Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1-В9; С2

Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1-В9; С2.

(1)Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода. (2)Отец его не удосужился позаботиться о серьёзной подготовке сына и мало обращал внимания на воспитание мальчика. (З)Только природные дарования и неутолимая любознательность помешали Александру сделаться «недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний. (4)Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.

(5)Отец не хотел, чтобы Александр стал военным, тем более что ребёнок не отличался ни здоровьем, ни хорошим сложением. (б)Казалось бы, какие тут могли быть мечты о военной службе! (7)Но дело в том, что у отца была неплохая библиотека, и особенный интерес вызывали у мальчика жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. (8)Проводя целые дни в библиотеке отца, Саша нашёл в этих книгах богатую пищу для своего ума. (9)0н перечитывал их одну за другой и отовсюду выбирал и сохранял в памяти крупицы полезных сведений.

(Ю)Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов. (11)С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности. (12)Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13)Болезненный и легко подверженный простуде, он поставил себе целью закалиться. (14)Для этого он обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под проливным дождём. (15)Домашние удивлялись странности ребёнка, отец между делом читал ему нотации, пытался отвлечь от чтения военных книг. (16)Но это, напротив, только способствовало ещё большему самоуглублению Александра, усилению его природной замкнутости и заставило его ещё сильнее пристраститься к избранному им поприщу.

(17)Счастливый случай помог юному Суворову настоять на своём, избежать намеченной для него отцом гражданской деятельности и пойти по военной тропе.

(18)Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». (19)Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, и, заинтересовавшись, гость прошёл к мальчику.

(21)Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию — разыгрывал с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. (22)Ганнибал приоткрыл дверь и стал с интересом наблюдать. (23)Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях манёвра. (24)Войдя в детскую, генерал стал подавать свои советы. (25)Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. (26)3авязалась оживлённая беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений ребёнка. (27)Он вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решён им самим, и притом вполне правильно.

43 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

БЛОК IV. ВАРИАНТЫ 13-16



(28)Александру было дано согласие на военную карьеру. (29)В следующем году отец записал его в гвардию. (30)С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального русского полководца.

(По К. Осипову)*

* Осипов К. (Куперман Осип Миронович) (1900-1955) — писатель, один из первых исследователей жизни великого русского полководца — генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А7 обведите кружком.

Al

A2

A3

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему Александр Суворов решил выбрать военную карьеру?»

1) Отец уделял много внимания воспитанию мальчика и прочил ему военную карьеру.

2) Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов.

3) На военной карьере настаивал генерал Ганнибал, старый приятель Василия Ивановича Суворова.

4) Александр был физически крепким ребёнком и умел скакать верхом.

Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово «картина»(предложение 10).

1) ряд образов

2) произведение живописи

3) часть акта в драматическом произведении

4) фильм

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) (4)Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.

2) (18)Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого».

3) (25)Маленький Суворов ловил,их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.

4) (30)С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального русского полководца.

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается



ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

           
  Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1-В9; С2 - student2.ru
 
  Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1-В9; С2 - student2.ru
 
  Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1-В9; С2 - student2.ru
 
  Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1-В9; С2 - student2.ru
 
    Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1-В9; С2 - student2.ru
 
  Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1-В9; С2 - student2.ru
 
    Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1-В9; С2 - student2.ru
 
    Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1-В9; С2 - student2.ru
 
    Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1-В9; С2 - student2.ru
 
    Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А1—А7; В1-В9; С2 - student2.ru

А4

д4 I Укажите ошибочноесуждение.

1) В слове ПОВЕРХНОСТНЫХ согласный [т] не произносится.

2) В слове ПЫТАЛСЯ все согласные звуки глухие.

3) В слове МАЛЬЧИКА мягкость согласного [л'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове КАРЬЕРЕ количество звуков и букв совпадает.

А5

ддI Укажите слово с чередующейся безударнойгласной в корне.

1) скакал 2) выражалось 3) пристраститься 4) неизмеримо

А6

д£ I В каком слове правописание приставкиопределяется её значением — «неполнота действия»?

1) приехал 2) приобрести 3) причуда 4) приоткрыл

А7

дуI В каком слове правописание суффиксаопределяется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-»?

1) военный 2) намеченной 3) болезненный 4) увековеченный

Bl

B2

ВЗ

В4

В5

БЛОК IV. ВАРИАНТЫ 13-16




В6

В7

его природной замкнутости и заставило его ещё сильнее пристраститься к избранному им поприщу.

Ответ:_______________________ .

Укажите количество грамматических основв предложении 7. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_______________________ .

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.

Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет/1* к его отцу приехал приятель/2* генерал Ганнибал/3) которого Пушкин увековечил под именем "арапа Петра Великого". Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына/4) и/5) заинтересовавшись/6) гость прошёл к мальчику.

Ответ:



В8

Среди предложений 11-14 найдите сложноподчинённое предложение с последовательнымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:



В9

Среди предложений 21-25 найдите сложноепредложение с бессоюзной и союзной подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Наши рекомендации