Теоретические основы педагогики я.а. коменского.
В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и др. Я.А. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество, которые явились фундаментом его педагогической теории.
Мыслитель и педагог признает божественное происхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его качествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. Это утверждение Я.А. Коменского содержит новый, передовой и смелый взгляд, по сравнению со средневековым, на человека, который был объявлен церковью порочным и греховным от рождения.
От рождения человек не имеет никаких знаний и идей, разум его представляет собою «tabula rasa», т.е. чистую доску, на которой еще ничего не написано, но со временем будет написано в процессе познания.
Педагог выделил этапы познания. Первый из них – возникновение ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Следующая ступень познания — умственная переработка материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение, формирует понятия в виде абстрактных умозаключений. Затем разум «подвергает испытанию собственные и чужие представления о вещах». Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость.
Итак, ступени познания по Я.А. Коменскому:
Ø чувственное познание;
Ø обобщение, абстракция, научное знание;
Ø осмысление, проверка практикой, мудрость.
Я.А. Коменский явился основоположником важнейшего теоретического положения педагогики – принципа природосообразности обучения и воспитания. По Коменскому, природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Как в природе все происходит естественным путем, так же должно идти и воспитание человека. Человек сам является частью, природы.
Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим законам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом.
В качестве аналогий природы и жизни человека Я.А. Коменский в «Великой дидактике» часто прибегает к использованию примеров из самой природы.
Я.А. Каменский являлся истинным демократом, ратующим за то, чтобы все люди — богатые и бедные — имели возможность развить свои природные способности, стать гармоническими личностями.
Потребности самого народа определяют все дело воспитания и образования. «Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные cочиненьица; книжицы, диктовочки, заметочки; отрывочки и бог весть что еще?» — говорил Я.А. Коменский [7].
Демократизм, гуманизм, народность — важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского.
Дидактика Я.А. Коменского
В отличие от дидактики как теории обучения свою «Великую дидактику» чешский педагог определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию [7].
«Великая дидактика» выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспитание. Основные педагогические положения книги необходимы родителям и учителям, ученикам и школам, государству и церкви.
Я.А. Коменский называет школу «мастерской человечности, мастерской гуманизма» [7]. Обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев — сады, так для юношества — школы» [7]. Основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость. В школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, в ней молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это «мастерские трудолюбия».
Однако для того, чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности, благочестию. Научное образование одновременно совершенствует разум, язык, руки человека.
Я.А. Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ.
«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:
1. Образование должно получить все юношество, за исключением разве тех кому Бог отказал в разуме.,
2. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.
3. Образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.
4. Образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения.
5. Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.
6. Образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким» [7, гл. XII, С. 2].
Должен быть установлен и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу автора, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.
Ступени школьной системы:
1) материнская школа — для детства (до 6 лет);
2) школа родного языка, элементарная школа — для отрочества (до 12 лет);
3) латинская школа — для юношества (до 18 лет);
4) академия — для зрелости (до 24 лет) [7].
Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее Я.А. Коменский составил методическое руководство «Материнская школа» — наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях.
Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая должна быть в каждой общине.
В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять; должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различными ремеслами.
После школы родного языка, обязательной для всех детей, Я.А. Коменский определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем дети должны изучать еще какие-либо иностранные языки, физику, географию, естествознание, математику, традиционные «семь свободных искусств», мораль – все это составляло программу латинской школы. Каждый из шести классов имел свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.
Самые одаренные выпускники латинской школы завершали свое образование в академии, которая имела обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.
Новое решение предложил Я.А. Коменский для организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться, в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Коменский нашел иную форму организации обучения – классно-урочную система, которая предполагала:
Ø неизменный состав учащихся одного возраста;
Ø проведение занятий в точно определенное время по расписанию;
Ø одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету.
Занятия необходимо проводить ежедневно по 4—6 часов, после каждого часа – перерыв. «В предобеденные часы должны упражнять преимущественно ум, суждения, память, а в послеобеденные — руки, голос, стиль и жесты» [7].
Начинать обучение нужно в детстве: «образование человека нужно начинать в весну, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность — лето...» и т.д.
Я.А. Коменский рекомендует заниматься только в школе. По его мнению, на дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям, так как школа называется «учебной мастерской», именно здесь и следует добиваться успехов в науке.
В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению:
1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста
2. Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учить следует от более легкого – к более трудному, от более общего – к более частному; ученики не должны быть перегружены знаниями, должны продвигаться вперед не спеша; изучаемое в школе нужно увязывать с жизнью.
3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.
4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.
Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера, на которые
опираются обучение и учение и диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы:
· наглядность обучения;
· последовательность и систематичность обучения;
· прочность усвоения учебного материала;
· самостоятельность и активность учащихся в процессе обучения.
Наглядность обучения предполагает усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, т.е. благодаря чувственному восприятию. Этот принцип вытекает из понимания Я.А. Коменским процесса познания вообще: начало познания — в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Сформирован принцип наглядности так: «...пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания» [7, Гл. XX, с. 6]. Для наглядности рекомендуется использовать прежде всего реальные предметы, организовав над ними наблюдение. Когда же это невозможно, нужно предложить учащимся или модель, копию предмета, или картинку, рисунок с его изображением. Итак, золотое правило дидактики — наглядность обучения.
По мнению великого дидакта, «ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно» [7]. Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все, что запланировано, должно выполняться в свой срок, ведь «чтобы быстро попасть туда, куда хотят прийти, не столько необходимо бежать, сколько не отставать» [7]. Занятия должны быть заранее продуманы и спланированы на долгий срок.
В обучении следует соблюдать последовательность, продвигаясь:
· от более общего к более частному;
· от более легкого — к более трудному;
· от известного — к неизвестному;
· от более близкого — к далекому.
Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не прерывисто и эпизодически. Пример такой подачи материала для обучения дан Я.А. Коменским в его учебниках.
Принцип прочности усвоения учебного материала не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторение — мать учения. Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку.
Я.А. Коменский считал упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью», «Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понятно». А понятно будет то, что прошло через чувства: «Для ума чувства есть путеводитель к науке» [7]. Чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения. Таким образом, добиваясь прочности знаний, учителю, прежде всего, нужно обеспечить возможность эффективного чувственного восприятия учебного материала.
Следующим условием, обеспечивающим прочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности: «Тому, что следует выполнить, нужно учиться на деле». В то же время «правила должны поддерживать и закреплять практику» [7].
Для проверок того, насколько прочно усвоены знания, учителю следует проводить в четверти и в конце учебного года публичные испытания, на которых бы в соревнованиях определялись наиболее способные ученики.
Я.А. Коменский большое внимание в своей дидактике уделял самостоятельности и активности детей в учении. Обучать юношество – это не значит вбивать в головы учеников знания, нужно раскрывать способности понимать вещи. Автор этого дидактического принципа видел, что школа стремится к тому, чтобы научить ученика «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом». Так, физику преподают, не демонстрируя эксперименты и выводя на их основании законы науки, а читая тексты, которые потом ученики зазубривают. По Коменскому, нужно чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знания на практике. Все, что изучается, должно приниматься учеником, как полезное для него. «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни 'учил, покажешь ему, какую это приносит пользу...» [7, гл. XVII, с. 44].
Самостоятельность ученика развивается тогда, когда он проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь предстоит учителю. Так как «семена знания» присущи всем людям от рождения, остается только побудить ученика к самостоятельности и руководить им.