Сопоставительный анализ произведений разных видов

Цель приема - познакомить детей с видовыми особенностями детской литературы на примере сравнения художественного, научно-познавательного и научно-художественного произведений. Сравнивать лучше произведения на близкую тему, в этом случае рельефнее предстанут перед детьми видовые отличия, причем целесообразно подобрать такие тексты, по названию которых нельзя определить их видовую принадлежность.

Урок можно выстроить в игровой форме, предложив решить исследовательскую задачу. Детская редакция готовит к выходу энциклопедию и хрестоматию, в которой есть три раздела: художественная литература, научно-художественная литература, научно-познавательная литература. Все материалы лежали в папках. Ученики3 класса пришли в редакцию на экскурсию и случайно уронили папки ,все материалы перепутались. Что делать? Надо срочно восстановить распределение произведений по книгам и разделам. Но как это сделать? С чего начать? Ученики всегда хотят помочь своим сверстникам выбраться из сложной ситуации, поэтому с энтузиазмом начинают обсуждать план действий. Самый простой путь – посмотреть оглавление, но оглавление еще не сделано, указания жанра и вида после названия текстов тоже нет. Значит, надо прочитать все тексты и сравнить их.

Литературный материал к уроку надо подбирать небольшого объема, чтобы он мог быть прочитан и обсужден за 45 мин. Работу лучше организовать по группам – в этом случае каждая группа, изучая тексты самостоятельно, выносит экспертную оценку, выдвигает доказательства своего решения, а затем эти оценки и доказательства сравниваются. Но можно работать и коллективно, поочередно читая все тексты.

Приведем один из возможных вариантов литературного материала:

-Р.П.Погодин «Жаба» (художественный рассказ из цикла «Откуда идут тучи») ;

-М.М.Пришвин «Лягушонок» (научно-художественный рассказ);

-Ю.Д.Дмитриева «Жаба» (научно-познавательный рассказ из книги «Кто в лесу живет и что в лесу растет);

-«Жаба» (статья в детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» или в другом справочном издании).
Общий объем текстов позволяет прочесть их за 20-25 минут урока. В данном случае целесообразно чередовать чтение учителя и самостоятельное чтение детей. Причем, поскольку учебная задача поставлена до первичного восприятия, уже во время чтения и слушания можно отмечать в тексте те детали, которые позволят определить, из какой книги (энциклопедии или хрестоматии) и из какого раздела хрестоматии «выпало» это произведение. Для соблюдения правил игры тексты произведений должны, напечатаны на отдельных листах. Подробный анализ каждого текста на таком уроке не планируется, идет сопоставление, позволяющее выявить видовую принадлежность текста с опорой на пока еще очень небольшой читательский опыт школьников.

Рассмотрим методику организации сопоставительного анализа при работе в группах. После коллективного восприятия каждая группа выдвигает свою версию и раскладывает тексты произведений в четыре озаглавленные соответствующим образом папки, из которых «выпали» данные тексты. Затем группы оглашают свои решения, если они не совпадают – каждой группе предлагается выдвинуть свои доказательства и прийти к единому мнению. Если все интуитивно нашли правильное решение, учитель может подыграть и выступить в роли сомневающегося. Смысл урока состоит именно в поиске доказательств принадлежности конкретного текста к определенному виду литературы.

Различить художественный рассказ и статью в энциклопедии достаточно просто, сложнее распределить «пограничные» виды. Помочь детям можно вопросами, которые целесообразно задавать, сравнивая произведения попарно.

Наши рекомендации