Подготовка учащихся к обучению письму
Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьезно заняться подготовкой руки ребенка к обучению письму. Эта задача решается, в частности, на уроках физкультуры и ручного труда (лепка из пластилина, плетение, шитье по проколу, игры с цветной мозаикой, соломкой и другими мелкими предметами). Во время добукварных занятий, рассчитанных на подготовку учащихся к обучению грамоте, в том числе и письму, рекомендуется проводить специальные упражнения. (Все движения выполняются правой и левой рукой одновременно и попеременно.)
1. Противопоставление пальцев.
2. Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
3. Супинация и пронация кисти (движение вверх и вниз), смена быстрая и медленная.
4. Отведение и приведение пальцев.
5. Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
6. Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.
7. Свободное похлопывание кистью по парте.
8. Отведение и приведение кисти.
9. Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
10. «Щелчки».
11. «Крючки».
12. Упражнения для держания карандаша.
В это же время первоклассники приучаются работать мелом на классной доске и карандашом на листах бумаги большого формата, типа альбомных, поскольку при этом в движение приводятся главным образом длинные мышцы руки, которые лучше развиты. Данные упражнения следует выполнять без помощи линейки.
Виды упражнений:
1) обводка по шаблону или трафарету:
2) обводка по контуру:
3) соединения по точкам:
4) раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела:
Только после такой подготовительной работы рекомендуется дать ребенку тетрадь, научить его пользоваться ею, бережно относиться к ней, познакомить с правильной посадкой во время письма.
Первые упражнения в тетрадях — это орнаментальное рисование. По трудности они располагаются в следующей последовательности.
1. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и из ломаных линий:
2. Вычерчивание кривых линий:
3. Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: т, ш, н, и.
4. Рисование знакомых предметов:
5. Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий:
6. Рисование узоров из геометрических фигур:
7. Рисование бордюров из волнистых линий:
Следующие упражнения направлены непосредственно на обучение письму элементов букв.
Прямая палочка: Прямая палочка с закруглением внизу: Прямая палочка с закруглением вверху:
Прямая палочка с закруглением вверху и внизу: Петелька: Полуовалы: Овал: Элемент заглавных букв: Элемент буквы е.
Методика упражнений в написании каждого элемента может быть представлена в следующем виде.
1. Предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ, обведение указкой.
2. Объяснение написания элемента и написание его на доске учителем.
3. Письмо элемента учащимися в воздухе.
4. Написание элемента учащимися на доске по готовому образцу и самостоятельно.
5. Рассматривание образца, подготовленного учителем в тетрадях.
6. Письмо элемента в тетради по контуру.
7. Самостоятельное письмо.
В процессе подготовительных занятий могут быть выявлены учащиеся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой письма. Связано это бывает с нарушением моторики, а также со зрительными и пространственными нарушениями: дети не видят рабочей строки, не знают, откуда надо начинать писать, в какую сторону, выходят за пределы строки.
В работе с такими учениками приходится применять дополнительные приемы: очерчивать рабочую строку красным цветом; указывать другим цветом, чертой или точкой начало строки:
использовать ориентиры — обведение, соединение по контуру, точкам, написание по одной точке:
Подготовка учащихся к овладению первоначальными навыками грамоты проводится на уроках чтения и письма. Они названы так условно, поскольку на тех и других уроках детей готовят к обучению и чтению и письму, но на уроках чтения больше времени отводится развитию речи, фонематического слуха, произношению, а на уроках письма — развитию моторики мелких мышц руки, зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок чтения должен начинаться с проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, а каждый урок письма — со специальных упражнений для развития мелких мышц руки.
Приведем примерную схему уроков.
Чтение
1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
2. Беседа по сюжетной картине. Обучение правильному построению предложений по вопросам.
3. Составление предложений по картинке. Моделирование предложения в виде условно-графической записи.
4. Развитие слухового внимания путем различения звуков окружающей действительности (игры «Волшебный мешочек», «Угадай по звуку, какая игрушка»).
5. Прослушивание стихотворения или сказки (например, «Кто сказал мяу?») Ответы на вопросы учителя по содержанию текста.
6. Отгадывание загадки или разучивание четверостишия с голоса учителя (про кошку).
Письмо
1. Упражнения для развития моторики кисти и пальцев рук.
2. Различение комбинаций из цветных полосок (по цвету и расположению). Зрительный диктант.
3. Соединение точек для получения геометрических фигур. Штриховка их в направлении сверху вниз.
4. Написание прямой наклонной палочки.
5. Рисование бордюра.
По окончании добукварных занятий следует решить вопрос о переходе к обучению грамоте. Если большинство учащихся овладели необходимыми знаниями и навыками, можно приступить к изучению звуков и букв. Ученики должны уметь делить речь на слова, простые по структуре слова — на слоги, выделять в словах некоторые звуки, владеть графическими навыками.
К этому периоду учитель уже должен знать детей, больше других испытывающих трудности в том или ином виде деятельности. Он составляет на них характеристику с указанием этих затруднений и намечает мероприятия по коррекции выявленных нарушений.