Образования в дошкольном учреждении

Достижение целостного видения мониторинга качества образования в дошкольном учреждении как системы осуществляется посредством представления его в виде структурной схемы, разработанной на основе концептуальной модели мониторинга, предложенной А.И. Севруком и Е.А. Юниной [37, с. 8]. Определение структурных элементов концептуальной модели характеризует иерархическое представление структурной схемы мониторинга качества образования в дошкольном учреждении (таблица 3).

Таблица 3 — Схема мониторинга качества образования в дошкольном учреждении

Структурные элементы Характеристика структурных элементов системы мониторинга в дошкольном учреждении
Тип мониторинга Медико-валеологи-ческий Психологи-ческий Педагоги-ческий Управлен-ческий Социологический Экономический
Объект мониторинга Медицинская система ДУ Психологи-ческая система ДУ Педагоги-ческая система ДУ Система управления д/у Социальная система ДУ Экономическая система ДУ
Предмет мониторинга Процесс здоровьесбережения в ДУ Процесс психологического сопровождения Педагоги-ческий процесс Процесс управления д/у Процесс взаимодействия с внешними структурами ДУ Процесс ресурсного обеспечения ДУ
Вид Параметрический Тематический Итоговый
Цель Исследование объекта и предмета мониторинга с использованием системы общепринятых критериев и параметров Исследование объекта и предмета мониторинга по направлениям в содержании деятельности д/у Исследование объекта и предмета мониторинга по целям и результатам деятельности ДУ
Задачи Отслеживание изменений в объекте и предмете мониторинга по системе критериев и параметров Отслеживание изменений в объекте и предмете мониторинга по направлениям в содержании деятельности д/у Отслеживание изменений в объекте и предмете мониторинга по целям и результатам деятельности ДУ
Субъекты мониторинга Административно-управленческая команда ДУ Административно-управленческая команда ДУ Специалисты разного профиля Руководитель мониторинга в ДУ Организаторы разных видов мониторинга в ДУ
Функции – Ориентировочная (ориентация субъектов мониторинга в объекте и предмете исследования на основе получаемой информации) – Конструктивная (построение взаимосвязей между элементами системы ДУ с помощью определения специфических и общих свойств системы ДУ) – Организационно-деятельностная (определение оптимальной позиции субъектов в разных видах мониторинга путём интеграции получаемой информации и научно-теоретического знания) – Коррекционная (уточнение и, при необходимости, поправка задач ДУ, позиции субъектов в процессе деятельности ДУ) – Оценочно-прогностическая (дискретный процесс сличения и сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом исследования; данная функция до некоторой степени определяет и предыдущую)
Принципы – Принцип последовательного продвижения по всем этапам исследования – Принцип согласования функционирования отдельных элементов системы ДУ – Принцип неопределённости (ограниченности представлений о возможностях и работе отдельных элементов системы ДУ) – Принцип вероятности и дополнительности – Принцип активности и саморазвития как всей системы ДУ, так и отдельных её составляющих
Средства – Первичное накопление информации – Первичная (преимущественно количественная) обработка информации, или узнавание – Качественная обработка данных, или распознавание, в ходе которой выявляются сущностные характеристики исследуемого объекта – Классификация полученных данных – Проверка полноты полученных данных – Верификация (проверка истинности) прогноза исследования – Коррекция методов, средств, результатов исследования
Ограничения и ресурсы – Измеримость стандартов и норм – Их осуществимость и согласованность – Учёт особенностей функционирования (развития) ДУ и конкретных условий в ДУ – Наличие команды мониторинга (субъектов) – Учёт прошлого опыта (результатов) и опора на анализ текущего состояния деятельности ДУ – Исключение абсолютизации и преувеличения роли различных нормативных требований
Результаты – Методологические эффекты — отработка новых индикаторов и показателей, оригинального инструментария сбора информации – Информационные эффекты — получение принципиально новых данных, комплексно характеризующих систему ДУ – Аналитические эффекты — использование принципиально нового информационного поля для проведения исследований и прогноза развития системы ДУ – Управленческие эффекты — ориентировка информации мониторинга на цели деятельности ДУ и поддержку принятия решений

Организация системы мониторинга качества образования в дошкольном учреждении связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных типов мониторинга, его объектов и предметного поля, постановки целей и формулирования задач, определения функций, принципов и средств мониторинга, выявления ограничений и ресурсов, прогнозирования результатов мониторинговой деятельности.

Под типом мониторинга качества образования в дошкольном учреждении понимается область его применения. В дошкольном учреждении управление качеством образования затрагивает те сферы деятельности, которые обеспечивают его стабильное функционирование и развитие.При этом объектом мониторинга выступают подсистемы и службы системы дошкольного учреждения, в рамках которых реализуются процессы, обеспечивающие стабильное функционирование и развитие дошкольного учреждения. Эти процессы являются предметом исследования.

Объект и предмет мониторинга качества образования в дошкольном учреждении опирается на функции и принципы. Учитывая специфику дошкольного учреждения как образовательной системы, структурная схема мониторинга в дошкольном учреждении основывается на характеристике функций и принципов, предложенных исследователями мониторинга в образовании А.С. Белкиным, Д.Ш. Матросом,
Д.М. Полевым, Н.Н. Мельниковой.

В последнее десятилетие в отечественной и зарубежной литературе появились публикации, свидетельствующие о наличии большого количества конкретных видов мониторинговой деятельности [1, 2, 14, 20], выполняемых по разным основаниям. Применительно к дошкольному учреждению можно выделить следующие виды мониторинга:

- по масштабу целей дошкольного образования: стратегический, тактический, оперативный;

- по этапам управления качеством образования в дошкольном учреждении: входной, промежуточный, выходной;

- по времени зависимости: ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий;

- по частоте процедур: разовый, периодический, систематический;

- по охвату объекта наблюдений: локальный, выборочный, сплошной;

- по организационным формам: индивидуальный, групповой, фронтальный;

- по формам объект-субъектных отношений: внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ;

- по используемому инструментарию: стандартизированный, не стандартизированный, матричный и др.

Способ сбора информации определяется видом мониторинга, влияет на постановку цели, разработку задач и выбор субъектов (участников) мониторинга. Не вдаваясь в специфику содержательного компонента системы управления качеством образования в дошкольном учреждении, сконцентрируем внимание на содержании мониторинга как механизма управления качеством образования в дошкольном учреждении.

Целью параметрического (стандартизированного) мониторинга является оперирование информацией о системе управления качеством образования в дошкольном учреждении по стандартизированным, базовым параметрам. Его задача — на основе получения постоянной оперативной информации следить за качеством образования в дошкольном учреждении. Участниками являются члены управленческой команды дошкольного учреждения, исполнителями — его сотрудники.

Результативность параметрического мониторинга состоит в том, что он даёт возможность руководителю дошкольного учреждения отказаться от субъективного решения вопросов, перейти на чётко регламентируемую, обоснованную нормативно-правовой базой систему управления качеством образования в дошкольном учреждении.

Целью тематического (проблемного, разового) мониторинга является обеспечение регулирования информации по упорядочению системы управления качеством образования в дошкольном учреждении
и переводу её элементов в новое, более качественное состояние. Его задача — изучить различные направления процесса управления качеством образования в дошкольном учреждении, объективно оценить их, определить резервы и пути их реализации. Участниками этого типа мониторинга являются члены управленческой команды дошкольного учреждения, а также независимые эксперты, узкие специалисты, руководители методических объединений, квалифицированные специалисты в разных областях деятельности дошкольного учреждения.

Результативность тематического мониторинга проявляется в том, что он способствует устранению субъективизма в определении эффективности процесса управления качеством образования в дошкольном учреждении, переводу деятельности дошкольного учреждения в новое, качественно более высокое состояние по разработанным критериям и сформированным стандартам.

Целью итогового (входного, промежуточного, выходного) мониторинга является оперирование информацией по результатам деятельности дошкольного учреждения за определённый период. Его задача — сопоставлять результаты деятельности дошкольного учреждения с заданными целями в определённый временной период, обозначить основные направления развития в следующий временной период, выявить тенденции и определить возможности повышения эффективности процесса управления качеством образования в дошкольном учреждении. Участниками итогового мониторинга являются руководитель дошкольного учреждения, организующий мониторинговую деятельность, руководители разных видов мониторинга и педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Результативность итогового мониторинга заключается в определении динамики объекта исследования в процессе его жизненного цикла в соответствии с поставленными целями и достигнутыми результатами и предоставлении возможности осуществлять прогноз развития объекта исследования по новым целям.

В законодательстве Республики Беларусь разработана нормативно-правовая база, регулирующая трудовую деятельность всех сотрудников дошкольного учреждения [44, 47]. При определении участников (руководителей и исполнителей) мониторинговых исследований по оценке качества дошкольного образования среди сотрудников дошкольного учреждения необходимо согласование функциональных и должностных обязанностей. Такой подход требует делегирования полномочий между субъектами мониторинга.

Совокупное, объективированное знание о предмете исследования дают средства мониторинга — технологии, отдельные операции, способы и методы его осуществления – которые используются субъектами (участниками) мониторинга в процессе реализации процессуального компонента модели мониторинга качества образования в дошкольном учреждении. В исследованиях Л.М. Денякиной разработан диагностический инструментарий для оценки качества образования в дошкольном учреждении.

Эффективность реализации структурной схемы мониторинга качества образования в дошкольном учреждении зависит от ограничений и его ресурсов, которые учитываются при разработке прикладных моделей исходя из специфики деятельности дошкольного учреждения.

Результаты мониторинга являются не только информационной базой для принятия управленческих решений, но и выступают критериями оценки, так называемой «контрольной точкой» для следующего цикла мониторинга.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие структурные элементы выделены в схеме мониторинга качества образования в дошкольном учреждении? Охарактеризуйте их.

2. Какие цели, задачи становятся в параметрическом, тематическом и итоговом видах мониторинга?

3. Кто является субъектами мониторинга качества образования?

4. Какие функции выполняет мониторинг качества образования?

5. Какие средства используются в процессе организации мониторинга качества образования?

6. В чём результативность мониторинга качества образования?

Наши рекомендации