Воспитание у учащихся патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности
Следует подчеркнуть, что в предыдущие годы у нас сложились определенные традиции взаимоотношений между представителями разных этносов, содержавшие много ценного и полезного. К сожалению, они незаслуженно забыты. Как пишет Р. Г. Абдулатипов, "важно возродить лучшее из опыта межнационального общения, вернуться к подлинным ценностям патриотизма и интернационализма, противопоставить их наметившемуся стремлению к национальной ограниченности и эгоизму" (Абдулатипов Р. Г. Человек. Нация. Общество. М, 1990. С. 143).
Правда, идея патриотизма и его ценностей в данном контексте выглядит не вполне "вписывающейся" в проблему. На протяжении десятилетий мы усиленно толковали на всех уровнях о "патриотизме и интернационализме", стремясь совместить то и другое как нечто нераздельное и предполагающее друг друга. Между тем понятия эти не только раздельные, но и во многом противоположные, затрагивающие сферу соотношения "государственного" и "национального". Цивилизованный мир все более и более идет к интеграции, что трудно совместимо с патриотизмом, понимаемым даже в этом расширительном смысле. Что же конкретно в отношении патриотизма нам следует сейчас возрождать: любовь к отечеству, как его сохранить в нынешних условиях?
В связи с этим необходимо рассмотреть соотношение между близкими по содержанию, но не тождественными понятиями "культура межнационального общения" и "интернационализм".
Понятие "культура межнационального общения" охватывает весь спектр поведенческих норм: право, мораль, включающую также нравственные предписания религии. Современная культура межнационального общения исходит из приоритета общечеловеческих ценностей, воспитания уважения к человеку независимо от национальной, религиозной и расовой принадлежности, к своему народу, к обществу, в котором он живет, его народам и гражданам, их истории, культуре, языкам, традициям, толерантности ко всем народам Земли, непримиримости к любым негативным проявлениям национализма.
Понятие "интернационализм" есть осознанное, принципиальное, реализующееся на практике признание личностью и обществом приоритета общечеловеческих ценностей, а среди них жизни, личных прав и свобод каждого конкретного человека над ценностями национальными, включая и ценности своей собственной нации.
Нам представляется, что "интернационализм" и "культура межнационального общения" — равнозначные понятия. Они носят не координационный, а субординационный характер. В понятии "культура межнационального общения" несколько больше внимания уделяется национальному, нежели в понятии "интернационализм", хотя в принципе и то и другое понятие предполагает приоритет личности. Следовательно, понятие "культура межнационального общения" вырастает из понятия "интернационализм", является производным.
1) См., например: Советская педагогика. 1991. № 12. С 18—25; Педагогика. 1994. № 5; Народы Дагестана. 1995. № 1. С. 3-9.