Часть 3. Формирование коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста
Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, и в целом далёк от желаемого.
Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, педагогу необходимо максимально разнообразить работу в данном направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
Первоочередной задачей педагога является пробуждение интереса детей к той или иной деятельности, поскольку выполняемые с охотой и удовольствием задания наиболее эффективны и дают самые лучшие результаты. К тому же, закрепляется положительный образ того или иного действия, что побуждает детей повторять его снова и снова.
Одним из основных видов деятельности ребенка является игра. Именно в ней происходит формирование опыта коммуникативных отношений со взрослыми и сверстниками. Во время игры ребенок получает необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использования в практике общения. Ведь часто, играя, ребенок проявляет свои скрытые чувства и переживания, подражает взрослым в том, как они общаются с ним. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть себя самого, манеру общения с ним и сделать определенные выводы. При работе с родителями необходимо акцентировать на этом внимание, т.к. в игре ребенок подражает именно им, использует те фразы, которые ему говорят родители. Наблюдая за игрой ребенка необходимо обратить внимание, какую позицию занимает ребенок, стремится ли он занять лидерскую позицию или подчиняется другим, умеет ли договариваться или постоянно ссорится со своими друзьями? Может ли ребенок привлечь внимание сверстников при помощи слов (вербальные действия), мимики, жестов (невербальные действия).
Доброжелателен ли он в общении с другими, умеет ли заинтересовать сверстников в результатах игры, может ли спокойно и внимательно выслушать друзей. Необходимо отмечать продуктивные способы, которые доступны ребенку.
Фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой социального поведения. На облик ребенка влияет вся жизнь семьи, с её повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения и взаимоотношения с родителями и близкими взрослыми, приобретенных в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и последующей его жизни.
Личность ребенка формируется не только через общение с родителями. Эффективность процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений педагога с воспитанником. В частности, характер общения учителя с детьми во многом определяет формирующиеся межличностные отношения в классе и существенным образом влияют на развитие личности ребенка. Более высокий уровень межличностных отношений формируется при адаптивном общении, которому присущи формы совета, предложения, просьбы.
В работе по развитию коммуникационных компетенций младших школьников следует уделить внимание речевому развитию.
Речь – это способ познания действительности; она выполняет функцию общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в больше степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей в природе и в жизни вообще.
Вопросы культуры устной и письменной речи в современном обществе имеют первостепенное значение, так как наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Наилучшими источниками обогащения словарного запаса является литература. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.
Задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий.