Основные категории и понятия истории педагогики.

История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина предполагает знакомство с основными категориями и понятиямиданной области научного знания.

Всемирный историко-педагогический процесс– базовая категория, получившая всеобщую научную интерпретацию, отражающая сущность процесса исторического развития педагогической мысли и практики образования и воспитания в контексте человеческой цивилизации.

Для трактовки данной категории существенное значение имеют понятия «историко-педагогические источники», «историко-педагогические факты, события, явления».

· Историко-педагогический факт– объективное, достоверное событие (ситуация) из области педагогической практики, теории, имеющее не только локальное, региональное, но и всемирное значение.

Изучение в исторической ретроспективе и перспективе на основе фактов и документов передового опыта в области воспитания и образования ориентирует на его творческое освоение.

· Историко-педагогическое событие– наиболее значимый факт всемирного историко-педагогического процесса, оказавший существенное влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.

· Историко-педагогическое явление– некая системная целостность, совокупность фактов, опыта из области педагогической теории и практики, несущая на себе пространственно-временной отпечаток (как историко-педагогическое явление может быть рассмотрен факт зарождения образовательных институтов – школ, научно-педагогического знания в виде учений, концепций и т.д.).

В понимании сущности и закономерностей протекания всемирного историко-педагогического процесса значительную роль имеет понятие «педагогическая традиция».

· Педагогическая традиция – исторически сложив­шиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы и идеи в облас­ти обучения и воспитания, благодаря которым осуществляется преемственность в разви­тии национальной педагогической культуры.

Рассмотрение всемирного историко-педагогического процесса как сложной динамичной системы позволяет выделить в нём такие подсистемы и соответствующие им категории, как «история образования» и «история педагогической мысли».

История образования– процесс становления и развития образовательной практики: от единичного опыта, не дифференцированного от общего процесса воспитания, до его конкретных форм в виде систем образования и его социальных институтов – образовательных учреждений различных типов и направленности.

История педагогической мысли– процесс зарождения и развития педагогического знания о сущности и закономерностях воспитания, образования, обучения.

Для понимания этих категорий существенное значение имеют понятия «педагогические идеи», «педагогические взгляды», «педагогическая концепция», «педагогическая мысль».

· Педагогические идеи – высшая форма познания, концентрированное выражение мысли того или иного мыслителя, педагога, отражающей состояние педагогической прак­тики и направленной на её преобразование, например: идея природосообразности в воспитании и образовании, идея соответствия педагогической теории и практики, идея самоценности детства для создания воспитательных систем, связь обучения с жизнью, трудом и т.д.

· Педагогические взгляды(воззрения)– совокупность идей, отражающих в себе детерминированные конкретно-историческими, социально-политическими и культурными условиями существенные тенденции развития современной педагогической мысли и прак­тики воспитания и оказавших на них существенное влияние.

· Педагогическая концепция (теория)– система идей, выводов о закономернос­тях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осу­ществления, основанная на определённой методологии и обобщении современного пере­дового педагогического опыта, в т.ч. экспериментально проверенного.

· Педагогическая мысль– совокупность идей, концепций, теорий наиболее важных философов, педагогов в области обучения, воспитания, выработанных в процессе ис­торического развития, педагогической практики.

В свою очередь следует иметь в виду целый ряд специальных понятий из области истории образования и педагогической мысли, которые являются порождением конкретной исторической эпохи и цивилизации. В их трактовке поможет обращение к словарю историко-педагогических терминов, попытку составления которого предприняли авторы данного учебно-методического пособия.

В целом, история образования и педагогической мысли как область научного знания и учебная дисциплина призвана содействовать – с учётом сложившихся подходов к осмыслению современных модернизационных процессов в области образования – пониманию развития мира как единого, глобального организма, объективных тенденций взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур, интернационализации общественной жизни, формированию единого поля мировой культуры и опыта воспитания, единого мирового образовательного пространства.

История педагогики как наука. Одним из важнейших аспектов развития человеческого общества на протяжении всей его истории является социализация подрастающего поколения, представляющая собой совокупность социальных и психологических процессов, в ходе которых происходит усвоение молодыми людьми системы знаний, умений, норм и ценностей, позволяющих им функционировать в качестве равноправных членов общества. Процесс социализации сочетает в себе как элемент стихийности (воздействие социальной среды и её многочисленных институтов), так и элемент организованности. В процессе социализации подрастающая личность должна быть подготовлена к включению в систему наиболее важных социальных связей, без которых общество не может функционировать как система. В ходе своего развития общество осуществляет организацию определённых социальных институтов, занимающихся целенаправленной подготовкой подрастающего поколения к тем видам социальной деятельности, в которых оно нуждается. История педагогики и образования как область научного знания изучает историю возникновения и развития различных социальных институтов, занимающихся подготовкой подрастающего поколения к жизни и труду, а также различные педагогические идеи, теории, концепции, возникавшие в истории мировой педагогической культуры. Курс «Истории педагогики и образования» является важным компонентом профессиональной подготовки будущих учителей. Он призван ввести будущих учителей в мир педагогической культуры, созданной человечеством, помочь им обрести в ней надёжные ориентиры, способствовать формированию педагогического мышления и педагогического мировоззрения. Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учётом особенностей их самостоятельной эволюции. Предмет истории педагогики и образования - совокупность теоретических знаний об историко-педагогических явлениях, концепциях образования и воспитания, образовательно-воспитательных системах, сменявших друг друга в ходе общественного развития. Специфика истории педагогики и образования состоит в том, что она является не только составной частью системы педагогических наук, но в то же время выступает как составная часть собственно-исторической науки, будучи одновременно связанной с историей философии, культуры, литературы. Истории педагогики и образования решает следующие задачи: · раскрывает поэтапный процесс формирования научного педагогического знания, институтов образования и воспитания, их отбор и выделение наиболее рациональных образовательно-воспитательных систем, отвечавших потребностям общественного развития; · показывает изменение педагогических тенденций воспитательной практики одновременно с изменением в характере общественного развития; · раскрывает процесс перехода от консервативных (авторитарных) к передовым (гуманистическим) педагогическим воззрениям и формам организации образовательно-воспитательной деятельности; · развивает аналитико-прогностические умения, способность выделять ценностные, конструктивные ориентиры педагогического наследия прошлого и проецировать их в образовательную плоскость настоящего и будущего; · развивает творческие способности обучающихся и готовность включаться в инновационные процессы в образовании; · формирует представление о ценностях мировой педагогической культуры как средства развития личности. Для решения своих исследовательских задач историк педагогики пользуется методами реконструкции, объяснения и понимания педагогических событий прошлого. Они осуществляются на основе работы с информацией о педагогических событиях прошлого. Носителями информации являются различные источники: письменные документы, устные предания, обычаи, ритуалы и обряды, материальные (вещественные) памятники, изобразительные материалы. Важнейшие источники изучения мирового историко-педагогического процесса: педагогическое наследие выдающихся представителей мысли, древние рукописи по вопросам образования и воспитания, памятники древней письменности, официальные материалы по вопросам воспитания и образования (законы, проекты, отчеты, доклады), программные документы конкретных политических партий, движений по проблемам образования, воспитания и школы, общая и педагогическая пресса, дневниковые записи, мемуарная литература. Весьма ценными источниками выступают учебные пособия, программы, другие материалы, характеризующие работу школы, а также художественные произведения, произведения кино и театра.


Наши рекомендации