Тема 3. современное состояние системы дошкольного образования в россии
План:
1.Система дошкольного образования
2.Виды дошкольных образовательных учреждений
3.Основные законодательные документы системы дошкольного образования в России
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. - Ключевский В.О.
Вопросы для самопроверки:
1. Что включает понятие «система образования»?
2.Почему дошкольное образование является первоначальным звеном в системе образования России?
3. Каковы стратегические линии развития дошкольного образования на современном этапе? Чем они обуславливаются?
4. Раскройте структуру Типового положения о дошкольном образовательном учреждении?
5. Каково значение Федерального государственного образовательного стандарта в деятельности дошкольных учреждений?
6. Каковы пути обновления системы дошкольного воспитания? Чем они обусловлены?
7. Какие социально-педагогические возможности вы видите в новых организационно-методических формах системы дошкольного образования?
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовьте реферат о современных проблемах и тенденциях развития дошкольного образования.
2.Проанализируйте действующие парциальные программы созданные в соответствии с ФГОС ДО и Типовой программой.
3.Ознакомьтесь и проанализируйте Таблицу 1. Как вы думаете, в чем состояла проблема стандартизации содержания воспитания и обучения детей в детском саду .
Таблица 1
Экскурс в историю программно-методического обеспечения работы ДОУ
Год | Программные документы, определяющие работу дошкольных учреждений |
"Инструкция по ведению очага и детского сада" | |
"Программа работы дошкольных учреждений" (проект) | |
"Программа и внутренний распорядок детского сада" | |
"Руководство для воспитателя детского сада". | |
Значительно дополнено и переиздано. | |
Дополнено рекомендациями по проведению организованных занятий | |
1962-1982 | "Программа воспитания в детском саду".Переиздавалась 9 раз с изменениями и дополнениями.С 1970 г. – "Программа воспитания и обучения в детском саду" |
"Типовая программа воспитания и обучения в детском саду" (СССР) под редакцией Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддъякова | |
"Программа воспитания и обучения в детском саду" (РСФСР). Разработана на основе Типовой программы. | |
"Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", объявившее о том, что ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ. Общие требования к программам ("Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ") | |
Письмо Министерства образования РФ от 09.08.2000 № 237/23-16 "О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы" | |
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования |
Литература:
1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] URL: http:// http://www.consultant.ru/(дата обращения 02.04.2016;http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=561825
3. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ.ред. Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 510 с.
4. Организация деятельности дошкольного образования / авт. сост. Л.А.Федорова – М.: ООО Изд. «Астерель», 2003.- 189 с.
5. Доронова Т.Н. Право на образование// Дошкольное воспитание — 2001. -№ 10, С. 2-6
6. Киселева Г.М., Рюмина Ю.Н., Зырянова С.М. Реализация идей интеграции в теории и практике дошкольного образования//Актуальные проблемы дошкольного образования: Всерос. межвузовский научи, конференции. /Г.М.Киселева, Ю.Н.Рюмина. С.М.Зырянова-Челябинск: Изд — во ЧГПУ, 2003, С.208-217.
7. Парамонова Л.А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление//Дошкольное воспитание — 2003, №3, С.21-25