Социальная адаптация и интеграция детей и подростков
С отклонениями в развитии
Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его психологических систем к условиям среды. Выделяют несколько форм адаптации.
Биологическая адаптация – приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды: температуре, влажности, освещенности и др.; а также к изменениям в организме (внутренней среде): заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функции. Способность человека к произвольной психологической регуляции некоторых биологических процессов и состояний (часто посредством физической тренировки, закаливания организма) расширяет его адаптационные возможности.
Сенсорная адаптация – приспособление органов чувств к действующим на них раздражителям. Она достигается за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных центров анализаторов. Играет важную роль в компенсации дефектов зрения и слуха.
Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями; внутреннее психологическое равновесие в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами. Адекватное взаимодействие человека с окружающими и его активная продуктивная деятельность достигается средствами образования, воспитания, профессиональной подготовки.
Социальная адаптация теснейшим образом перекликается с вышеозначенными определениями и, собственно, из них вытекает. Главным условием социальной адаптации детей с отклонениями в развитии является совершенствование систем управления и программно-методического обеспечения, коррекционно-развивающего обучения, профориентации, трудоустройства, взаимосвязи учебных заведений, семьи, трудовых коллективов, что, в конечном счете, должно приводить их к интеграции в общество.
Социальная адаптация и интеграция детей с отклонениями в развитии предполагает их право на диагностику, охват специальным образованием в вариативных формах, разработку соответствующих программ, методов, содержания психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение.
В 90-х годах ХХ века, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации, только половина детей с особыми образовательными потребностями учились в специализированных школах или коррекционных классах обычных школ. Специальные (коррекционные) школы в настоящее время составляют только 3% от общего числа школ; во многих массовых образовательных учреждениях не созданы соответствующие условия; многие дети с ограниченными возможностями здоровья не имеют возможности получить образование по месту жительства. Почти не охвачены специальным образованием дети с неярко выраженными отклонениями, а также с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллекта.
В соответствии с номенклатурой типов и видов образовательных учреждений, определенных письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17.02.1997 г. № 150/14-12 «О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений», в настоящее время специальное образование осуществляется в различных типах учреждений (Н.Н. Малофеев и др., 2001).
Дошкольные образовательные учреждения:
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоравливания с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).
Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении:
- санаторно-лесная школа;
- санаторная школа-интернат;
- санаторный детский дом.
Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:
- ППМС – центры диагностики и консультирования;
- ППМС – центры психолого-медико-социального сопровождения;
- ППМС – центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
- ППМС – центры социально-трудовой адаптации и профориентации;
- ППМС – центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения (СКОУ) I – VIII видов для детей с отклонениями в развитии:
I вид – для неслышащих (глухих);
II вид – для слабослышащих и позднооглохших;
III вид – для незрячих (слепых);
IV вид – для слабовидящих и поздоослепших;
V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;
VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII вид – для детей с задержкой психического развития;
VIII вид – для умственно отсталых детей.
Цензовое общее образование, осуществляемое в три ступени: начальное, основное общее, среднее, и компенсирующее обучение регламентируется инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09. 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» (Н.Н. Малофеев и др., 2001).
В последнее время в массовых школах все чаще открываются специальные классы компенсирующего обучения и классы коррекционно-развивающего обучения.
Допрофессиональное образование (предпрофессиональное, начальное профессиональное) обучающиеся получают в СКОУ для детей с отклонениями в развитии.
Образовательные учреждения начального профессионального образования:
- профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т.п.);
- профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.);
- учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) профессиональное училище;
- специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.
Среднее профессиональное и высшее профессиональное образование обучающиеся получают в специальных образовательных учреждениях и в различных формах интеграции в учреждениях общего назначения среднего и высшего профессионального образования.
Для детей-сирот (оставшихся без попечения родителей) действуют следующие образовательные учреждения:
- специальный (коррекционный) детский дом;
- специальная (коррекционная) школа-интернат.
Появляются специальные учебно-воспитательные учреждения и новые формы организации специального коррекцоинно-развивающего, учебно-воспитательного процесса для детей и подростков:
- с высокой степенью педагогической запущенности;
- с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- с девиантным поведением и отклонениями в развитии;
- подвергшихся различным формам психического и физического насилия;
- из семей беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Новая образовательная политика РФ, направленная на демократизацию и гуманизацию образования, одним из основных принципов считает общедоступность и адаптивность образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Представителями адаптивных концепций (А.Н. Адамский, А.Н. Тубельский, В.А. Караковский, Е.А. Ямбург и др.) выдвигается требование соединения обучения, воспитания и лечебно-оздоровительных мероприятий.
Вопрос интеграции детей с отклонениями в развитии в общество «здоровых» сверстников на сегодня является весьма дискуссионным. Существует несколько важных условий, которые во многом способствуют развитию интеграционных процессов:
- готовность общества понимать и разделять проблемы человека с различными нарушениями психофизического развития;
- высокий уровень сформированности практических и социально значимых навыков у выпускников СКОУ, позволяющих им вести самостоятельную жизнь;
- адекватное осознание выпускниками перспектив жизнеустройства;
- гарантированное государством материальное обеспечение, трудоустройство лиц с нарушениями в развитии.
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей (О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев, 2005).
В системе образования интеграция означает минимизацию ограничивающей альтернативы для лиц с любыми образовательными потребностями: получение образования в СКОУ или с равными возможностями в образовательном учреждении общего назначения.
На современном этапе развития социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие формы интеграции:
- обучение в специальном (коррекционном) учреждении и последующий перевод учеников в общеобразовательную школу (при обучении детей с нарушением, но сформированной устной речью);
- полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения (для детей с нарушениями слуха, зрения, неярко выраженными повреждениями опорно-двигательного аппарата, реже интеллекта);
- спонтанная (стихийная) интеграция в рамках образовательного учреждения, связанная с отсутствием на местах коррекционных учреждений и специалистов (часто в селах и малых городах).
Тем не менее, возможности интеграции детей и подростков с отклонениями в развитии продолжают оставаться ограниченными.
Интеграция должна основываться на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями здоровья должны быть как можно более приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.