Педагогическая и воспитательная система Э.Сегена
В 1848 г. в Париже была открыта частная школа для идиотов, руководимая Эдуардом Сегеном (1812-1880), деятельность которого оставила заметный след как у него на родине, так и в США.
Изучение трудов отечественных и зарубежных мыслителей, исследователей, педагогов (Дж. Локка, Э. Б. Комдильяка, Я. Перейры, И. г. Песталоцци, Я. А. Коменского, Ж. Итара и др.), большой личный опыт работы с глубоко умственно отсталыми детьми и подростками позволили этому талантливому ученому-практику выдвинуть само бытный подход к проблемам умственной отсталости и на его основе
разработать систему их обучения и воспитания. Свою систему э. Сеген назвал «физиологической», потому что она строилась на развитии ощущений и чувств, которые, по мнению автора, являлись предпосылками развития человека, в том числе - глубоко умственно отсталого.
Результаты многолетней практической работы и сделанные на основе полученных фактов выводы педагог суммировал в книге «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей», опубликованной в 1846 г.
Опираясь на собственное видение проблемы умственной отсталости и его реализацию на практике, э. Сеген подтвердил и укрепил уже существовавшее в науке, но довольно несмелое предположение о том, что глубоко умственно отсталых детей и подростков м о ж н о и н у ж н о обучать. Детально разработанная Сегеном система обучения и воспитания таких детей стала основополагаюшей для многих стран мира. Эта педагогическая система базировалась на понимании сущности нарушения и, как следствие, на определении ее состояния, предложенном автором.
«Идиотия (наиболее распространенное определение умственно отсталых в те времена: прuмечанuе наше, Е.М), - пишет Сеген, это такое расстройство нервной системы, которое обнаруживается в полной бездеятельности всех или части органов и способностей ребенка, в отсутствии управления волей и, таким образом, в полной зависимости субъекта от наличных инстинктов.
Типичный идиот представляет собой существо, которое ничего не знает, ничего не может, ничего не желает. И каждый идиот в большей или меньшей степени приближается к этому апогею идиотизма».
Главная задача обучения - пробудить в таком человеке «дремлющие чувства, волю и разум», вывести его из спяшего состояния. Основные направления работы, которые могли способствовать достижению поставленной цели, включали в себя формирование навыков гигиены, воспитание активности, мышления, воли.
Важное жизненное значение придавал ось воспитанию гигиенических навыков, что предшествовало любому обучению. Педагог был убежден, что умственно отсталые дети «должны находиться в самых благоприятных гигиенических условиях, чтобы ... не погибнуть после более-менее длинного ряда лет страдальческого прозябания». Сеген отбирал, систематизировал и активно использовал в своей работе самые сушественные рекомендации (предписания), связанные с формированием навыков личной гигиены и самообслуживания, уточнил и указал требования, предъявляемые к режиму питания, одежде, к условиям содержания умственно отсталых детей.
1 Сеген э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормалЬНbIХ детей. - СПб., 1903. - С. 22.
Педагог установил определенную последовательность формирования активности, мышления, воли. Побуждение активности должно бьшо предшествовать воспитанию мышления, а оно, в свою очередь, предваряло воспитание воли. В своих предписаниях Сеген опирался на закономерности нормального развития и пояснял: «человек двигается и ощушает раньше, чем знает, и знает много раньше, чем сознает нравственное значение СВОИХ действий и своих мыслей»!
По представлению Сегена, побуждения глубоко умственно отсталых детей охватывают две формы «Существования» - двигательную способность и восприятие ощущений. Последнее становится одним из средств интеллектуального развития ребенка-идиота.
Физическое развитие, по мнению педагога, служит не только прекрасным средством укрепления здоровья, но и максимально эффективным способом выведения таких детей и подростков из состояния инактивности. для выполнения специально подобранных упражнений Сеген разработал различные виды гимнастических снарядов и приспособлений (лестниц, качелей, веревок с кольцами, брусьев). При их использовании обязательно учитывались особенности состояния и потребности каждого ребенка. «Для одного нужна лестница с очень низкими и широкими ступенями, чтобы он начал всходить и сходить; затем одна или две других лестницы, ступени которых приближаются к ступеням наших жилищ. Другому нужно давать в руки тела тяжелые, но тонкие, чтобы его рука ... привыкла к схватыванию. Третьему нужны попеременные упражнения в схватывании и бросании ... ».
Педагог подчеркивал вне зависимости от степени сложности упражнений, необходимость овладения «гимнастикой схватывания» как наиболее важным жизненным навыком: всем без исключения надо уметь застегиваться, расстегиваться, одеваться, умываться, причесываться и т. д.
Началу работы по физическому развитию и даже введению любого комплекса упражнений должно предшествовать тщательное планирование. Самые простые упражнения не должны повторяться, чтобы наверняка было исключено бессмысленное их механическое повторение. Повторение всегда должно быть обусловлено определенными образовательными задачами. Физические упражнения должны быть стимулирующими и при носить радость детям. Большое внимание Сеген уделял выработке навыка подражания действиям взрослых, который представляет собой более сложный акт по сравнению с механическим повторением заученных упражнений.
Укрепление мускулатуры и развитие координации движений подготавливало детей к реализации второго направления обучения - воспитания чувств
I Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. - СПб., 1903. - С. 53.
2 Там же. - С. 68.
Сеген был убежден, что развитие чувств тесно связано с формированием мышления детей-идиотов.
Опираясь на закономерности развития нормального ребенка, педагог выстраивает определенную последовательность развития чувств умственно отсталых детей - осязание, зрение, слух, вкус, обоняние.
Осязание предполагает активное знакомство (при помощи ощупывания) с предметами, имеющими различные свойства, температуру, вес, размер, форму, эластичность. Активное ощупывание постепенно при водит к осознанию тех свойств предметов, которые могут быть выведены на основе тактильного опыта.
Осознание ощущений, в свою очередь, содействует познанию объекта. Вступив в новую стадию осознания, идиоты начинают проивлять волевые усилия - элементарное любопытство и по собственнОму побуждению выбирать объекты для ощупывания и действовать с ними. Осознание, экспериментирование с предметами пробуждает активность других анализаторов, особенно зрения и слуха. Все упражнения по развитию чувственных ассоциаций проводятся под руководством учителя.
Большое значение в тренировке чувственных ощущений Э. Сеген придавал музыке, так как считал детей данной категории достаточно одаренными в музыкальном отношении. Поэтому в его систему входили упражнения, названные «тренировкой уха». Комплекс содер;кал три вида упражнений. Сначала дети учились различать немузыкальные звуки и щумы, затем - специфические музыкальные звуки (аккорды). И,наконец, их учили различать звуки, связанные с выражением разных чувств, - радости, испуга и т. п. Важным услови'м успешности «тренировки уха» считалось исключение каких-либо «подсказок» от других органов чувств.
Речь, по мнению Се гена, тесно связана со слухом, однако ее от'утствие у большинства детей-идиотов он объяснял не нарушениями слуха, а отсутствием необходимости говорить. Нежелание говорить приводило К атрофии органов речи, что в дальнейшем осложнИЛО ее формирование.
Сеген настойчиво подчеркивал необходимость речевого развития таких детей. Для поиска адекватных методов он обратился к опыту А<. Итара, Ш. де Л'Эпе, изучал работы Я. Р. Перейры, и на основе lючерпнутых знаний разработал собственную систему упражнений. Все начиналось с тренировки артикуляционного аппарата, выработки умений подражать мимике учителя, освоения жевательных движений и подвижности языка. На следующем этапе ВВОДИЛИСЬ голосовые упражнения: дети учились произносить различные слоги и слова. Большое значение придавалось имитационным упражнениям.
Обоняние и вкус Сеген считал достаточно важными для повседневной жизни и учил детей-идиотов распознавать их. Как правило, 10 начала обучения у таких детей совершенно отсутствовали какие-либо представления о гигиенических способах приема пищи, и они проглатывали ее, не разжевывая
Поэтому их обоняние и вкус оставались на довольно примитивном уровне. Для развития и тренировки осязательных и обонятельных ощущений педагог подбирал различные запахи и ароматы, постепенно усложняя их состав - от сильных и хорошо знакомых до тонких и едва уловимых.
Сеген полагал, что к изучению академических дисциплин лучше всего приступать после работы по развитию ощущений и чувств. Он продумал и подготовил упражнения, содействующие развитию академических способностей. Вначале дети учились различению цвета, величины, формы, размеров предметов; затем - рисованию. Рисование предшествовало чтению, а чтение - письму. После чтения приступ али к ознакомлению с практической грамматикой, к упражнениям по тренировке памяти, и наконец, к естественной истории (данная дисциплина предполагала изучение элементов ботаники, биологии, зоологии).
Конечной и, безусловно, главной составляющей программы являлось нравственное воспитание умственно отсталых. «Нравственное лечение идиотии состоит в разумном применении всех средств, пригодных для развития и регулирования деятельности, мышления и страстей ... с целью содействовать переходу идиота из того исключительного состояния, в которое он погружен, к обычному ... социальному состоянию».
Это направление воздействия также имело продуманную последовательность и его успех в большей степени зависел от личности воспитателя. Немалую роль играло и позитивное социальное окружение ребенка. Согласно концепции Сегена, прежде всего необходимо вывести ребенка-идиота из состояния «летаргии». Затем заняться развитием волевых (нравственных) качеств, научить его преодолевать вредные привычки и инстинкты, привить ему навыки самообслуживания. Важной составляющей нравственного воспитания являлась посильная социализация такого человека, ибо конечная цель состояла не только в развитии личности, но и в формировании у обучаемых элементарных навыков производительного труда, чтобы они не становились бременем для общества.
К сожалению, в связи с изменением политической обстановки во Франции идеи Э.Сегена на его родине не получили поддержки; педагог вынужден был эмигрировать в США. Здесь предложенная им система воспитания и обучения глубоко умственно отсталых была встречена с энтузиазмом многими врачами и педагогами. Э.Сеген обрел последователей в разных странах мира. Его идеи впоследствии воплощали и Мария Монтессори (Италия), и Фридрих Фребель (Германия). Взгляды и практические рекомендации Сегена были хорошо известны и использовались в России.
I Сеген э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненор мальных детей. - СПб., 1903. - С. 255.