Факторы, влияющие на проектирование
С.10.
Проектирование в инновационной образовательной деятельности
До недавнего времени термин проект использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. В настоящее время любая научно-исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются в общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной и, естественно, педагогической сферах деятельности.
Процесс создания проекта называется проектированием. «Проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде» (Дж. К. Джонс, 1976). В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.
Проблема проектирования чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени и значима для любой деятельности. Проектирование является важнейшим компонентом способа жизнедеятельности любого человека. В жизни каждому из нас приходится намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов и пр. И эти процессы не зависят от сферы деятельности, то есть они представляют собой культурно-исторический феномен (23). Все эти действия, носящие интеллектуальный (творческий) характер и составляют проектирование.
Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты (13).
С. 11
Образование неотделимо от социокультурного контекста с характерными для него моделями деятельности, коммуникации и социальных отношении. Именно через эту связь формируются когнитивные стереотипы, образ мышления, которые ищут воплощения в действия. Знание социокультурных характеристик означает верное понимание целей, которые преследуются в образовательном процессе. Только на этом основании возможно выстраивание эффективных образовательных стратегий, ведь дифференцирующая способность систем образования является во многом причиной социальных и прочих конфликтов, и крайне важно знать, каких причин можно избежать уже на уровне проектирования и корректировки образовательных систем и программ
(11).
Продуктивная и ответственная работа по проектированию инновационной деятельности состоит, прежде всего, в ответственном выборе способа осознания связи прошлого, настоящего и будущего и ее конструктивной формы. «Как культурная деятельность проектирование предполагает определенное соотношение традиций и новаторства, нормы и творчества» (8, 28).
Учет психолого-педагогических аспектов педагогического проектирования позволяет создать пространство культуры проектирования, способствующего достижению основных целей проекта и продвижению в личностном развитии его участников, созданию психологического климата и атмосферы творческой активности и работоспособности членов команды, формированию из участников общности людей, заинтересованных в индивидуальном саморазвитии и в достижении коллективных целей и задач.
Учет организационно-управленческих аспектов позволяет обеспечить оптимальное распределение функциональных обязанностей, ответственности и ролей участников проектирования, а также адекватное целям и задачам проекта управление.
Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения, и многое другое.
В педагогической инноватике можно выделить следующие направления проектирования: проекты в области финансирования образовательно-воспитательных учреждений и управления ими, проекты в организации школ и обучения, проекты по разработке содержания образования, проекты по образовательным технологиям, формам и методам обучения, проекты по структурированию системы воспитания и образования и др.
С. 12
Основные черты проекта
Анализ работ по вопросам проектирования позволяет определить основные черты проекта, к которым относятся:
- отнесенность проекта к будущему;
- ориентация проекта на желаемое состояние будущего;
- представление проекта как системы средств достижения будущего;
- определенность начала и окончания проектной работы;
- четко и ясно сформулированные критерии эффективности (10).
Многие авторы выделяют следующие черты, определяющие сущность проектирования:
- непосредственную связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий;
- задачный характер, непосредственную связь с необходимостью последовательно принимать ответственные решения;
- итерационный характер, когда для приближения к удовлетворенному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения;
- наукоемкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации;
- практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов;
- интеллектуальный характер;
- информационный характер;
- готовность использовать разнообразные практико-ориентированные и научно необоснованные схемы деятельности.
Факторы, влияющие на проектирование
Рассматривая инновационный проект как сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности, который в силу своей сложности и специфичности содержит немало направлений, как структурных, так и содержательных, для разработки и реализации инновационного проекта необходимо и целесообразно учитывать факторы и специфические особенности, влияющие на проектирование.