональных задач;
- стереотип закрытости, общее недоверие и подозрительность,
- а на высших уровнях деформации — появление и возрастание корыстной расчетливости в работе (мздоимство),
- сращивание с криминальными образованиями и профессиональное предательство.
Говоря о причинах профессиональной деформации, надо отметить, что она развивается на основе предпосылок, прежде всего связанных с особенностями личности сотрудника, сформировавшимися до службы в органах внутренних дел, его воспитанности, образованности, обученности и развитости. Предпосылки могут определяться особенностями и влияниями ближайшего окружения (семья, родственники, друзья вне службы). Первичный отбор на службу призван выявлять негативные предпосылки и при их выраженности должен следовать отказ желающему служить.
Причины профессиональный деформации, действующие во время службы, разнообразны.
Во-первых, это некоторые особенности правоохранительной деятельности, отношений с разными категориями людей при ее осуществлении. К объективным факторам здесь можно отнести:
• эмоционально-психологические и физические перегрузки, стрессы;
• экстремальность, повышенный уровень опасности для жизни и здоровья сотрудников;
• властные полномочия (особенно в случае дисбаланса властных полномочий и реальной персональной ответственности за результаты своих действий);
• объективно высокая ответственность за характер и результаты своей деятельности;
• работа в режиме дефицита времени и информации;
• затруднения в решении личных проблем, в том числе восстановления сил и здоровья, связанные со спецификой профессиональной деятельности (например, регулярная работа в выходные и праздничные дни, невозможность использовать отпуск летом и т.д.).
Во-вторых, низкий нравственный уровень населения в обслуживаемом регионе, влияние криминального бизнеса, коррупции в государственных структурах, постоянные контакты по службе с криминальными и асоциальными личностями. Все это создает постоянный неблагоприятный фон деятельности, содержащий потенциал постоянных социально-педагогических влияний, деформирующих сотрудников. Сильно сказывается и прямое воздействие со стороны правонарушителей (обманы, уговоры, навязывание взяток, указующие звонки из органов власти и пр.), а также прямое давление асоциальных или криминальных групп (требования, подкупы, провокации, шантаж, угрозы расправы). Криминальные структуры стремятся чаще всего нейтрализовать профессиональную активность сотрудника или побудить его работать на них.
В-третьих, неэффективное управление, нестабильность, — постоянные непредсказуемые изменения задач, условий, содержания, форм, организации деятельности; неопределенность — размытость или противоречивость нормативной базы, целей и задач деятельности, критериев ее оценки; аморфность самой системы организации деятельности; неинформированность — острый дефицит информации, необходимой для результативной профессиональной деятельности или отсутствие определенности и достоверности этой информации; профессиональное бессилие — объективная невозможность решить поставленные задачи в данных условиях наличными силами и средствами; недостаточное материально-техническое, финансовое, управленческое, кадровое обеспечение профессиональной деятельности; несоответствие ставящихся задач и даваемых поручений подготовленности и способностям сотрудника.
В-четвертых, отношения в процессе профессиональной деятельности:
• плохие взаимоотношения в системе руководитель—подчиненный;
• негативный морально-психологический климат в коллективе, противоречие официальных и неофициальных взаимоотношений, неблагоприятное влияние неформальных лидеров;
• конфликтные и формальные отношения между сотрудниками;
• низкий социально-психологический статус сотрудника в коллективе;
• отсутствие психологической и социальной защищенности сотрудников;
• гипертрофированная корпоративность в среде сотрудников. Под воздействием перечисленных факторов коллектив ОВД не способен выступать позитивным противовесом деформирующим влияниям. Ряд сотрудников обретают этот противовес в семье, среди друзей вне службы и т.д.
В-пятых, ряд личных качеств сотрудника, на которые не обратили внимания кадровые аппараты при приеме его на службу, либо которые изменились в ходе ее. Помимо очевидных (корыстолюбие, трусость, лень, эгоизм, агрессивность, подозрительность, неуверенность в себе и др.) к таким качествам относятся:
• неспособность к адекватной самооценке;
• ограниченная способность к самостоятельному мышлению и самостоятельным действиям;
• гипертрофированные властные амбиции;
• повышенная внушаемость;
• конформизм;
• слабость волевых качеств;
• неразвитая способность к самоконтролю;
• пониженная сопротивляемость негативным влияниям;
• пониженная эмоционально-психологическая устойчивость;
• несоответствие личных способностей и профессиональной подготовленности занимаемой должности.
Многие качества человека со временем меняются, однако прямой связи между сроком службы сотрудника и развитием профессиональной деформации нет. Здесь важен не стаж, а качество опыта; успешность или неуспешность личного профессионального опыта. Первый вид опыта («опыт победителя», «опыт непобежденного») служит залогом успешного сопротивления профессиональной деформации. Поэтому сотрудник, прослуживший 15—20 лет, может быть не затронут профессиональной деформацией, в то время как молодой, прослуживший 2—3 года, демонстрирует порой ее вполне законченные образцы.
В итоге можно сказать, что нет фатальной неизбежности профессиональной деформации сотрудников ОВД, но существует ее опасность. Вот почему следует вести постоянную работу по ее профилактике, а там, где она имеет место, — по ее преодолению.