Система А. А. Захаренко: воспитательные центры
И воспитывающие ситуации
Опыт Сахновской школы широко известен в стране. После передачи из Останкинской телестудии, выступлений директора школы Александра Антоновича Захаренко по радио, после выхода в свет книг самого А. А. Захаренко (вместе с С. О. Мазуриком), М. М. Поташника, Б. С. Чубара этот опыт стал восприниматься как яркий, эмоционально насыщенный, наполненный трудовыми усилиями детей и взрослых и вместе с тем пронизанный игрой и шуткой, опыт, далеко выходящий за границы школы. Описать его на нескольких страницах невозможно — да и не нужно, раз есть книги. При чтении их следует иметь в виду: опыт А. А. Захаренко, как и других руководителей «авторских» школ, уникален, а значит, неповторим. Но идеи, из него вытекающие и характеризующие систему Захаренко, могут быть положены в основу создания собственных воспитательных систем в школах, которые работают в условиях, близких к Сахновке. Могут они быть использованы и в процессе совершенствования уже сложившихся систем.
Какие же это идеи? Их несколько.
Прежде всего — идея воспитательных центров, в рамках которых организуются жизнь и творчество школьников разных возрастов. Таких центров несколько. Это само школьное здание с его кабинетами, рекреациями. Это школьный двор с дорожками, клумбами, фонтаном, зелеными уголками классов, скамейками для отдыха. Это краеведческий музей, отражающий историю родного села, его далекое прошлое, судьбы его жителей, их участие в исторических событиях, его быт и культуру. Это школьная обсерватория с телескопом, вращающимся куполом. Это школьная теплица, где выращиваются и рассада для колхоза, и овощи для школьной столовой, и цветы. Это центр здоровья: бассейны — зимний с подогревом и летний, целебная туевая роща.
Важнейшей в воспитательной системе А. А. Захаренко является идея «средового подхода». Смысл его в том, что воспитательные цели определяются исходя из особенностей и потребностей среды. Сахновская школа должна воспитывать грамотного, творческого, интеллигентного труженика села — таков социальный заказ. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и определяются те воспитательные центры, на создание которых направляются усилия и педагогов, и школьников, и родителей. Так, краеведческий музей — результат колоссальных усилий ребят — стал, как это и было задумано, одним из самых социально значимых центров села. Сюда приносят семейные реликвии. Здесь принимают в пионеры. Здесь молодоженов встречают хлебом-солью.
В Сахновке практически невозможно четко обозначить границы между школой и селом, они связаны органично. События школы становятся событиями села, и во всем, чем живет село, участвует школа, внося в его быт непосредственность детства, выдумку, красочность, оптимизм.
Системообразующей деятельностью в Сахновской школе является труд — труд созидательный, творческий, социально значимый. Трудятся дети много: все, что сделано в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учителей. Конечно же, школьники старательно учатся, занимаются спортом и эстетической деятельностью. Но корень, стержень воспитательной системы А. А. Захаренко — совместный созидательный труд, в котором воспитывают и замысел, и сам процесс, и его результаты, влияющие уже не только на данное, но и на последующие поколения школьников.
Любая «авторская» система носит отпечаток личности, ее создателя. В Сахновской школе личность директора особенно сказывается в техническом уклоне, в увлечении ребят техникой, причем новейшей. Захаренко закончил физико-математический факультет. У него умелые руки, интерес к техническим новинкам. И вот с его помощью ребята строят фонтан с автоматическими устройствами, изготовляют серию ЭВМ, создают парк картингов, строят спортивный самолет, «запускают в космос» лягушку. Кипы прочитанной литературы, увлеченные разговоры, озарения, находки... И уже не поймешь, кто ведомый, а кто ведущий — педагог или дети.
Очень важна в воспитательной системе А. А. Захаренко организация эмоциональной жизни детей. Александр Антонович считает, что школа злоупотребляет воздействием на разум и пускает на самотек формирование эмоциональной сферы. А в результате дети либо растут рассудочными педантами, либо уходят из-под влияния школы и семьи в сферу неформального общения. Надо, чтобы жизнь детей и в школе, и вне ее была яркой, красочной, насыщенной игрой, юмором, романтикой, чтобы детей окружали цветы, произведения искусства, музыка. При этом необходимо, чтобы они в этой эмоционально насыщенной атмосфере были не только слушателями и зрителями, но и активными участниками. Важно, чтобы все пели, все танцевали, все создавали произведения искусства — пусть и не шедевры.
Школа утопает в цветах. На аллеях Памяти, где высажено 216 кустов роз (столько жителей села погибло в Великую Отечественную войну), под каждым кустом табличка с именами не только солдат, но и ребят — хранителей памяти о них.
В арсенале школы множество средств эмоционального воздействия на детей. Множество, но повторять их вряд ли имеет смысл. Это не «волшебная палочка» воспитания, а прием, включенный в целостную систему. Включенность любого метода, приема, детали в систему — не только характерная черта системы А. А. Захаренко, но и одна из исходных ее идей. Живую ткань системы составляют как удачные способы, приемы и методы, так и неудачи. Педагогически обыгранные, они начинают «работать на систему». Стоит вспомнить описанный Б. С. Чубаром «бунт роботов», чтобы убедиться: неудача в их создании помогла повысить «кибернетическую культуру» ребят. «Школа должна быть неожиданной», — утверждает ее автор. Мастерством озарения, экспромта, шутки владеет здесь не только Александр Антонович, но и учителя и дети. «Ах, Юра с крыши не спускается, голубей гоняет? Передайте ему, пусть не слезает с крыши, пока всех голубей не разгонит», — это вместо ожидаемого разноса.
Организуя разнообразную, насыщенную трудом и эмоциями деятельность детей, сахновские педагоги отчетливо понимают, что это лишь часть воспитательной системы — та часть, что рассчитана на всех. Но не все, что рассчитано на всю массу детей, срабатывает в отношении каждого ребенка. А значит, нужна обратная связь и коррекция. В Сахновке эти проблемы решались на разных этапах по-разному. Было время, когда об эффективности системы судили по наличию или отсутствию ЧП в коллективе. На них и реагировали. Но со временем пришли к выводу, что, надо иметь постоянную информацию о воспитанности каждого и по этим данным судить о состоянии системы. Так были введены табели воспитанности на каждого школьника. Метода их заполнения — метод независимых характеристик: оценивают себя по определенным параметрам сами школьники, оценивают товарищи, педагоги, родители, а старшеклассников еще и шефы. Тут не менее чем итоговая оценка, важен сам процесс, оценивания, который тоже воспитывает.
Развивать систему только за счет укрепления ее традиций и корректировки отношений нельзя. Нужны новые, и не только новые, но и «сумасшедшие» идеи. Это отлично сознает педагог Захаренко и ставит «производство идей» на одно из первых мест в своей работе. Число школьных «новаторов» неуклонно растет, а рождение ценной идеи — всегда, праздник для школы. Бывает, что идеи заимствуются и со стороны, но лишь те, которые органично вписываются в общую педагогическую концепцию сахновских педагогов. И ни на один метод, средство, прием здесь не смотрят как на некую «волшебную палочку», а как только на звено создаваемой системы.
Система Б. О. Полянского: труд,
Здоровый образ жизни
Зоринской школе Обоянского района Курской области в 1989 году исполнилось 105 лет. Это типичная сельская школа. Здесь 320 учащихся, 30 учителей и воспитателей продленного дня, спортивных тренеров, четыре освобожденных руководителя профильных объединений. Занимаются в школе дети из семи населенных пунктов; утром их привозят школьные автобусы, а вечером отвозят домой. В школе дети находятся с 8 до 18 часов. Все учащиеся получают бесплатное двухразовое питание, все — с первого по десятый класс — занимаются в группах продленного дня, все, кроме освобожденных врачом, посещают занятия в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), которая создана на базе общеобразовательной. Все школьники включены в круглогодичный производительный труд.
Возглавляет школу уже много лет Борис Онуфриевич Полянский.
В структуру воспитательной системы входят коллектив общеобразовательной школы с классами и группами продленного дня, спортивный комплекс ДЮСШ, коллектив ученической производственной бригады, профильные объединения но интересам, группы свободного общения.
Зоринская школа — трудовой коллектив, имеющий статус отделения совхоза «Обоянский». Она имеет собственное, экономически выделенное хозяйство (150 га плодовых и ягодных культур) и одновременно включается во все сферы современного высокорентабельного сельскохозяйственного производства совхоза. Такой труд формирует у учащихся представление о комплексном характере современного сельского хозяйства, знание структуры производства, установку на включение после окончания школы в основные виды сельскохозяйственного труда, чему способствует и то, что в школе действует факультет рабочих профессий.
На режим продленного дня школа перешла не случайно. Об этом просили родители, так как около 90% из них – работники села, заняты весь световой день. Однако скоро стали замечать, что пребывание в составе постоянных классных групп, в рамках ограниченного пространства классов и кабинетов отрицательно сказывается на психологическом и физическом здоровье ребят, в частности, потому, что не удовлетворяется их потребность в движении. «Малые» физкультурно-оздоровительные формы дела в корне не меняли. При обильном двухразовом питании у ребят появился лишний вес. Выход из положения был найден в создании на базе общеобразовательной школы — школы спортивной с уклоном в лыжный спорт и легкую атлетику.
Работа школы в режиме продленного дня показала вместе с тем нецелесообразность унификации содержания и характера внеучебной деятельности учащихся. Возникла необходимость в организации специальных занятий по интересам, таких, в которых проявлялись и развивались бы творческие способности ребят. Сейчас во второй половине дня в режиме клуба работает несколько десятков профильных объединений – художественно-эстетических, научных, технических. Обеспечить необходимую материальную базу помогает совхоз, используются и собственные заработанные деньги. Кроме того, на базе школы действует филиал районного Дома пионеров. Привлечены к клубной работе с детьми специалисты-производственники, энтузиасты, местные умельцы.
В жизни школы есть особое время, которое отведено для неформального общения в группах продленного дня учащихся седьмых—десятых классов. Оно идет вслед за самоподготовкой, второй спортивной тренировкой и занятиями в кружках. Возникает нечто вроде молодежного клуба, где можно послушать и обсудить музыкальные записи, потанцевать и пообщаться в компании симпатичных тебе ребят, просто поговорить «за жизнь»...
Педагогический коллектив хочет сделать школу такой, чтобы переход ребенка из семьи и детского сада в школу, а из школы — в трудовой коллектив был естественным, не вызывал растерянности. Чтобы микроклимат, взаимоотношения, «дух» школы вбирали в себя все здоровое и прогрессивное, что есть в производственных коллективах базового хозяйства, в сегодняшней сельской семье и деревенской общине. Главное условие успеха в этой работе — создание целостного образа жизни всего воспитательного коллектива. Педагоги убеждены; школа должна жить жизнью семьи, села, всего общества, чутко улавливать и культивировать в ней все новое. Именно в таких условиях успешно могут решаться задачи приобщения детей к материальной, интеллектуальной и нравственной культуре общества, формирования их общественно значимых ценностей. Школа в одиночку, как только обучающее учреждение никогда не сможет решить этих задач.
Разумеется, учеба, труд, спорт, клубная деятельность и другие «осязаемые» компоненты воспитательной системы не могут существовать параллельно и независимо. Их ещё нужно скрепить нормами и ценностями воспитательного коллектива, взаимоотношениями детей и педагогов, основанными на общих заботах и совместном управлении жизнью школы. Такие ценности уже начали складываться.
Здесь считается важным формировать у ребят чувство собственного достоинства, внутреннюю свободу, независимость и самостоятельность в поступках, в оценке окружающих событий. В школе нет дежурных, всякого рода регулировщиков. Считается, что присутствие людей с красной повязкой — неуважение к коллективу, недоверие к его возможностям. Такой контроль мешает развитию внутренних регуляторов педагогически желаемого поведения. А после окончания школы, когда не станет регулировщиков, кто будет водить ребят за руку?
Уже более десяти лет от учащихся не требуют обязательного ношения школьной формы. Здесь считают, что дети должны сами решать, в чем им ходить в школу, тем более что в ее стенах они пребывают практически весь день. Грани дозволенного во многих вопросах определяются самими ребятами, коллективом, его традициями, советами педагогов.
На демократических принципах организуется трудовая деятельность в ученической бригаде, в подразделениях совхоза. Во время массовых работ на полях и в саду трудятся все члены воспитательного коллектива: учителя, школьники, вспомогательный персонал и технические работники. Выходят на работу единым коллективом, а уход за школой поручается освобожденным от производственного труда. Эти вопросы решаются на общешкольных линейках.
Первичные трудовые коллективы (звенья ученической бригады), которые формируются и на основе школьных классов, и как разновозрастные объединения, решают все внутренние проблемы: кто кого заменит, кому нужно скорректировать норму выработки. Классный руководитель является членом трудового коллектива своего класса, выполняет ту же работу, что и ребята. Из контрольных функций за ним только одна: обеспечить безопасные условия труда учащихся.
Распределяет заработанные средства общее собрание трудового коллектива школы. Большую часть заработка учащиеся получают на руки в соответствии с коэффициентом трудового участия каждого. Остальное тратится на нужды школы, на улучшение ее материальной базы, на организацию совместного досуга; статьи расходов вырабатываются и утверждаются коллективно.
Демократичность в отношениях, уважение к личности, возможность выбора дела по душе, выбора того или иного варианта поведения — основа любой новации, вводимой в воспитательную систему. Так было, например, когда организовывалась спортивная школа. Туда никого не заставляли записываться, но исподволь формировали спортивный образ жизни, создавали «моду» на спорт и здоровье, учителя и другие взрослые при этом показывали личный пример. Директор совхоза «Обоянский» И. М. Чухраев, его заместитель А. Д. Проценко, секретарь парткома В. А. Дорохов вместе с учителями и тренерами принимали участие в футбольных, баскетбольных состязаниях. Вслед за ними на спортплощадку и в спортивный зал потянулись рабочие и специалисты хозяйства. Поэтому создание спортивной школы стало само собой разумеющимся делом, которого с нетерпением ждали все.
Спорт, органично включенный в воспитательную систему школы, дал свои результаты: ребята уравновешенны, сосредоточенны на уроках, сохраняют высокий уровень умственной активности в течение всего учебного года, хорошо подготовлены к службе в армии. Школу стороной обходят простудные заболевания, никто из учащихся не курит, у выпускников устойчиво негативное отношение к алкоголю.
С созданием спортивной школы на селе стали проходить Дни здоровья, спортивные праздники. На базе школьного спортивного коллектива формируются сборные команды района по лыжам, легкой атлетике, спортивному ориентированию, футболу. Лыжники Зоринской школы успешно выступают и на областных и республиканских соревнованиях. Спорт способствует упрочению внутренних, межличностных связей в коллективе школы и формированию единой общности всех жителей села Зорино. И главное: спорт помогает насыщению воспитательной системы положительными эмоциями, стал средством профилактики стрессов, своеобразной «вентиляции» воспитательного коллектива.
В условиях сельской школы, ее относительной замкнутости, недостатка новых впечатлений нередко возникают конфликтные ситуации. Чтобы избежать этих застойных явлений, Зоринская школа выступает инициатором проведения на ее базе открытых уроков. Сюда приглашаются коллеги из других школ, преподаватели и студенты Курского педагогического института (Зоринская школа для них базовая) для общения по широкому кругу вопросов. Традиционными стали посещения школы преподавателями московских вузов, курских институтов. Такие контакты повышают интеллектуальный фон школы, стимулируют развитие и педагогов, и школьников. Учащиеся старших классов поступают в заочную физико-математическую школу при МГУ, на подготовительные курсы при факультетах МГУ и других ведущих вузов страны. Это в свою очередь стимулирует рост учителей-предметников.
Для сельских педагогов обделенность культурной информацией особенно нетерпима. Учителя должны ощущать себя включенными в духовную и педагогическую жизнь страны, иметь возможность встречаться с лучшими педагогами, знать их систему работы, отдельные приемы, чтобы осмысленно, со знанием дела использовать. Конечно, эту проблему трудно решать только собственными усилиями...
Управление процессом развития школьной воспитательной системы осуществляет совет школьного коллектива. В его состав входят: администрация и секретарь партийной организации школы, председатели профкома и его производственной комиссии, председатель родительского комитета, секретарь учительской комсомольской организаций, председатель учкома, секретарь комитета комсомола, председатель совета пионерской дружины, председатель исполкома Зоринского сельского совета, секретарь парткома хозяйства, директор ДЮСШ. Председателем совета является завуч школы.
Деятельность совета, как и вся система управления школой, основана на принципах соуправления, взаимного уважения и ответственности взрослых и детей. На заседаниях совета каждый его член непременно должен высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу. При этом высказываемые соображения должны быть обоснованы с позиций ответственности за конечный результат. Особенно велика роль директора в совершенствовании системы. Он не только генератор идей, организатор их исполнения, но и посредник, «наладчик» отношений в коллективе, специалист в области общения. Большая часть его времени (по данным хронометража — до 80%) уходит на поддержание, регулировку и корректировку отношений между учителями, воспитателями, тренерами спортшколы, руководителями объединений по интересам, учащимися и техническими служащими. Это позволяет ему быть в курсе всех событий в школе, держать руку на пульсе школьной жизни, осуществлять оперативную регулировку всех компонентов воспитательной системы.
У большей части учителей и воспитателей школы стаж 20 лет и более, работают они профессионально. Но бывает, что возникают симптомы усталости, стремление «не выкладываться». Значит, необходима борьба с монотонностью учительских будней. До недавнего времени руководство школы интересовало в основном то, что, учитель может делать; исходя из этого и планировали работу. Теперь все больше учитывается, что учитель хочет делать. Так, уже четыре года при комплектовании школы новыми педагогическими кадрами в начале: учебного года учителя пишут заявления, в которых, исходя из своего опыта, знаний, здоровья и интересов, определяют для себя содержание и объем работы на будущий год. В течение нескольких месяцев заявления педагогов изучаются советом школы, ученическим самоуправлением. С учетом всех заинтересованных мнений в январе педагогам дается аргументированный ответ.
В сегодняшней массовой практике оценка труда учителя часто отражает только субъективное мнение проверяющих и поэтому неубедительна для самих учителей, не стимулирует их усилия. Более справедливой, по мнению зоринских педагогов, является комплексная общественная оценка, которая складывается из мнения коллег, старшеклассников, родителей учащихся. Совместно с кафедрой педагогики Курского педагогического института здесь разработана методика интегральной оценки работы учителей и воспитателей школы. С ее помощью оцениваются такие основные параметры педагогического труда, как: знание своего предмета, педагогическое мастерство, умение делать свое дело, исполнительность, творчество, инициатива, поиск, умение работать сверх программ, моральные качества, уровень культуры и стиль общения педагога с учащимися. В итоге заметно усилилась тяга педагогов к самообразованию, повышению уровня общей культуры и педагогического мастерства. В школе считают, что такая работа поможет формированию учителя нового типа, который умеет мыслить концептуально и вариативно. Такой учитель не просто будет учить школьников готовым знаниям и нормам доведения, но прежде всего научит их способам нахождения, самостоятельной выработки и применения этих знаний и норм.
Сейчас педагогический коллектив готовится к введению системы взаимных отзывов, своеобразных встречных оценок проверяемых и проверяющих. После любой проверки учитель должен дать себе отчет, в чем и как помогли ему завуч, директор, инспектор, а что было впустую. Такая оценка, делаясь гласно утверждаемой нормой, должна повысить профессионализм и причастность к конечному результату педагогической работы всех инстанций, стоящих «над» учителем.
Формирование учителя нового типа во многом определяется наличием в коллективе лидеров-профессионалов. В Зоринской школе именно они сегодня начинают задавать тон, ищут подходы к новому педагогическому мышлению. Их характеризуют, прежде всего, понимание ученика и его проблем, мастерское владение педагогической технологией. Б. О. Полянский убежден, что будущее воспитательной системы во многом зависит от педагогов-лидеров; они жизненно необходимы коллективу, хотя с ними много сложностей. Их статус с общественно-государственной точки зрения неясен, минимальны возможности для их стимулирования. А без них у школы нет лица...
Школа А. Н. Тубельского:
Прогнозирование системы
Школа А. Н. Тубельского — это московская школа № 734, обычная и очень необычная одновременно. С одной стороны, это стандартный московский «самолетик», расположенный на одной из городских окраин. Это вполне обычные 800 детей отнюдь не «образцового коммунистического» города, который мы чуть было не создали несколько лет назад. Словом, все, что касается социального окружения и материальной базы, — совершенно типично для сотен других городских школ. С другой стороны, начиная с1988/89 учебного года школа работает в условиях официально утвержденного эксперимента и является школой-лабораторией АПН СССР. Это дает ей определенную самостоятельность, некоторую финансовую поддержку.
Школа Александра Наумовича Тубельского, несомненно, «авторская»: в ней реализуется педагогическое кредо ее директора. Кредо это сложилось под влиянием одного из самых известных школьных директоров 50-х годов Ф. Ф. Брюховецкого. А. Н. Тубельский – выпускник руководимой тогда Федором Федоровичем краснодарской средней школы № 12. Но 734-я школа – не продолжение 12-й в ином варианте, а в каких-то аспектах даже противоположность. Система здесь только начинает складываться — точнее, находится в начальной стадии становления. Вполне может так случиться, что многое из того, о чем здесь написано, через несколько лет перестанет существовать, а что-то из незамеченного, напротив, будет определять лицо всей системы. И все-таки школа живет и действует, движется но направлению к некоторой целостности, поэтому ее описание имеет особый смысл в ряду других, уже сложившихся систем.
Какие же идеи лежат в основе концепции А. Н. Тубельского?
Прежде всего это концепция базового среднего образования, разработанная временным научно-исследовательским коллективом (ВНИК) при участии самого А. Н. Тубельского. Современная школа, по его мнению, должна представлять собой совокупность условий для свободного самоопределения личности. Свободный, осознанный выбор — вот та сердцевина, вокруг которой должно происходить упорядочивание системы. В перспективе такая возможность выбора должна распространяться на определение и содержания образования (выбор предметов), и учителя, и индивидуального темпа обучения, и видов внеурочной деятельности.
Еще одна идея – развитие личности ребенка как решающий критерий ценности инноваций. Всякий раз, когда в школе педагоги обдумывают тот или иной шаг в развитии эксперимента, они должны задать себе главный вопрос: отвечает ли он интересам развития ребенка. Все прочие соображения, как-то: удобства учителей, организационные проблемы и т. п. — принимаются в расчет лишь во вторую очередь.
И еще одна идея может, пожалуй, считаться исходной – это «вписанность» школы в ближний и дальний социум. Школа хочет играть самую активную роль в жизни микрорайона, а также объединять усилия учителей, родителей, вообще всех желающих сотрудничать.
Одним из важных системообразующих факторов является сама атмосфера эксперимента, творческого поиска. Введен ряд существенных новшеств в организации учебного процесса. Например, взамен методических объединений учителей созданы кафедры во главе с заведующими. Решение кафедры по ряду вопросов касающихся преподавания того или иного предмета, уровня знаний ученика, приравнивается к решению педсовета. Во второй половине дня для учащихся работают лаборатории, которые ведут в основном учителя школы. По замыслу лаборатории не должны быть продолжением уроков или дополнительными занятиями для отстающих; они предоставляют школьнику возможность выбрать для себя ту сферу познания, в которой он хотел бы совершенствоваться. Не всегда удачными оказываются такие попытки; во многом это зависит от конкретного учителя.
В старших классах введена зачетная система, что позволяет защитить ученика от случайной двойки: все пройденные темы должны быть сданы к концу четверти. Все учащиеся могут работать по одному или нескольким предметам по индивидуальному плану, который составляется с помощью учителя. Обычно этой возможностью пользуются те, кто сильно отстал от одноклассников, кому необходимо восполнить пробелы, или те, кто чувствует в себе силы двигаться быстрее. Главное, что, по мысли педагогов, дает индивидуальный план, — это возможность для ученика осознать свой реальный уровень знаний. Может случиться, например, что человек учится в восьмом классе, а русский язык знает на уровне пятого. Не делая из этого трагедии, учитель вместе с ним составляет график, по которому можно догнать остальных. Бывает и наоборот: кто-то изучает по своему любимому предмету темы из программы следующего класса.
Конечно, все это требует от учителя кропотливой работы во внеурочное время, и работы даже не столько чисто преподавательской, сколько воспитательной. Главная трудность в том, чтобы убедить ученика: его образование — его собственных рук дело, в котором он заинтересован больше всех. Пока число реально работающих по индивидуальному плану невелико; поэтому каких-то особых проблем для классных занятий не возникает.
Как еще учитывается в школе разнообразие способностей и потребностей детей? В принципе каждый может сдать учебный материал экстерном и «перепрыгнуть» через класс (такие случаи есть). Кроме того, лучшим ученикам педсовет предоставляет возможность свободного посещения уроков. А другие — так сказать, не самые лучшие — наоборот, поставлены на жесткий поурочный контроль; они, в отличие от остальных, имеют дневники, в которых за каждый урок обязательно выставляется оценка. Каждого из таких учеников контролируют классный руководитель, один из завучей или директор.
В школе идет целенаправленный поиск эффективных форм содержательно-качественного оценивания, которые в перспективе должны заменить традиционные отметки и позволить более тонко, чем теперь, определять уровень и особенности продвижения в развитии каждого ребенка.
Нельзя сказать, что все перечисленные новшества дают «запланированный эффект». Однако развитие эксперимента продолжается. С января 1989 года в школе № 734 начался новый этап, который получил название «проба сил».
Суть этого этапа состоит в следующем. В течение первой половины учебного года специальные творческие группы учителей выделили в каждом учебном предмете его «ядро», то есть тот обязательный минимум, который составляет фундамент данной области знания. «Ядро» будет изучаться всеми учениками на обязательных уроках. А один раз в неделю будут проходить уроки по выбору, когда ученик будет сам решать, пойдет он на математику или, к примеру, на биологию. За счет чего образуются уроки по выбору? Например, из трех часов истории в неделю, предусмотренных программой, два часа остаются обязательными (на них изучается «ядро»), а один урок становится уроком по выбору. Надо сказать, что сам выбор обязателен, то есть не может случиться так, что кто-то вообще никуда не пойдет.
Легко представить себе, какие трудности здесь возникают: надо выделить обязательное «ядро» без снижения уровня образования в целом, надо разработать «продвинутые» уроки, надо составить чрезвычайно сложное расписание так, чтобы каждый мог выбрать не только свой любимый предмет, но и в ряде случаев учителя. Надо наладить какой-то контроль и, наконец, надо объяснить каждому ученику, как ему составить для себя индивидуальное расписание (в пробе сил участвуют пятые—восьмые классы).
«Проба сил» имеет еще одну особенность: все уроки становятся 35-минутными. Следовательно, перед учителем возникает задача по-новому, экономно строить урок. Зато у детей появляется дополнительное свободное время, почти час ежедневно. Когда у А. Н. Тубельского спрашивают, почему именно 35 минут и кто научно обосновал это время, он отвечает, что никто этого не обосновал, так же как и современный 45-минутный урок.
Конечно же, проект системы не исчерпывается организацией уроков. В школе Тубельского идет поиск и в сфере внеурочного воспитания. Действует, например, трудовое объединение старшеклассников во главе с заместителем директора по трудовой подготовке М. Е. Старостенковым. В школе многое делается руками ребят, участвуют они и в производительном труде. Как и во многих других городских школах, проблема заключается в том, что трудно найти достаточно примитивную и сносно оплачиваемую работу. Настойчиво ищут в школе и новых способов взаимодействия с микрорайоном.
В школьной комсомольской организации осуществлена любопытная реформа: созданы семь комсомольских групп — не по классам, а по направлениям работы. Каждая из нихявляется настоящей первичной организацией во главе с комсоргом. Это, политклуб, группа «Милосердие», правовая группа, которая разрабатывает «Законы школы», штаб порядка, группа повышения культурного уровня, пресс-группа. Как видим, и здесь сделана попытка предоставить детям свободу выбора, стимулировать самоопределение каждого.
Школа № 734 переживает процесс становления воспитательной системы. Как же это происходит? Болезненно. Три с лишним года борьбы за утверждение программы эксперимента «наверху» сопровождались сложными событиями в самой школе. Около 20 учителей ушли (большинство — из-за несогласия с идеей эксперимента). Ушел целиком один из двух десятых классов, обеспокоенный тем, что эксперимент может отразиться на подготовке к поступлению в вуз. Обсуждения, собрания, споры не прекращаются и теперь. Ежемесячно проводятся так называемые пленумы — мозговые атаки педагогов по конкретным проблемам школьной жизни. Надо сказать, что у педагогов высока культура дискуссии, есть стремление к коллективному анализу.
Большое число инноваций, иногда достаточно экзотичных, может создать впечатление, с одной стороны, игры, а с другой — хаоса. Что касается первого, то, по-видимому, поддержание духа эксперимента и поиска объективно требует включения элементов игры, тем более что в эксперименте участвуют дети. Что же касается хаоса, то это впечатление обманчиво.
Развитие системы идет небыстро. На разработку содержания эксперимента ушли годы, новшества внедряются постепенно, после тщательного обсуждения. И на каждом отрезке времени, после очередного нововведения происходит процесс упорядочения, стандартизации новых ситуаций, включения их в действующую систему, превращения в традицию.
В школе постепенно складывается механизм внедрения новаций, действие которого можно пояснить на примере рождения разновозрастного лицейского класса (РЛК). С идеей создания РЛК выступили два учителя — М. Б. Ширман и Я. Р. Халимов. По их мнению, классно-урочная система полностью себя изжила. В лицейском классе дети разных возрастов будут осваивать общепринятое содержание образования и многое сверх того в процессе решения конкретных жизненных проблем, в практической деятельности, не регламентированной расписанием. С этой достаточно спорной идеей они обратились к директору, который разрешил осторожно выяснить, есть ли среди детей желающие заниматься в таком классе. Был назначен специальный экспертный совет, который состоял из трех групп: одна треть назначенных директором, одна треть приглашенных инициаторами, одна треть — независимые эксперты. В обсуждении приняли участие учителя школы, родители, дети. Каков же итог? После бурных споров было принято парадоксальное решение. Во-первых, обоснование эксперимента с лицейским классом было признано недостаточным. Во-вторых, эксперимент все-таки предлагалось начать, но с условием доработки и обсуждения первых итогов.
Есть ли риск? Несомненно. И все-таки, по мнению директора, с которым согласилось большинство экспертного совета, нельзя разработать подробно какое-то принципиальное новшество, не пытаясь параллельно воплотить его на практике. А что касается интересов детей, то, во-первых, они выбирают новую форму обучения сами, сознательно и с согласия родителей, а во-вторых, у педагогического коллектива остается право при необходимости эксперимент прервать.
734-я движется... Трудно пока говорить о результатах, трудно предсказать очертания будущей системы. И хотя А. Н. Тубельский избегает пользоваться этим понятием, можно предположить, что со временем здесь сложится принципиально новая воспитательная система.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ —