РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Работе по развитию у умственно отсталых первоклассников фонематического слуха предшествует формирование у них умения слушать
Работе по развитию у умственно отсталых первоклассников фонематического слуха предшествует формирование у них умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. На экскурсии, во время прогулки учитель предлагает ученикам послушать шуршание листьев под ногами, шелест падающей листвы, передать его звуками: «ш-ш-ш...» Необходимо учить детей слушать и различать голоса некоторых птиц, животных, например кошки («мяу»), собаки («гав, гав»), петуха («ку-ка-ре-ку») и других, а в условиях города различать звуки транспорта (трамвая, машин). Можно провести игру «Кто услышит больше звуков?», или «О чем говорит улица?», или «О чем говорит коридор?», вспомнить, как звенит звонок, передать его голосом («з-з-з»), сказать, где слышали звонки (в школе, в кинотеатре, в трамвае, телефонный звонок, звонок в дверь и т. д.).
Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение учителем стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных.
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку... ку-ку»?
(Е. Т р у т н е в а .)
Рано-рано поутру
Пастушок: Ту-ру-ру-ру.
А коровки в лад ему
Затянули: Му-му-му.
________________
1 Петрова В. Г. Речь умственно отсталых школьников//Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/Под ред. Ж. И. Шиф.—М: Просвещение, 1965. — С. 170.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Лошади заржали:
И-и-и!
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж!
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква!
А утята крякают:
Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!
(К. Чуковский)
Все звуки, имитирующие голоса животных, учитель должен выделять голосом, интонацией и обязательно требовать повторения их учащимися.
Следующий этап — членение высказывания на слова. Вследствие того, что у умственно отсталых детей к моменту поступления в школу еще не сформирована фразовая речь, работа по усвоению термина «слово» начинается с называния отдельных предметов, когда слова выступают изолированно, вне предложения. Прежде всего учитель предлагает рассмотреть предметы, которые выставлены на столе (игрушки, учебные вещи), назвать, подсчитать, сколько их. Далее уточняется, сколько предметов назвали и сколько сказали слов. Повторяется первое, второе, третье слово, как правило, не более трех, т. е. столько, сколько дети могут сосчитать.
С этого момента вводится условно-графическая запись слов, затем предложений, слога, звука, т. е. своеобразная форма материализации, при которой моделируется фонемная структура слова (Д. Б. Эльконин), речевое высказывание (М. Ф. Гнездилов). Запись осуществляется полосками бумаги разной длины и цвета, а также кружочками — для обозначения звуков.
На доске учитель (у себя на парте — каждый ученик) выкладывает столько полосок, сколько названо слов.
Затем вместо натуральных предметов используют их изображения: называют нарисованные предметы, слова условно-графически записывают.
Только после такой предварительной работы можно предлагать любые слова (пока только названия предметов) без наглядного подкрепления. Учитель говорит слова, уточняет, понимают ли учащиеся их значение, и просит их записать:
— Сколько слов я сказала?
— Сколько полосок мы выложили на парте?
— Какое первое слово? второе? третье?
1 Этот термин для подобной цели предложен Ф. Ф. Pay в 1972 г.
Можно предложить детям самим назвать слова, которые они хотят записать.
Усвоению термина «слово» способствует работа над семантикой слов, которая в добукварный период проводится путем различения на слух и в произношении слов, сходных по звуковому составу, различающихся лишь одним или двумя звуками (слов-паронимов). Предлагается назвать предметы, нарисованные на картинке (стол, стул), показать картинки, где изображены мышка, миска, четко произнести названия. Для различения могут быть рекомендованы следующие слова: долг—дым, бочка—почка, сок—сук, кот—кит, кот—крот, коза—коса, ложка—лодка и др.
Далее дети учатся строить предложения на основе непосредственно производимого ими действия, или действия, изображенного на рисунке («ситуативные» картинки), или на тему, данную учителем.
— Скажите, что делает Саша. Что делает Миша?
— Саша рисует. Миша пишет.
Учитель объясняет, что сейчас сказали предложение. Предложение записывают одной длинной чертой, указывая его начало и конец:
Предложение состоит из слов. Уточнив, сколько слов в составленном предложении, называют их и делают соответствующую запись: |
Таким образом, продолжая формировать представление учащихся о слове, необходимо учить их относить к словам названия не только предметов, но и действий. Предложения сначала составляются из двух, затем из трех и более слов. Можно включить в предложение предлог, обратив внимание детей на то, что это маленькое, но отдельное слово и записывать его надо тоже отдельно. Например, составив по картинке предложение «Девочка играет в мяч», делают запись:
Только после этого можно приступить к членению предложения, данного учителем, без предварительного его составления. Произносить его следует с паузами между словами. Условно-графическая запись помогает учащимся более наглядно осознать состав предложения, сделать его анализ.
Следующий этап работы — деление слов на слоги, выделение слога как части слова. На первых порах термин «слог» не дается, о нем говорится как о «части слова». Учитель может прочитать рассказ или передать содержание сюжетной картинки, так чтобы некоторые слова, в данном случае имена детей, звучали в послоговой разбивке.
«Девочки пошли в лес за грибами. Разбрелись по лесу и стали перекликаться: Ка-тя! Та-ня! Ма-ша!»
— Как девочки зовут друг друга?
— Ка-тя! Та-ня! Ма-ша!
Внимание учеников акцентируется на том, что слова произносятся по частям, каждое слово состоит из нескольких частей. После этого уточняется, какая часть первая, какая вторая. Условно-графической записью моделируется слоговая структура слова:
Затем для анализа можно взять имена детей данного класса, а затем и другие слова, состоящие из двух-трех слогов (ру-ка, кош-ка, ма-ши-на).
В дальнейшем вводится понятие «слог», становясь единственным термином в речи учителя и учащихся.
Для закрепления значения слова можно использовать такие игры, как угадывание слова по первому или второму слогу.
— Я задумала слово, первый слог его ма. Кто угадает, какое это слово?
Учащиеся сами могут называть один из слогов задуманного ими слова, а остальные будут отгадывать его.
Последним этапом подготовительных занятий является выделение звуков речи (а, у, м), с которых начинается овладение грамотой.
В современной методике подготовки детей к обучению в школе этап формирования звукового анализа рассматривается как начальный этап ориентировки в фонемной системе языка (Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова). Основное в этот период— научить способу выделения в слове звуков независимо от их артикуляционной характеристики. Однако вся работа по обучению умениям выделять любой звук, определять его место в слове, подбирать слова, «в состав которых входит определенный звук, предполагает уже сформированное отношение к формальной, звуковой стороне слова, с отвлечением от смысловой его характеристики»1.
Умственно отсталые дети могут овладеть указанными умениями только в ходе всего периода обучения грамоте. Перед добукварными занятиями ставится задача именно отвлечения от конкретного содержания слова, от его смысла. Внимание учащихся к звуковой структуре слова только формируется.
1 Журова Л. Е. Экспериментальное обучение дошкольников грамоте//Подготовка детей к школе в детском саду/Под ред. Ф. А. Сохина и Т. В. Тарунтаевой. — М.: Педагогика, 1977.— С. 89.
Знакомство детей со звуком начинается с выделения слога, состоящего из одного звука, гласного а, который находится в начале слова под ударением, так как в этой позиции гласный легче выделить. Можно предложить детям игровую ситуацию: «К нам в гости пришла кукла. Как звать ее, знаю только я. Давайте называть имена. Может быть, кто-нибудь угадает, как зовут куклу?» Если в классе есть девочка Аня или мальчик Алик, то проще будет соотнести имена детей и куклы. Дальше работа идет уже по знакомому пути: слово делится на слоги, выделяется первый слог. Учитель объясняет, что этот слог состоит из одного звука. Интонационным подчеркиванием он помогает учащимся услышать нужный звук в слове, а затем произнести его изолированно. Условно-графическая запись звука оформляется в виде кружка или квадрата.
Уже на данном этапе некоторые методисты рекомендуют гласные звуки обозначать кружком красного цвета, а согласные — синего. Но для умственно отсталых детей такие два процесса, как выделение звука, умение его слышать и к тому же различать по звуковой характеристике, являются весьма сложной задачей. Эти обозначения можно будет вводить в ходе постепенного формирования у учащихся умения различать гласные и согласные звуки на слух и в собственном произношении в течение всего года.
Следующие задания направлены на выделение звуков, находящихся в позициях разной сложности (для гласных — это ударность и безударность). Однако в добукварный период эти звуки должны стоять только в начале слова, и их звучание следует интонационно подчеркивать в произношении (Ааалла, ааастра, аааист, ааарбуз и др.) Условно-графическая запись представлена на страницах букваря (см. с. 18 и далее).
Упражняясь, ученики подбирают слова с данным звуком, выбирают среди предлагаемых картинок такие, названия которых начинаются с этого звука. Хорошим дидактическим приемом будет загадывание загадок, если в тексте или в отгадке встречается нужный звук.
Сам алый, сахарный,
А кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
В полотняной стране,
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А кругом такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг.)
Таким образом, подготовив слуховое внимание умственно отсталых школьников к восприятию звуков речи, мы можем продолжать формирование навыка звукового анализа в процессе обучения грамоте.
Несомненно, в ходе подготовительных занятий выделятся дети, у которых трудности в различении звуков проявятся в большей степени, чем у других. Коррекционная работа с ними в до-букварный и букварный периоды поможет им в овладении чтением и письмом. Однако эти ученики должны быть в поле зрения педагога в течение всех лет обучения в школе.
Развитие у учащихся умения слышать и выделять звуки речи в разных позициях, дифференцировать сходные, устанавливать их количество и последовательность в слове способствует предупреждению грубых нарушений чтения и письма.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Развитие фонематического слуха должно проводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Формирование слухового восприятия несомненно способствует коррекции произношения у детей, у которых это нарушение связано с недостатком фонематического слуха. Однако систематическую работу по совершенствованию произносительной стороны речи необходимо вести как фронтально, так и индивидуально или по группам с логопедом.
Данные медико-педагогической комиссии, результаты изучения общего и речевого развития учащихся, обследование логопеда позволяют выделить детей, нуждающихся в специальных коррекционных логопедических занятиях, которые необходимо организовать с первых дней учебного года. Недопустимо затягивать логопедическое обследование первоклассников и занятия с ними на месяц или даже целую четверть. Уже в добукварный период у всех учеников должны ставиться звуки, которые будут изучаться на первом, а затем на втором этапе обучения грамоте. Только при совместной работе логопеда, учителя и воспитателя по обучению детей правильной речи могут быть достигнуты положительные результаты. Итоги логопедических занятий (индивидуальных, групповых) должны закрепляться в классе на уроке и на воспитательских часах. В то же время логопед обязан хорошо знать программу вспомогательной школы и строить занятия с учащимися в соответствии с программными требованиями и с некоторым опережением во времени. Это необходимо, чтобы подготовить детей к изучению того или иного звука или к дифференциации звуков.
Однако и сам учитель должен вести специальную работу над произносительной стороной речи: исправление неправильного произношения и развитие артикуляционного аппарата. (Известно, что правильный уклад речевых органов, кинестетический контроль способствуют формированию грамотного письма, предупреждению ошибок при чтении.) В добукварный период на каждом уроке необходимо проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику, которая не связана с произнесением определенного звука, как в букварный период, а включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма — языка и губ.
Каждый ребенок в классе должен иметь маленькое зеркальце, чтобы следить за правильным укладом речевых органов при произнесении звуков, когда язык и губы принимают разное положение: язык широкий (лопатой), в виде продольного желобка (лодочкой), узкий (жало), губы улыбаются при слегка сближенных зубах, губы как хоботок у слона и т. д.
Упражнения желательно проводить в форме дидактических игр, которые подбираются из пособий по логопедии, детских книг \
«Вкусное варенье» — движение широким языком по верхней губе вверх и вниз, губы и нижняя челюсть неподвижны.
«Почистим зубы» — движение языком вправо и влево по внутренней стороне верхних резцов, губы в улыбке, зубы видны.
«Лошадки» — щелканье кончиком языка за верхними зубами.
«Прятки» — не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.
«Закрытые ворота» — просовывание языка между зубами.
«Маятник» — медленное с постепенным убыстрением движение языка вправо и влево, как маятник.
«Фокус» — приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа.
Уточнению произношения будет способствовать разучивание четверостиший, скороговорок, загадок, в которых наиболее часто встречается тот или иной звук.
Звук о
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осел.
Звук с
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он.
Звук ш
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Звук л
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
1 Рекомендуемые нами упражнения для активизации мышц языка и губ взяты из кн.: Игры в лoгoпeдичecкoй работе с детьми\ Под.ред.В. И. Селиверстова.— М.: Просвещение, 1981. — C. 32.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Еж.)
Звук в
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.)
Коррекционная работа помогает не только учащимся с выраженными нарушениями произношения, но и тем, у кого нечеткое воспроизведение отдельных звуков зависит от малозаметных дефектов артикуляции.