Психолого-педагогическая поддержка как основа воспитания

Растущий человек имеет потребность в защищенности и заботе. В более старшем возрасте - потребность в дружеской поддержке, включенности в некоторое сообщество.

Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основой воспитательной позиции -педагога является позиция психолого-педагогической поддержки воспитанника,

Замечательный педагог-гуманист, наш современник О.С. Газман связывал педагогическую поддержку непосредственно с индивидуально-личностным подходом в воспитании, ядром ее называл решение насущных проблем ребенка (подростка).

Трудно ли быть ребенком? А подростком? Кто из взрослых - педагогов, родителей, бабушек и дедушек, да и просто окружающих ребенка взрослых — задает себе этот вопрос. Некоторые удивятся: «счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства» (Л.Н. Толстой). Но есть еще и такое: «трудное взросление», «тяжелая работа роста», «трудный возраст»...

Мы спросили детей о том, какие трудности они испытывают в жизни. И получили ответы у маленьких: «спать днем в детском саду», «ходить в детский сад», «съедать все за столом», «не бояться темноты», «научиться читать», «убирать игрушки», «победить Витьку-драчуна», «болеть и лечиться», «залезть на крышу сарая, куда залезают мои друзья», «не плакать, когда мне больно или я чего-нибудь боюсь», «решать задачки по математике», «читать громко и выразительно», «писать чисто и красиво»... А у старшеклассников — еще сложнее их проблемы: «учиться хорошо по всем предметам», «отношения с родителями», «преодолеть свою застенчивость», «ссоры и развод родителей», «рано вставать», «хроническая усталость и недосып», -«отсутствие друзей», «не с кем поделиться самым сокровенным», «достать денег на карманные расходы», «поступить в институт без блата и больших денег (у меня ни того ни другого нет)», «отношения с товарищами по классу», «безответная любовь», «отношения с учителями», «несправедливости в школе», «одиночество» и еще многое-многое другое.

Выходит не так уж беззаботно счастливое и безмятежное детство. И мы, взрослые, находясь рядом, интуитивно ли, сознательно ли помогаем детям в их трудной работе роста и взросления. Они маленькие ростом и слабые: не могут дотянуться, долезть, увидеть... Мы помогаем.

Они многого не знают — и ошибаются, удивляются, стараются понять, изводят всех своими «почему?». Мы объясняем, рассказываем, читаем им.., раздвигая горизонты познания. Они многого не умеют: держать ложку, убирать постель, кататься на лыжах, конструировать, рисовать, читать, найти друзей, строить отношения с людьми... Мы по мере возможностей стараемся научить. Они беззащитны; перед болезнью, детскими страхами, обижающими старшими, произволом некоторых учителей, опасностями улицы... Мы стараемся защитить. Они нуждаются в любви и ласке — мы их любим. И чем в большей степени мы удовлетворяем потребности растущего ребенка (подростка) в его «надобностях», чем более умело и тактично помогаем в решении его проблем, тем благотворнее он развивается — растет, хорошеет, умнеет, все понимает, становится нравственнее, красивее...

Если этого нет, то возникают многочисленные детские (а скорее, «недетские») проблемы: детская тревожность и страхи, отставание в развитии, детские болезни, дезадаптированность в окружающей среде (дома, в школе, на улице), вредные привычки, уход из дома — сначала ненадолго и недалеко, а потом безнадзорность и бродяжничество, уход из школы и беспризорность, девиан-тное поведение и даже детский суицид... Кто-то сможет возразить: зачем запугивать, сгущать? Но хочется в ответ сказать, что всегда большое (и хорошее, и плохое) начинается с малого.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили...

Поздно учли...

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Из размышлений учителя-воспитателя

Сегодняшняя педагогика подошла вплотную к разгадке успешности-неуспешности наших воспитательных усилий. В недрах многовековых идей свободного воспитания и гуманистической педагогики, ориентирующихся на личность ребенка, родилась идея педагогической поддержки растущего человека.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

«Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка — помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: «1} придержав, не дать упасть; 2) оказать помощь, содействие; 3) выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; 4) не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь».

Если перенести эти значения в сферу воспитательную, то получается, что педагогическая поддержка -.-. это не бытующее, увы, в некоторых воспитательных практиках пресловутое «формирование личности», «управление воспитанием», «педагогическое воздействие (даже позитивное)», «воспитание послушания и покорности», «корректировка развития и воспитания»... Это естественный акт СО-действия, СО-дружества, СО-трудничества взрослого и ребенка (подростка) в решении его проблем.

Педагогическая поддержка - это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка (подростка) и его САМОпропесом, проявляемым в действии. Их великое множество: САМОпознание, САМОнаблюдение, САМОлюбие, САМОвнушение, САМОпожертво-вание, САМОкритика, САМОпрогноз, САМОанализ, САМОорганизация, САМОуправление, САМОдеятель-ность, САМОразвитие, САМОреализация, САМОдоста-точность, САМОвоспитание, САМОактуализация...

Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидания, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичные проработки, выдвижение ограничивающих односторонних условий, вызов родителей, манипулирование мнением 'друзей ребенка и общественным мнением, требование послушания и беспрекословного повиновения, использование информации в своих интересах, нетерпение к инакомыслию, разные ухищрения в попытках некорректными средствами что-то выведать о поступках ребенка или подростка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников).

Известно, что эти воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желания навредить.

Педагогическая поддержка особенно необходима, когда надо прийти на помощь ребенку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельного противостояния злу.

Это, по утверждению О.С. Газмана — предупреждающая и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением. Обратим внимание на четыре группы насущных проблем ребенка (подростка): не они ли так красочно представлены в нашем далеко не полном перечне «боязней» и трудностей растущего человека? Именно они.

Очень важный вопрос в методике успешности педагогической поддержки о том, как педагогической создать в школе и дома необходимые поддержки условия ее реализации. В журнале «Классный руководитель» (1999, № 6} приведена известная мудрость, имеющая прямое отношение к .нашим размышлениям:

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентации, психологический климат... Но главное — ребенок должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБВИ». И это пространство имеет как бы две стороны одной медали. Одна в том, чтобы:

«Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож...»

В. Берестов

Такую любовь он чувствует дома, нередко и в школе. Но есть и вторая сторона. О ней хорошо сказано у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли». Значит, надо дать растущему человеку шанс проявить любовь — к маме и папе, к сестренкам-братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным этическим, эстетическим, правовым... категориям.

В современной гуманистической педагогике сформулированы необходимые нормы поддержки (СНОСКА: Цит. по кн.: Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 126-127), которые должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя:

1. Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.

2. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товаришески, без «сюсюканья» и без панибратства, умение слушать, слышать и услышать.

3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребенка.

4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы.

5. Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»).

6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа.

7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.

8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

И тогда из уст воспитывающих педагогов и родителей, окружающих взрослых и детей вместо приказаний, требований, запретов, одергиваний, угроз (чаще с тормозящей частицей «НЕ»), требования послушания и беспрекословного подчинения, внушения, наказания, морального давления, унижающего достоинство растущего человека, высмеивания... ребенок или подросток (особенно) постоянно слышит:

§ Ты же у меня умница — справишься!

§ Подумай — и получится, а нет — подумаем вместе и что-нибудь да придумаем!..

§ Не волнуйся, это мелочи жизни! И у меня в детстве так было! Но теперь-то ты видишь — все в порядке!

§ Ну и молодец! Это преодоление себя стоит многого!

§ Ты, конечно, можешь поступать по-своему, но мне кажется...

§ Человек всегда стоит перед выбором. Умный человек всегда выбирает то, что приносит пользу людям и ему самому.

§ Каждому человеку свойственно ошибаться, но главное в том, как он выходит из ошибок. Я уверен(а), и ты выйдешь из этой ситуации достойной.

§ Я тебе доверяю!

Петр I говаривал: «Юность — прекрасная пора, но надо умело ей пользоваться». Подумай, что это значит.

Гуманная педагогика, опирающаяся на принципы свободного воспитания, видит в поддержке ключ к построению глубокого общения, постоянным душевным контактам, доверительности и надежности, создания условий для решения проблем ребенка им самим и именно в тот момент, когда это для него жизненно важно. Приведем примеры.

...1944 год. Далекая забайкальская деревушка. Сюда из голодного и холодного города приезжает мать с тремя детьми, чтобы выжить. Отец, как у многих, на фронте. Семья бедствует. 1 сентября на девятом (!) году Никол-ка пошел в школу: мать сшила ему штаны из белой холстины (уж какая нашлась!). Мальчишки дразнили и смеялись. Хотелось убежать домой и больше никогда сюда не приходить. Но положение спасла учительница. Категорично и строго приказала мальчишкам прекратить насмешки. А Николе — потехонечку, на ушко: «Не горюй! Скажи маме, пусть вскипятит штаны в луковой чешуе -и все будет в порядке. Без учебы нельзя». На всю жизнь запомнил человек урок доброты, справедливости, жизненной мудрости.

В подростковом возрасте покладистый и ласковый ранее Глеб А. стал «вдруг» дерзким, задиристым, залихватски грубым и.неуживчивым. Не вызывал симпатий учителей, повергал "в страдания родителей, сверстники, в основном, игнорировали его. Разгадка пришла неожиданно, когда одна из учительниц в сердцах вспылила: «Да что же ты, такой маленький, а сколько в тебе злобы! На десятерых атлетов хватит!» Неожиданно для всех Глеб... расплакался. Рыдал долго, навзрыд, горько и жалобно. Присутствовавший при этом учитель физкультуры, обняв помужски за плечи, отвел парня в сторону: «Я понял -ты страдаешь из-за своего маленького роста. Так знай: парни растут до 25 лет. Одни вырастают раньше, другие -позже. Ты скоро будешь выше всех в классе. Я знаю такой тип мужчин: не растут — не растут, а потом вымахивают с коломенскую версту. Я вот тоже таким был в твоем возрасте. Гномиком звали: Знаешь, как мучился. Но потом один умный человек научил: «Ты, говорит, спортом займись». Вот и занялся. Так что через год мама с папой не узнавали — таким гигантом стал. Вот и ты сделай то же. Не пожалеешь!»

В обоих случаях воспитательное воздействие выступает как импульс к определенным взглядам, действиям, оценкам окружающей действительности, самого ребенка.

Аналогичная позиция выражена в «пяти глаголах» учителя-новатора Е.Н.Ильина: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».

ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАННИКА

В реализации педагогической поддержки важно твердо знать, чему научить растущего человека, чтобы он(а) принял(а) эту поддержку? Исподволь с раннего детства и до взрослости мы озабочены формированием умений и навыков:

§ Полагаться на собственное «Я сам...» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение...) (СНОСКА: Можно воспользоваться перечнем «Я сам...», данным в книге Г.К. Се-девко «Руководство по организации самовоспитания школьников». М., 1999).

§ Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над ре-шением житейско-обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим поведением и жизненной позицией...

§ Учиться выбирать. Не только кашу и суп, сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия на досуге. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Учить отдавать предпочтение высокому и противостоять злу, различать добро и зло, правильно формировать свою жизненную позицию. У Омара Хайяма есть совет:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

§ Учиться психолого-педагогичесой рефлексии собственного развития.

Очень часто возникает вопрос: а где искать критерий правильности? Красоты? Истинности? Добра? Действительно, где? Ответ очень прост. Он естественно сложился во всех древних и современных этико-педагогических теориях и практиках. Основным критерием педагогической поддержки пусть будет наш постоянный внутренний вопрос к себе: «Хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?» И еще. Как правило, критерием оценки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы. Только тогда можно ожидать открытости от детей.

Наши рекомендации