Система работы по развитию речи в детском саду
1. Определите группу идентичных понятий:
а) Языковая способность, языковая одаренность
б) Речь, речевая деятельность
в) Речь, язык
г) Общение, вербальное общение
2. Какой из компонентов языковой способности включает в себя овладение средствами интонационной выразительности речи?
а) Лексический
б) Фонетический
в) Морфологический
г) Синтаксический
д) Словообразовательный
3. В какой из групп функциональных характеристик родного языка коммуникативная функция выступает в качестве основной и генетически исходной?
а) Интеллектуальные характеристики языка
б) Социальные характеристики
в) «Личностные» характеристики языка
4. Какой из типов билингвизма дает возможность ребенку выразительно читать стихи и пересказывать художественные произведения на другом языке?
а) Непосредственный
б) Опосредованный
в) Искусственный
г) Естественный
д) Рецептивный
е) Репродуктивный
ж) Продуктивный
5. Определите оптимальный возраст, с которого необходимо начинать обучение детей другому языку в ситуации русско-белорусского двуязычия:
а) Ранний возраст
б) Младший дошкольный возраст
в) Средний возраст
г) Старший дошкольный возраст
6. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы формирования речи, составляет:
а) Психологическую основу методики развития речи детей
б) Лингвистическую
в) Естественнонаучную
г) Философскую
д) Педагогическую
7. Определите и подчеркните эмпирические методы исследования:
а) Наблюдение
б) Моделирование
в) Изучение и анализ литературы
г) Анализ эмпирического материала
д) Беседа
е) Рейтинг
ж) Эксперимент
8. Определите профессиональные знания, умения, относящиеся к рефлексивному уровню профессиональной подготовки специалистов в области методики развития речи детей:
а) Знание основных принципов речевой коммуникации
б) Умение отбирать и использовать необходимые дидактические
материалы
в) Умение проводить экспертизу программ, создавать собственные
способы воздействия на речь детей
г) Определять содержание речевой работы с детьми
9. В каком из современных направлений исследований детской речи отражается способность детей дошкольного возраста к элементарному осознанию языковых явлений?
а) Структурном
б) Когнитивном
в) Функциональном
10. Кто является основоположником методики развития речи детей как науки?
а) Е.И. Тихеева
б) Ян Амос Коменский
в) К.Д. Ушинский
г) М. Монтессори
11. Определить задачи речевого развития детей, необходимость разрешения которых диктуется многоуровневым характером языковой системы (нужное подчеркнуть)
а) Развитие связной речи
б) Развитие словаря
в) Воспитание звуковой культуры речи
г) Подготовка в обучению грамоте
д) Ознакомление с художественной литературой
е) Развитие грамматической стороны речи
12. Выделить принцип, определяющий стратегию речевой работы с детьми дошкольного возраста.
а) Принцип развития языкового чутья
б) Принцип обеспечения активной речевой практики
в) Принцип обогащения мотивов речевой деятельности
г) Принцип коммуникативно-деятельностного подхода
д) Принцип комплексного подхода к развитию всех сторон детской
речи
13. Определите важнейшее средство речевого развития детей:
а) Культурная языковая среда
б) Обучение речи на занятиях
в) Художественная литература
г) Общение взрослых и детей
д) Природа
14. Определите вид речевых занятий, отражающих современный подход к развитию речи детей:
а) Занятия по формированию словаря
б) Занятия по обучению связной речи
в) Занятия словесного характера
г) Занятия по обобщению и систематизации знаний
д) Комплексные занятия
е) Комбинированные занятия
15. В группе предложенных подчеркните продуктивные методы развития речи детей:
а) Наблюдения, осмотры
б) Пересказ
в) Чтение художественных произведений
г) Обобщающая беседа
д) Рассматривание картин
е) Моделирование
ж) Рассказывание
з) Творческие задания
Блок №2
Методика развития разных сторон детской речи и диагностика речевого развития детей
1. Расположите задачи словарной работы в логической последовательности:
1.Активизация словаря детей
2.Устранение нелитературной лексики
3.Обогащение словарного запаса
4.Закрепление лексики
5.Уточнение словаря
а) 1,2,3,4,5
б) 2,4,5,3,1
в) 5,4,3,2,1
г) 3,4,5,1,2
2. Укажите авторов, исследующих проблемы формирования словаря детей дошкольного возраста.
а) Н.П. Иванова, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина, Л.М. Струнина,
В.И.Логинова
б) М.А Алексеева, О.С. Ушакова, Э.П. Короткова, А.А. Захарова.
в) В.В. Гербова, А.Г. Арушанова, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич.
г) Л.А. Калмыкова, Е.А. Смирнова, О.И. Коненко, Н.П. Иванова.
3. Что перечислено ниже:
¨ единство развития словаря с развитием познавательных процессов;
¨ целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей;
¨ наличие наглядности;
¨ реализация всех задач словарной работы в единстве.
а) Требования к организации и методике проведения занятий.
б) Содержание словарной работы в детском саду.
в) Задачи словарной работы в дошкольном учреждении.
г) Принципы словарной работы.
4. Определите структуру занятия по формированию родовых понятий
а) Постановка учебной задачи, создание игровой ситуации,
демонстрация предметов, вычленение частей, назначения, выбор
предмета из нескольких.
б) Вычленение свойств и качеств предметов, обучение
обследовательским действиям, введение новых слов, упражнения в
выделении качеств и свойств предметов.
в) Выделение всего набора известных признаков, отделение существен-
ных признаков от несущественных, обобщение по существенным при-
знакам, введение слов, упражнения в классификации предметов.
г) Выделение основных признаков предмета, сравнение по признаку
сходства с установлением причин сходства; сравнение по признаку
отличия с установлением причин отличия.
5. Определите основные причины грамматических ошибок в речи детей.
а) Словотворчество; возрастные особенности внимания, памяти; незнание
грамматических правил языка.
б) Трудности овладения грамматическим строем языка; недостаточный
запас знаний об окружающем мире; общие психофизиологические
закономерности развития ребенка; неблагоприятное влияние окружа-
ющей среды.
в) Недостаточный уровень развития мышления, психических процессов,
фонематического слуха; словотворчество; влияние речи окружающих
людей.
г) Недостаточное внимание к речи детей со стороны взрослых;
особенности речи детей; недостаточный уровень развития фонемати-
ческого слуха.
6. Выберите положение, относящееся к воспитанию грамматически правильности речи, верное применительно к детям дошкольного возраста.
а) Формирование грамматически правильности устной речи опирается
на изучение грамматических правил.
б) Необходимо знакомить детей с грамматической терминологией.
в) Исправлять грамматические ошибки в речи детей не следует.
г) Формирование грамматически правильной устной речи опирается
на практическое освоение грамматического строя языка.
7. Определите правильную последовательность усложнения в строении предложений у детей дошкольного возраста: а) сложносочиненное предложение; б) слова-предложения; в) сложноподчиненное предложение; г) предложение, состоящее из 3-4 слов; д) простое предложение, осложненное однородными членами.
а) б, а, д, г, в
Б) д, г, в, б, а
в) г, д, а, б, в
Г) б, г, д, а, в
8. Укажите особенности звуко- и словопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
а) Неустойчивость в произношении звуков, чрезмерное употребление
усвоенного звука; неправильность в произношении длинных и
трудных слов.
б) Пропуск трудных звуков или замена их более легкими ; смягчение
согласных звуков, сокращение слов, перестановка слогов.
в) Небрежность в произношении слов, неправильная постановка
ударения, отклонения в орфоэпии, сознательная замена звуков с
целью придать слову другой смысл.
г) Неправильность произношений отдельных звуков; пропуск отдельных
слов, быстрая, нечеткая речь, слабая артикуляция звуков.
9. Чем обусловлена последовательность отработки звуков?
а) Возрастающей ролью сознательного отношения к звуковой стороне
слова.
б) Психологическими особенностями развития мышления , внимания.
в) Некоторыми возрастными особенностями детей.
г) Физиологическими особенностями развития речедвигательного
аппарата.
10. Определите этапы работы над звуками в правильной последовательности.
1) Установка на внимание.
2) Показ и объяснение произношения изолированного звука.
3) Подготовка речедвигательного аппарата.
4) Дифференциация изолированных звуков.
5) Приключения «Веселого язычка»
6) Закрепление звука во фразовой речи.
7) Закрепление звука в словах
8) Дифференциация звуков в потоке речи.
9) Закрепление звуков в словах.
10)Формирование произносительных навыков.
а) 1, 2, 4, 7, 6
б) 2, 4, 7, 9, 6
в) 3, 2, 7, 9, 6
г) 3, 5, 4, 8, 10
11. В каком из перечисленных пособий представлены диагностические методики обследования всех сторон детской речи:
а) М.М.Алексеева, В.И.Яшина. Речевое развитие дошкольников. – М.,
1988.
б) Н.С.Старжынская. Тэорыя і методыка развіцця беларускага
ення дашкольнікаў. – Мн., 2000.
в) М.М.Алексеева, В.И.Яшина. Методика развития речи и обучение
родному языку дошкольников. – М., 2000.
г) Н.С.Старжынская. Методыка развіцця роднага маўлення. – М., 1998.
12. Какое из перечисленных положений относится к особенностям речи детей среднего дошкольного возраста?
а) Дети данного возраста в совершенстве владеют произношение всех
звуков родного языка
б) На данном этапе основное внимание уделяется накоплению,
обогащению словаря, т.к. он беден, неточен у детей
в) Для детей этого возраста характерна внеситуативно-познавательная
формация
г) Дети среднего дошкольного возраста умеют составлять творческие
рассказы по теме, предложенной воспитателем.
13. Внимательно прочитайте характеристику речевого развития, определите, какому дошкольному возрасту (младшему, среднему, старшему) она соответствует.
· Дети активно осваивают построение разных типов высказываний (описание, повествование, рассуждение, умеют анализировать структуру любого связного высказывания (начало, середина, конец). Осваивают родственные понятия, такие как транспорт водный, воздушный, наземный, подземный. Все звуки родного языка произносят отчетливо. Происходит развитие фонематического восприятия. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
а) Старший дошкольный возраст
б) Младший дошкольный возраст
в) Младший, средний дошкольный возраст
г) Средний дошкольный возраст
14. Как вы будете изучать сформированность у детей умений в анализе речи?
а) Необходимо предложить детям задания на составление разных видов
текстов и самостоятельный элементарный анализ их детьми
б) Задания на различение структурных компонентов речи, на
понимание линейности речи
в) Игровые задания на составление предложений с заданным словом,
слов – с заданным звуком, слогом.
г) Задания на употребление трудных грамматических форм в речи с
последующим анализом правильности высказываний
15. Определите методики обследования уровня развития количественной стороны словаря детей.
а) Методика Ч.Осгуда определения коэффициента лексического
богатства и разнообразия
б) Метод ассоциативного эксперимента, определение ассоциативных
полей слов
в) Классификация понятий
г) Методика Ф.Г.Даскаловой «Тест-словарь»
Блок 3