Урок в специальной коррекционной школе viii вида
Особенности урока в специальной коррекционной школе VIII вида рассматриваются в трудах А. Н. Граборова, Г. М. Дульнева и И.Г. Еременко. Кроме того, методике проведения уроков по отдельным учебным предметам посвящен ряд статей (В. А. Пестовской, Н. М. Стадненко, М. А. Арнольдова и др.) в журналах «Специальная школа» и «Дефектология».
Требования, предъявляемые к уроку, приводятся также в специальных методиках. Вопросам методики проведения урока много внимания уделяют и коллективы школ.
Научно-исследовательская работа, которая проводится в настоящее время в научно-исследовательских институтах и школах, направлена на повышение эффективности урока, его качества, что обусловлено необходимостью повышения уровня общеобразовательной и трудовой подготовки учащихся специальной коррекционной школы VIII вида, укрепления связи обучения с жизнью, а также повышения инициативы и самостоятельности учащихся в учебном Процессе. Помимо этого, каждый урок в специальной коррекционной школе VIII вида должен быть направлен на коррекцию недостатков познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта и его личности.
Таким образом, одним из основных дидактических требований к уроку в специальной коррекционной школе VIII вида является органическая связь его дидактической, коррекционной и воспитательной целей. Например, во время экскурсии на тему «Парк осенью», кроме общеобразовательной задачи (подвести детей к восприятию признаков осени через непосредственные наблюдения изменений в природе, а также показать разнообразие средств подготовки животных и растений к зиме), А.Н. Граборов рекомендует решить следующие коррекционно-воспитательные задачи:
1. Вовлечь в работу возможно большее число сенсорных механизмов.
2. Упражнять учащихся в умении правильно оформлять наблюдаемые явления в речи.
3. Развить наблюдательность учащихся.
В процессе обучения учащиеся не только знакомятся с фактами и событиями, но и осмысливают их. Это подводит их к пониманию закономерностей развития природы и общества. Воспитательная задача урока заключается в формировании у учащихся материалистического мировоззрения.
Воспитательный характер урока определяется не только содержанием материала, но и способом изучения материала на уроке. Если учащиеся в процессе усвоения учебного материала осмысливают его, делают сравнения, выводы, выражают свои мысли в речи, его воспитательная ценность урока значительно возрастает.
Отсюда вытекает необходимость правильного подбора учебного материала и методов для каждой части урока.
Дозировка материала урока определяется требованиями программы и возможностями учеников. Учебный материал урока как с точки зрения его качества, так и с точки зрения количества должен быть посилен для ученика.
Качественная перегрузка возникает тогда, когда учитель дает такой сложный материал, к усвоению которого ученик не готов. Однако не менее опасно планировать на урок недостаточное количество материала: в таких случаях урок не вызывает интереса у учеников. Бессмысленное повторение одного и того же материала утомляет учащихся, снижает внимание, мешает усвоению материала.
Учитывая неустойчивость внимания учащихся специальной коррекционной школы VIII вида, утомляемость и другие их качества, особое внимание следует обращать на подбор методов обучения и на разнообразие деятельности учащихся на уроке. Наиболее целесообразным является сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения. Степень сложности и количество учебного материала, а также выбор метода определяются психологическими особенностями учащихся и их возрастом.
С изменением возраста учащихся меняется характер изложения и объяснения учителем нового материала. Увеличивается объем нового материала, изменяются приемы повторения и закрепления. Учитель так организует повторение и закрепление, чтобы учащиеся воспроизводили не только то, что им известно, но и раскрывали новые связи и отношения в предметах и явлениях.
С возрастом учащихся меняется и характер их деятельности на уроке: возрастает самостоятельность в овладении знаниями, умениями и навыками, расширяется их опыт и углубляется подход к разнообразной практической и общественно полезной деятельности (роль практической деятельности детей с нарушением интеллекта раскрыта в книге В. Г. Петровой[19] и др. Участие детей в практической деятельности (лепке, рисовании, изготовлении макетов и т. п.) способствует более глубокому осмысливанию учебного материала, делает материал урока более близким и доступным для них.
Важным дидактическим требованием к уроку в специальной коррекционной школе VIII вида является правильное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся. Необходимость реализации этого требования особенно ярко проявляется тогда, когда дети впервые объединяются в классный коллектив или когда по своим индивидуальным особенностям они в значительной степени отличаются друг от друга. Эти отличия определяются прежде всего тем, что в специальной коррекционной школе VIII вида обучаются дети различных категорий (олигофрены, эпилептики, дети-шизофреники, дети, перенесшие травму головного мозга, и др.), общей характерной чертой которых является умственная отсталость. Однако проявление этого основного недостатка связано с характером заболевания, его причинами и степенью поражения. Поэтому даже дети одной категории, например олигофрены в степени дебильности, весьма различаются по своим возможностям в обучении.
Все это обязывает учителя так планировать работу, чтобы учитывать индивидуальные возможности каждого во фронтальной работе с классом. При этом индивидуальная работа и дифференцированный подход к ученикам должны быть направлены на то, чтобы, опираясь на их возможности, как можно скорее включить всех детей во фронтальную работу на уроке.
Как показали исследования Н. М. Барской, основными условиями такого включения является изучение индивидуальных особенностей учащихся, изучение трудностей, возникающих у каждого ученика в процессе усвоения учебного материала, и их причин[20].
Групповые и индивидуальные занятия имеют особенно важное значение для преодоления неуспеваемости. Контроль учителя за выполнением домашнего задания неуспевающими учениками, дополнительные занятия с ними, 'более частые вызовы для ответов, своевременная поддержка и поощрение (а если необходимо, то и порицание)— все эти мероприятия необходимы для предупреждения неуспеваемости. В этих же целях следует постоянно проверять качество усвоения нового материала учащимися, с тем чтобы своевременно выявлять те или другие недостатки их знаний и оказывать необходимую помощь.
Таким образом, «разумное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке позволяет проводить учебные занятия таким образом, что наиболее подготовленные учащиеся не задерживаются в работе, а менее подготовленные равняются на них»[21].
Все указанные дидактические требования вызывают необходимость организационной четкости урока, которая определяется продуманной структурой, зависящей от целей и типа урока, а также дидактической, психологической и методической его завершенностью.
Дидактическая законченность урока — это соответствие структуры и результатов урока поставленной дидактической цели. Психологическая завершенность урока определяется возникающим у учащихся и учителя чувством удовлетворения полученными знаниями и деятельностью на уроке. Методическая законченность урока выражается в четко продуманной методике, которая соответствует цели и содержанию урока и позволяет наиболее успешно решить поставленную дидактическую задачу.
Необходимость организационной четкости определяет дозировку материала, выбор методов обучения и соотношение различных элементов урока, о которых будет идти речь дальше.
Итак, к уроку в специальной коррекционной школе VIII вида предъявляются следующие дидактические требования:
1. Неразрывность образовательной, воспитательной и коррекционной целей урока.
2. Правильный выбор учебного материала и методов для каждой части урока.
3. Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы.
4. Организационная четкость урока.
В теории обучения существенным является вопрос о классификации уроков по типам.
Исходя из дидактической цели .в специальной коррекционной школе VIII вида применяются уроки следующих типов:
1. Урок первоначального изучения новых знаний.
2. Комбинированный урок.
3. Практический урок (урок закрепления и применения знаний).
4. Контрольно-учетный урок.
5. Повторительно-обобщающий урок.
Дидактическая цель определяет основной вид работы на уроке (усвоение нового материала, его повторение, систематизация и т. д.). В зависимости от дидактической цели отводится и время на тот или другой вид работы, определяются методы обучения и структура уроке в целом.
Все типы уроков в специальной коррекционной школе VIII вида преследуют также коррекционную цель.
Урок первоначального изучения новых знаний. Это урок, основной дидактической целью которого является вооружение учащихся новыми знаниями, восприятие и осмысливание ими нового материала. Исходя из этой Цели основное время на уроке отводится объяснению нового. Проверка знаний учащихся и повторение на таком уроке проводятся ограниченно.
В педагогической литературе вопросу объяснения нового материала уделяется много внимания. В. П. Стрезикозин приводит интересную схему организации усвоения новых знаний учащимися[22], которая, на наш взгляд, применима и в специальной коррекционной школе VIII вида. Весь новый материал по теме урока расчленяется на небольшие элементы, каждый из которых отрабатывается учащимися до тех пор, пока не будет осмыслен и усвоен. Каждая усвоенная часть учебного материала сразу же повторяется, и только убедившись, что ученики ее усвоили, учитель 'приступает к объяснению следующей части. Это — так называемое «поэлементное усвоение новых знаний». Такой способ усвоения новых знаний приводит к программированному уроку, который применяется в практике специальной коррекционной школы VIII вида[23].
Преимущество такой организации работы состоит в том, что поэлементное усвоение знаний предотвращает образование пробелов в знаниях отдельных учеников. Вместе с тем оно дает возможность учителю выявить результаты каждого этапа работы и, учитывая их, приступать к изучению следующей части материала. Кроме того, учитель может оказать своевременную помощь ученикам, недостаточно прочно усвоившим новый материал, и осуществить индивидуальный подход к отдельным учащимся. Положительным является также то, что ученики не только слушают объяснение учителя, но и самостоятельно выполняют практические задания, самостоятельно работают с учебником. Работа над изучаемым вопросом помогает детям овладеть приемами практических действий (они находят и выделяют материал для ответа на поставленный вопрос, производят сравнения, классификацию). Таким образом, «учитель получает возможность постоянно управлять двумя сторонами обучения: формированием представлений и понятий, с одной стороны, и формированием познавательных действий — с другой. Это, несомненно, способствует практическому осуществлению принципа развивающего обучения»[24].
Урок первоначального усвоения новых знаний в специальной коррекционной школе VIII вида имеет небольшой объем материала. Поэтому учащиеся получают возможность поупражняться в применении полученных знаний для выработки умений и навыков. Сочетание объяснения учителя самостоятельной работой учащихся может быть построено следующим образом:
1 Учитель начинает урок с объяснения нового материала, а затем организует самостоятельную работу учащихся по упражнению в применении полученных знаний.
2 Учитель предлагает учащимся несколько примеров для сопоставления и посредством беседы подводит учащихся к выводам.
Такие уроки способствуют развитию учащихся, поскольку упражняют их в анализе, синтезе, сравнении и обобщении нового материала, что способствует коррекции их основного недостатка.
Комбинированный урок. Комбинированный урок преследует несколько дидактических целей (объяснение нового материала, его закрепление, повторение ранее пройденного и учет знаний), соответствующих нескольким звеньям (этапам) процесса обучения. Каждая часть урока продолжается недолго (от 10 до 15 минут), и вид деятельности на уроке часто меняется. Небольшой объем знаний, которые усваиваются на уроках данного типа, возможность разнообразить деятельность учащихся и возможность совмещения почти всех этапов процесса усвоения на одном уроке делают его наиболее удобным в работе с учащимися младших классов.
Практические уроки. «На этих уроках производится вторичное осмысливание изучаемого материала, воспроизведение и применение знаний в целях достижения их прочности»[25]. Школьники упражняются в решении задач, выполнении упражнений на выученные правила, совершенствуют умения и навыки, по-новому осмысливают изученные ранее факты и понятия, усваивают ряд положений, которые в процессе первичного восприятия материала были ими недостаточно усвоены или не усвоены вовсе.
Как известно, закрепление знаний, умений и навыков подразделяется на воспроизводящее, тренировочное и творческое закрепление, которые неразрывно связаны между собой и постоянно взаимодействуют.
Чтобы практические уроки не были однообразными, а у учащихся поддерживался интерес к работе, учитель Должен очень тщательно готовиться к таким урокам, подобрать различные виды работ, четко продумать дозировку и оборудование урока.
Чаще всего эти уроки проводятся в процессе профессионального обучения при работе учащихся в мастерских, на производстве, но они используются и в процессе изучения математики, естествознания, географии.
Повторительно-обобщающие уроки. Дидактической целью их является систематизация и повторение изученной темы. Они проводятся по окончании изучения отдельной темы или раздела программы. На обобщающем уроке учитель выясняет, как учащиеся усвоили пройденную тему. Эти уроки позволяют повторить пройденное в новом плане, с большим интересом для детей и с большей степенью осознания ими учебного материала.
В. А. Постовская указывает, что обобщающее повторение в специальной коррекционной школе VIII вида имеет особенно важное значение. При повторении обобщается все изученное по данной теме. Если, например, учащиеся изучали на уроках разные виды рыб, то на повторительно-обобщающем уроке они сравнивают их, чтобы выявить общие признаки. После изучения домашних и диких животных учащиеся сравнивают эти группы животных, выявляя общее и отличное для каждой группы.
Контрольно-учетные уроки имеют целью проверку и контроль знаний учащихся. Учитель специальной коррекционной школы VIII вида должен проводить их тогда, когда си уварен, что данная тема (по которой проводится контрольная работа) учащимися усвоена. Уроки могут проводиться в форме письменных работ и устного опроса.
Таким образом, в структуре каждого из перечисленных типов уроков имеются общие элементы. Однако независимо от типа все уроки в специальной коррекционной школе VIII вида состоят из нескольких частей: подготовительной, основной и заключительной.
Целью подготовительной части урока является создание у учеников готовности к работе, включение их в учебный процесс. Эта часть урока складывается из ряда элементов: а) организации и подготовки учеников к работе, б) нервно-психической подготовки учеников к нагрузке на уроке и в) дидактически-психологической подготовки учеников.
Для подготовки учеников к работе учитель активизирует их внимание, подбирает специальные упражнения, направленные на приведение в оптимальное состояние нервной системы ребенка. На это отводится 5—6 минут после организационного момента. Подготовительные упражнения должны быть связаны с содержанием последующей работы на уроке. По содержанию они могут быть различными: рассмотрение картин, предметов, беседа о них, игры с речевым сопровождением, слушание рассказов, сказок, практические задания на выделение, классификацию и узнавание предметов, просмотр диафильмов.
Большое значение для выявления готовности учащихся к восприятию нового материала на основе повторения пройденного имеет проверка домашнего задания учителем в классе. Она органически включается в подготовительный этап урока и может быть организована в форме устного опроса учащихся, беглого просмотра выполненных ими самостоятельных практических работ, проверки решений и результатов выполнения заданий. Но в какой бы форме проверка ни осуществлялась, она очень важна для перехода к сообщению нового материала.
Дидактически-психологическая подготовка учеников выражается не только в обеспечении учащихся письменными принадлежностями, наглядными пособиями, но и в четкой формулировке цели урока. На данном этапе учитель сообщает детям, чему они научатся на уроке и какое это имеет практическое значение.
В основную часть урока входит ознакомление учащихся с новым материалом, его изучение, систематизация и углубление выученного, закрепление знаний, умений и навыков и повторение учебного материала.
В заключительную часть урока входит оценка прилежания учеников и наставление их к самостоятельной работе, т. е. дается четкая установка в отношении подготовки домашних заданий. Это особенно важно в специальной коррекционной школе VIII вида, так как домашние задания служат для расширения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроке, для развития самостоятельности и активности учащихся и воспитания у них самоконтроля. Однако свою развивающую роль домашние задания могут выполнять лишь при условии, что они являются продолжением той работы, которая выполнялась в классе, и что учащиеся готовы к самостоятельному их выполнению. Домашние задания должны приучить учащихся к преодолению посильных трудностей, к умению находить рациональные пути выполнения упражнений и решения задач. Учитель должен разъяснить учащимся домашнее задание и показать приемы его выполнения. Иногда разъяснение нужно давать не только всему классу, но и отдельным ученикам, а также давать им индивидуальные задания[26].
Кроме того, Г. И. Еременко рекомендует в заключительной части урока приводить в порядок рабочие места, проводить физические упражнения для дыхания, дидактические игры, отгадывание загадок.
Необходимым элементом урока в специальной коррекционной школе VIII вида является повторение. Причем важно, чтобы оно было дано, пока ученик не забыл материал; по выражению А. Н. Граборова, повторение — профилактика забывания.
Поэтому каждый этап урока в специальной коррекционной школе VIII вида должен сопровождаться повторением путем включения ранее усвоенных знаний в новые связи, путем повторения знаний в процессе их практического применения. В связи с этим А. Н. Граборов предлагает своеобразную, хотя и не обязательную, структуру урока, в которую органически входит повторение:
1. Начинается урок с мобилизации опыта учащихся.
2. Этот опыт систематизируется.
3. Сообщается новый материал по теме.
4. Устанавливается связь нового и усвоенного.
5. Повторяется материал.
6. Придумываются (или находятся в учебнике, в проработанной литературе) примеры на новые положения.
7. Материал суммируется — заключительное повторение.
8. Дается домашнее задание, способствующее закреплению материала в сознании учащихся.
В специальной коррекционной школе VIII вида повторение должно носить вариативный характер, что способствует развитию ребенка.
Подготовка учителя к уроку складывается из нескольких моментов. Учитель должен четко сформулировать тему и цель урока, подобрать учебный материал, с которым он должен познакомить учащихся на уроке, продумать методы, оборудование, наглядные пособия, технические средства обучения. Далее он должен продумать какие умения и навыки нужно отработать с учащимися в связи с данной темой, предусмотреть виды самостоятельной работы. В процессе подготовки к уроку учитель намечает учеников, требующих особого внимания, заранее продумывает и подбирает для них задания и специальные вопросы, домашнее задание, продумывает методику его выполнения и объяснения его учащимся (для отдельных учеников подбираются индивидуальные задания). При подготовке надо продумать приемы и виды учета и проверки знаний, умений и навыков учащихся. В результате тщательной подготовки учитель составляет план урока, а если этого требует содержание учебного материала, то и его конспект.
Контрольные вопросы
1. Каковы дидактические требования к уроку в специальной коррекционной школе VIII вида?
2. Какие типы уроков применяются в специальной коррекционной школе VIII вида?
3. Как осуществляется связь между дидактической, коррекционной и воспитательной целями урока?
4. Какова структура урока в специальной коррекционной школе VIII вида?
Литература
А. Н. Граборов. Очерки по олигофренопедагогике.
Г. М. Дульнев. Книга для учителя вспомогательной школы. М., Учпедгиз, 1959.
В.П. Стрезикозин. Организация процесса обучения в школе. М., «Просвещение», 1967.
«Основы дидактики», под ред. Б. П. Есипова. М., «Просвещение», 1967.
ЛЕКЦИЯ VI.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Метод — это способ работы учителя и учащихся, направленный на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, на формирование их мировоззрения и на развитие познавательных способностей.
При устном изложении учебного материала источником знаний является слово. При наблюдении учащихся за предметами, явлениями, при просмотре кинофильмов источником знаний является сам наблюдаемый предмет. При проведении практических работ в учебных мастерских источником формируемых знаний, умений, и навыков является практическая деятельность школьников.
Таким образом, методы различаются в зависимости от источника знаний. В связи с этим существуют следующие группы методов:
1. Словесные методы: устное изложение материала, беседа, работа с книгой.
2. Наглядные методы: демонстрация, экскурсии, самостоятельные наблюдения.
3. Практические методы: упражнения, а также письменные, графические, лабораторные, практические работы.
Методы обучения состоят из различных приемов. Например, работа с книгой — это метод, а составление плана, воспроизведение основных вопросов, изложение текста, запись на доске плана и вопросов — это методические приемы. Одним из важнейших требований советской педагогики является многообразие методов обучения и недопустимость универсализации какого-либо из них.
В процессе обучения учитель знакомит детей с фактами, подводит их к обобщению фактов и пониманию закономерностей, учит практически применять эти закономерности и правила. Поэтому в зависимости от цели, стоящей на данном конкретном уроке, учитель использует различные методы или их сочетания. Для первичного знакомства с явлением или предметом ребенку показывают или их, или их изображение, чтобы создать образ, накопить конкретные факты, необходимые для обобщения, понимания закономерностей и вывода. Правила и законы выражаются в словах, которые представляют собой результаты работы мысли учащихся. Для правильного соотношения слов и образов предметов или конкретных фактов необходимо дать возможность ребенку в процессе обучения набрать конкретный материал для обобщения. Именно факты, конкретные представления составляют ту базу, без которой невозможны логические обобщения и абстрактное мышление, мышление понятиями. Поэтому в специальной коррекционной школе VIII вида в процессе обучения используются все три группы методов: наглядные, практические и словесные. Выбор их учителем зависит от цели обучения, его содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и коррекционно-воспитательных задач урока.
В специальной коррекционной школе VIII вида используются методы, направленные на развитие личности ребенка с нарушением интеллекта, и в первую очередь его активности и самостоятельности.
Выбор метода и специфика его применения определяется не только целью, но и содержанием учебного материала на уроке. В связи с этим словесные методы преимущественно используются на уроках по гуманитарным предметам, в то время как методы практические применяются на уроках труда, рисования, черчения. Однако содержание конкретного урока может обусловливать использование разнообразных методов, особенно в младших классах специальной коррекционной школы VIII вида, где объем учебного материала невелик, а дидактических целей несколько.
Выбор метода определяется и возрастными особенностями учащихся.
Особенно важное значение в специальной коррекционной школе VIII вида приобретает учет типологических и индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому наряду с методами, используемыми для организации фронтальной работы с учащимися, учитель специальной коррекционной школы VIII вида предусматривает индивидуальные задания для отдельных учащихся.
В целях повышения коррекционно-воспитательного воздействия обучения внимание учителя должно быть обращено на воспитательное значение метода.
Выбор метода определяется также составом детей и типом учебного заведения. Этим объясняются особенности применения в специальной коррекционной школе VIII вида методов обучения, принятых в массовой школе. Своеобразие психической деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида и задачи их обучения обусловливают широкое использование в ней практических и наглядных методов при направляющей роли словесных методов.
Перейдем к характеристике каждой группы методов.
Словесные методы. К этой группе относятся:
1. Методы устного изложения материала (рассказ учителя, объяснение, лекции), где источником знаний является систематическое изложение учебного материала учителем — его живое слово.
2. Работа с книгой.
3. Беседа, в процессе которой учитель организует выяснение фактов, их объяснение, обсуждение; системой вопросов подводит учащихся к определенному выводу или к систематизации фактов и их обобщению. В беседе источником знаний также является живое слово.
Методы устного изложения материала используются для того, чтобы систематизировать и последовательно изложить материал. Используя эти методы, учитель систематически и последовательно излагает учебный материал, руководит его первичным восприятием учащимися.
Из методов устного изложения материала учителя в специальной коррекционной школе VIII вида чаще всего применяют рассказ-объяснение. Лекции в специальной коррекционной школе VIII вида не применяются.
Рассказ учителя — это яркое, эмоциональное изложение события, эпизода, характеристики героя, явления. Он непродолжителен во времени, но всегда воздействует не только на мысль, но и на чувства учащихся. Необходимо, чтобы рассказ заинтересовал учащихся, вызвал у них желание узнать больше того, что они услышали на уроке. Педагогический рассказ отличается от художественного, но в нем используются приемы художественного рассказа. Поскольку слово учителя является основным источником знаний, сообщаемых при помощи рассказа, к речи учителя предъявляются серьезные требования.
Речь учителя должна быть безукоризненна и с фонетической, и с логической стороны, должна быть яркой и выразительной, так как она служит образцом для детей
Речь учителя не должна быть громкой. Следует так же ясно выговаривать окончания слов и требовать этого от учеников. Темп речи учителя специальной коррекционной школы VIII вида— особый, замедленный, постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создает благоприятные условия для понимания учебного материала. Если учитель говорит быстро, ученик не успевает следить за речью, теряет нить рассказа, пытается схватить отдельные моменты и скоро запутывается. Но и очень медленная речь нежелательна в специальной коррекционной школе VIII вида, так как, дослушав конец фразы, ребенок забывает ее начало.
Необходимо, чтобы речь учителя соответствовала речевому развитию учащихся. Учитель специальной коррекционной школы VIII вида должен не только правильно литературно говорить, но и учить учащихся вслушиваться в свою речь. Если ребенок слышит вокруг себя четкую, ясную, правильную речь, то и его речь улучшается.
Речь учителя должна быть эмоциональной, живой, быть доступной по своему содержанию, направленной на главное, существенное. Такая речь пробуждает интерес, заставляет слушать, привлекает внимание. Дети начинают думать, мыслить.
Рассказ-объяснение должен подводить учащихся к определенному выводу. Он используется для раскрытия событий, явлений, описания предметов. Интересный рассказ вызывает у учащихся желание самим больше узнать.
С этой же целью учитель может использовать отрывки из художественных произведений, фактический материал из окружающей детей жизни.
Работа с книгой. В практике специальной коррекционной школы VIII вида используются следующие приемы работы с учебниками и книгой: чтение вслух, чтение про себя, чтение текста учителем.
Чтению вслух придается большое значение в первые годы обучения. Правильность, выразительность и беглость чтения зависят в значительной мере от внимания учителя к чтению. В I и II классах большое внимание уделяется правильности чтения учащихся. Детям трудно дается процесс слияния звуков в слоги и слова. При чтении вслух учитель контролирует и исправляет учащихся, воспитывая правильность чтения и произношения, поэтому в младших классах — это основной вид работы,
В старших классах чаще используется чтение про себя, при помощи которого детей учат самостоятельной работе с книгой. В специальной коррекционной школе VIII вида должны проводиться специальные занятия, целью которых являлась бы проверка этого умения. Учитель специально отбирает тот или иной материал, предлагает учащимся прочитать его, а затем — рассказать о том, что они прочли, и дать ответы на вопросы. Полезно чтение текста про себя и вслух сопровождать записями отдельных названий, выводов, заполнением контрольной карты, зарисовками.
Чтение учителем текста в специальной коррекционной школе VIII вида используется: как образец чтения; для последующего пересказа прочитанного или беседы по содержанию текста; для коррекции логического мышления учащихся, их речи, внимания, фонематического слуха, операций анализа и синтеза.
Учитывая большое коррекционно-воспитательное значение этого приема, его широко применяют на всех годах обучения.
Основной книгой, которой ученик пользуется для самостоятельной работы в школе и дома, является учебник. Все приемы чтения направлены на то, чтобы ученик научился пользоваться учебником для закрепления и более глубокого осмысливания учебного материала, сообщенного учителем на уроке.
При обучении учащихся специальной коррекционной школы VIII вида работе с учебником большое значение имеет привитие им навыка сознательного чтения. Поэтому следует стремиться максимально обеспечить непосредственное или с помощью наглядных средств знакомство учеников с теми предметами и явлениями, о которых говорится в учебнике. Дети должны понимать и представлять то, о чем они читают.
Для сознательного усвоения материала учебника необходимо, чтобы ученики понимали все слова текста. Поэтому работа с учебником требует от учителя организации проработки специальных терминов, трудных слов и т. д. Т. И. Пороцкая правильно указывает, что «специальные названия необходимо закреплять и на слух и зрительно, основное разъяснять детям, помогать осмысливать прочитанное, останавливать их внимание на наиболее трудно запоминающихся словах, выписывать эти слова на доску и в тетрадь, объяснять, почему именно так они пишутся»[27].
При работе с учебником необходимо обращать внимание учеников на иллюстрации, карты, таблицы, помещенные в тексте, учить их разбираться в них. Целесообразно подробно разобрать рисунок вместе с учениками до начала чтения статьи, а на доске иногда зарисовать отдельные его детали для подробного разъяснения. Рекомендуется использовать картины или диапозитивы.
Т.И. Пороцкая, основываясь на опыте обучения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида географии, рекомендует работу с учебником связать с ведением тетрадей. Ученики самостоятельно выписывают в тетрадь (сначала в классе, затем дома) названия морей, рек и т. д. из учебника, письменно отвечают на вопросы учителя, составляют краткие описания наблюдений или пересказывают содержание учебного фильма. Такие тетради находят применение и на уроках по другим предметам, например по естествознанию, по истории.
Ведение тетрадей помогает закреплению, а главное — более осмысленному усвоению учебного материала, приучает учеников к систематическому труду, воспитывает самоконтроль, оказывает большую помощь при повторении. В тетрадях дети делают зарисовки или подбирают и наклеивают иллюстрации из газет, старых журналов, открыток, почтовых конвертов и т. д.
Вся эта работа помогает развить активность и самостоятельность учащихся в учебном труде и поэтому имеет большое коррекционное значение.
Беседа. Беседой называется такой метод, при котором учащиеся отвечают на вопросы учителя или высказываются по их содержанию. В заключение беседы подводятся итоги.
Беседа используется с различными целями и на различных этапах обучения: для приобретения учащимися новых знаний, для повторения и закрепления старых, для проверки знаний. При ее проведении учитель опирается на уже имеющиеся знания и опыт учащихся, на их наблюдения. Беседа является распространенным методом обучения в специальной коррекционной школе VIII вида, часто сочетаясь с проведением наблюдений и опытов. Учитель при помощи вопросов подводит учащихся к правильным выводам и обобщениям. При объяснении нового материала беседа обычно сочетается с рассказом учителя. В таких случаях вопросы учителя помогают понять правила, законы, связи между явлениями.
Беседа может сопровождаться демонстрацией предметов, практическими действиями, самостоятельной работой учащихся. Иногда она обобщает материал, полученный детьми во время выполнения опытов по заданию учителя или в результате длительных наблюдений. При этом допускается коллективная работа. В процессе обучения дети учатся сравнивать, сопоставлять, что способствует формированию определенных понятий. Большое значение имеет беседа и при выяснении причинно-следственных связей, которые познаются учеником специальной коррекционной школы VIII вида с большим трудом.
Готовясь к проведению беседы, определив тему и цель и подобрав материал для ее проведения, учитель тщательно продумывает вопросы, на основе которых она будет строиться. При этом необходимо учитывать следующие требования к вопросам:
1. Четкость и правильность формулируемых вопросов.
2. Связь данного вопроса с предшествующими вопросами.
3. Содержательность вопроса.
В условиях специальной коррекционной школы VIII вида в процессе беседы учащимся задаются вопросы, различные по содержанию. Они требуют от учеников выяснения свойств предмета, выяснения качественных, временных, пространственных, причинно-следственных отношений. Такие вопросы особенно трудны для детей с нарушением интеллекта. Поэтому к ответу на вопросы учащиеся подводятся постепенно, вопросы задаются в определенной последовательности с нарастанием трудностей. Они должны быть более подробными и конкретными, чем в массовой школе.
4. Вопросы должны задаваться в различной форме, чтобы содействовать развитию логики, мышления и более сознательному и прочному усвоению знаний.
5. Вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.
Вопрос учителя определяет характер ответа ученика, на что в специальной коррекционной школе VIII вида следует обращать особое внимание.
Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида часто не умеют участвовать в беседе, ответы их бывают краткими, односложными, часто ограничиваются только словами «да» или «нет». Неустойчивость внимания учащихся ведет к тому, что дети, быстро утомляясь, не могут ответить на вопрос, не вдумываются в содержание. Учащихся специальной коррекционной школы VIII вида смущает вопрос, поставленный в непривычной для них форме. Поэтому необходимо приучать учащихся внимательно вслушиваться в вопрос, вдумываться в его содержание, правильно строить свой ответ на вопрос в полной форме, т.е. учить умению активно участвовать в беседе.
Активность ученика в беседе формируется лучше, если учитель своим вопросом направляет его мысль, не торопит с ответом, а дает ему некоторое время на обдумывание. Однако постепенно в старших классах темп беседы должен ускоряться.
В старших классах особенно важно при ответе ученика выяснить степень понимания им материала (а следовательно, и содержания вопроса), умение логически строить свою речь, выявить объем его знаний. Характер ответа ученика покажет учителю степень осознанного отношения ученика в беседе и знание учебного материала. В. Н. Синев, исследуя вопрос о понимании причинно-следственных связей учащимися специальной коррекционной школы VIII вида на уроках географии[28], считает, что очень важно во время беседы правильно реагировать на ответ ученика, уметь вовремя заметить ошибку, исправить и дополнить неверный и неполный ответ, иначе в сознании ученика могут закрепиться неправильно образованные связи.
В. Н. Синев считает, что в специальной коррекционной школе VIII вида особенно важно следить за правильностью ответа при проведении эвристических бесед, привлекая к исправлению неверного или неточного ответа самих учащихся. Для этого он рекомендует некоторые приемы:
1. Для преодоления тавтологии в ответах учащихся полезен прием акцентирования внимания на вопросе «Почему?». Например, на вопрос: «Почему в пустыне бедная растительность?» — ученик отвечает: «Потому что растут только кусты». Был задан дополнительный вопрос: «Почему же не растут другие растения?», который сконцентрировал внимание ученика на причинной сути вопроса и заставил его искать причину явления. В результате был получен правильный ответ.
2. Для преодоления так называемой круговой причинности, когда ученики вместо причины какого-либо явления называют его следствие, используется прием установления реальной последовательности явлений.
3. Для преодоления склонности детей с нарушением интеллектак однозначному мышлению (называнию не всех, а одной причины, зачастую не главной) использовался прием исключения названной причины из ситуации. Если этого приема оказывалось недостаточно и ученик называет не более двух причин, применялся прием определения количества необходимых для полного ответа причин.
Использование этих приемов при исправлении неправильных ответов учащихся дало положительный результат и может быть рекомендовано учителю специальной коррекционной школы VIII вида.
Таким образом, метод бесед в специальной коррекционной школе VIII вида помогает решать образовательные и коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед учителем в процессе обучения.
Наглядные методы (демонстрация, экскурсия, самостоятельные наблюдения).
Непосредственное наблюдение учащихся за объектом в специальной коррекционной школе VIII вида имеет свои особенности. При предъявлении объекта для наблюдения учитель специальной коррекционной школы VIII вида должен учитывать:
1) выбор наглядных пособий;
2) последовательность предъявления пособий;
3) организацию изучения объекта.
Выбор наглядных пособий определяется степенью подготовки учащихся к восприятию учебного материала. При этом необходимо учитывать, имеют ли дети конкретные представления об объекте, умеют ли сравнивать данный объект с ранее изученным, умеют ли анализировать и обобщать. Кроме того, выбор наглядных пособий определяется дидактической целью использования данного объекта (предъявление пособия с целью объяснения нового материала, закрепления, повторения).
Последовательность предъявления пособий определяется дидактической целью и количеством опознавательных признаков в предмете (цвета, формы, характеристики качества и т. д.). При руководстве восприятием тех или иных объектов учитель должен учитывать и наличие у учащихся знаний, полученных ранее
Организация наблюдений требует применения ряда приемов. Очень важна при этом постановка цели. Дети должны четко знать, что им надо наблюдать. Кроме того, должны быть четко определены признаки, которые характеризуют предъявляемый предмет. Не менее важно использовать сравнение изучаемого объекта с ранее изученным. И, наконец, необходимо наблюдение объекта проводить в сочетании со словом учителя.
Из психологии известно, что процесс обучения протекает эффективнее, если наглядные средства служат не иллюстрацией к рассказу или объяснению, а являются источником знаний. В этом случае слово играет направляющую роль, а источником знаний является непосредственное наблюдение учащихся. Это положение подчеркнуто Л. В. Занковым[29], который выделяет две основные формы сочетания слова с наглядностью:
1. При помощи слова учитель руководит наблюдением, направляет его вопросами, побуждает учащихся к изучению предмета, а знания учащиеся черпают из изучения самого предмета.
2. При помощи слова учителя дети получают знания о предмете, его свойствах, качествах, а сам наглядный материал служит для иллюстрации слов учителя. В данном случае ребенок более пассивен.
В специальной коррекционной школе VIII вида особенно важна первая форма сочетания слова и наглядности, наиболее соответствующая задачам коррекции.
Кроме натурального объекта, средством наглядности могут служить графические изображения, картины, чучела. В условиях специальной коррекционной школы VIII вида важно давать различные средства наглядности в разных сочетаниях (предметная и изобразительная наглядность). На это указывает А. Н. Граборов[30].
Демонстрацию натуральных объектов и их моделей, по мнению А. Н. Граборова, лучше некоторое время вести параллельно: изучается натуральный объект и одновременно демонстрируется его модель. Это необходимо потому, что умственно отсталые школьники не умеют соотносить изображение с натуральным объектом. Рассматривая картину, они забывают о внешних характерных признаках предмета, рассматривая натуральный объект, не воспринимают связей.
При изучении объекта дети видят объемное изображение, а при изучении картины — плоскостное. Это меняет характер восприятия.
Поэтому сочетание предмета с его изображением в процессе восприятия очень важно. Важно также организовать практические действия учащихся с демонстрируемым наглядным и раздаточным материалом.
Экскурсии также относятся к наглядным методам. Ценность экскурсий заключается в том, что дети на экскурсиях изучают предметы в естественной обстановке. Экскурсии помогают учащимся разбираться в окружающем, устанавливать закономерности явлений, развивать наблюдательность, совершенствовать мышление. Экскурсия только тогда эффективна, когда она хорошо подготовлена, организована и продумана учителем.
Важным является и обобщение наблюдений, полученных учащимися на экскурсии[31].
К методам наглядного обучения относится и показ учебных кино- и диафильмов. Учебные кинофильмы конкретизируют знания учащихся, углубляют их, позволяют детям понять явления и их взаимосвязи, которые могут быть восприняты непосредственно из окружающей жизни. С помощью учебного кино учитель имеет возможность показать динамику развития явлений (например, изменение природы по временам года). Учебное кино позволяет раскрыть многообразие условий изменения изучаемого явления.
Практические методы дают возможность глубже осмыслить материал, изученный в классе, сформировать определенные умения и навыки. Источником знаний при использовании практических методов является сама деятельность учащихся. К таким методам относятся устные и письменные упражнения, лабораторные работы, работа мастерских и на пришкольном участке. Выполнение упражнений способствует повторению изученного материала, его закреплению. В процессе выполнения упражнений ребенок всегда активен, что способствует лучшему усвоению учебного материала, его осознанию. Упражнения развивают память, внимание, умение сопоставлять и сравнивать, т. е. способствуют развитию логического мышления. Однако самое важное значение упражнений состоит в том, что они формируют умения и навыки учебной и трудовой деятельности учащихся.
В специальной коррекционной школе VIII вида следует обращать особое внимание на посильность упражнений по содержанию и объему, на их доступность пониманию учащихся, учитывая особенности формирования умений и навыков детей с нарушением интеллекта.
Поиски лучших путей развития навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений учащимися привели некоторые педагогические коллективы вспомогательных школ к использованию в процессе обучения элементов программирования.
Система учета и проверка знаний в специальной коррекционной школе VIII вида. Учет знаний, умений и навыков учащихся — это контроль за их усвоением и качеством, их систематизация. Он свидетельствует о прочности и сознательности усвоения учебного материала учащимися, о пробелах в их знаниях, а также о качества работы учителя. Чтобы правильно отразить уровень знаний, умений и навыков учащихся, учет должен проводиться систематически и дифференцирование, соответствовать индивидуальным особенностям детей. Выполнение этих требований обеспечит регулярный контроль за знаниями учащихся и создаст полную и объективную картину о том, что и как усвоено ими из учебного материала. Воспитательное значение учета заключается в том, что он способствует развитию самоконтроля учащихся.
Учет проводится ежедневно, на каждом уроке, по окончании изучения темы программы, а также в конце четверти и учебного года. Соответственно различают текущий, периодический и итоговый учет.
Каждому виду учета соответствуют и методы проверки знаний учащихся. Так, при текущем учете учитель использует наблюдение, беглый опрос, при периодическом или итоговом — используются и устный опрос и контрольные работы.
В специальной коррекционной школе VIII вида применяются все виды учета знаний, причем особое внимание обращается на индивидуальный подход к учащимся, на воспитательное значение учета для коррекции личности ребенка с нарушением интеллекта.
Особенности учета знаний проявляются в своеобразии использования методов проверки знаний, умений и навыков.
В специальной коррекционной школе VIII вида используется такая же пятибалльная система оценки знаний, как и в массовой школе. Однако учитель специальной коррекционной школы VIII вида обязан иметь в виду, что отношение к оценке у детей с нарушением интеллекта иное, чем у учащихся массовой школы: как правило, их удовлетворяет сам факт оценки знаний. «Я сегодня получил пять двоек, я хорошо работал»,— можно услышать и такую реплику от ученика I класса. Поэтому первое, что должен сделать учитель, — воспитать у учащихся сознательное отношение к оценке.
У некоторых учителей специальной коррекционной школы VIII вида возникает вопрос, можно ли ставить учащимся «отлично». Очевидно, при ответе на этот вопрос нужно иметь в виду, что объем знаний, которые должны усвоить ученики, регламентирован специальными программами для специальной коррекционной школы VIII вида, и, если ученик отлично овладел знаниями в заданном (пусть даже небольшом) объеме, он вполне заслуживает оценки «отлично». Заслуженная, объективная оценка помогает учащемуся приобрести уверенность в успехе, развивает стремление учиться.
В специальной коррекционной школе VIII вида особенно необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (наличие физических дефектов, особенности характера, способности и др.).
Иногда приходится оценивать усилия ученика, которые он затратил на выполнение заданий, преодолевая трудности, обусловленные характером его дефекта. Например, у ребенка, перенесшего детский паралич, нарушена координация движений и качество его письма (даже при очень большом старании) всегда будет ниже, чем у других детей. Учитель может оценить работу несколько выше, поощряя его усилия. Однако из этого не следует, что оценку знаний учащегося можно подменять оценкой его отношения к учению — для этой цели нужно использовать оценку за прилежание.
Учитель должен хорошо знать учеников и их возможности, чтобы оценка стимулировала повышение качества их учебной деятельности. В то же время, опрашивая учащихся и давая задания, учитель должен учитывать их возможности и в соответствии с ними индивидуализировать сложность заданий. В противном случае наиболее слабые ученики постоянно будут получать плохие оценки и у них выработается негативное отношение к занятиям, что еще больше ограничит учебные возможности.
Иногда индивидуальная коррекционная работа проводится с учениками специальной коррекционной школы VIII вида до тех пор, пока она не даст результатов и ученики не смогут участвовать в общей фронтальной работе. Учитель, зная возможности каждого ученика, может планировать перспективу его развития.
Наиболее часто встречающимся методом проверки знаний на уроках в специальной коррекционной школе VIII вида является устный опрос, который имеет разнообразные формы.
Опрос применяется при изложении нового материала для выяснения личного опыта ребенка и его знаний по предыдущему материалу. В этом случае опрос помогает установить связь нового материала с ранее изученным и психологически подготовить ученика к восприятию нового.
Таким образом, используя разнообразные методы обучения и проверки знаний, учитель может добиться более эффективного усвоения учебного материала учащимися, также руководить их развитием в этом процессе.
Контрольные вопросы
1. Какие группы методов обучения находят применение в специальной коррекционной школе VIII вида и в чем состоит их своеобразие?
2. Как используются в специальной коррекционной школе VIII вида словесные методы обучения?
3. В чем специфика применения наглядных и практических методов в специальной коррекционной школе VIII вида?
4. Как проводится в специальной коррекционной школе VIII вида учет и проверка знаний учащихся?
Литература
А.Н. Граборов. Очерки по олигофренопедагогике.
Т.И. Пороцкая. Опыт работы с учебником и тетрадью на уроках географии во вспомогательной школе. «Дефектология», 1969, № 5.
В. Н. Синев. О некоторых приемах проведения географической беседы во вспомогательной школе. «Специальная школа», 1969, вып. 2.
В. А. Постовская. Беседы и рассказ учителя на уроках естествознания во вспомогательной школе. «Специальная школа», 1968, вып. 1.
В. А. Постовская. Предметные уроки и экскурсии в I—IV классах специальной коррекционной школы VIII вида. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
ЛЕКЦИЯ VII.