Социальные проблемы современной семьи

Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус. Ежегодно сокращается воспроизводство семьи на 15–20%. Ста­бильно возрастает число разводов. Продолжительность семейной жизни сокращается: каждый третий брак распадается, не продлившись и пяти лет.

Ключевая причина обнищания российских семей видится в социальных последствиях экономических .реформ. Происходящие в экономике изменения при­вели к социально-демографическим последствиям, ко­торые, по мнению Н.М. Римашевской (120), обусловле­ны следующими факторами:

– эффект депопуляции, выразившийся в естествен­ной убыли населения; высокие темпы роста смерт­ности, «сверхсмертность» мужчин, особенно от не­естественных причин, имеющих непосредственно со­циальный характер (алкогольные отравления, суицид, убийство);

–снижение ожидаемой продолжительности пред­стоящей жизни населения до уровня, имевшего место в первой половине 60-х годов: 66 лет для населения в среднем и 59 лет для мужчин;

– наличие около 3 млн беженцев и вынужденных переселенцев, находящихся в России на легальной и нелегальной основе;

– рост безработицы: наличие 1,5 млн зарегистри­рованных безработных и 5–7 млн оказавшихся на по­ложении скрытых безработных;

– двукратное падение реальной заработной пла­ты, реальных доходов и социальных выплат в результа­те инфляции;

– экспроприация имевшихся у населения денеж­ных сбережений, предназначенных для удовлетворе­ния неотложных нужд;

– снижение общего стандарта текущего потреб­ления до уровня начала 70-х годов, т. е. возврат на 20 лет назад;

– чудовищное социально-экономическое рассло­ение общества, когда на одном полюсе находятся 35% бедняков, в том числе 10% нищих, а на другом – 10% выигравших от проводимых экономических преобра­зований, включая слой в 3–5% очень богатых людей; размывание основы среднего класса;

– безысходность решения жилищной проблемы для одной пятой части населения в условиях роста имущественного (в том числе жилищного) неравенства и вздувания цен на рынке жилья;

– резкое снижение физического и психического здоровья населения, особенно детей, интенсивный рост инфекционных заболеваний и инвалидизации обще­ства; развал системы здравоохранения;

– падение качества трудового потенциала, его деквалификация и депрофессионализация при сниже­нии потенциала образовательной системы;

– криминализация и люмпенизация значительной части общества, особенно молодежи;

– постоянный дефицит государственного бюдже­та и невозможность социальной защиты семей, нахо­дящихся в экстремальном положении.

Именно на семье прежде всего отражаются ин­фляция, сокращение темпов производства, рост непла­тежей, невыплата заработной платы, женская безрабо­тица. Семья стала социальной жертвой экономических реформ. Политическая нестабильность также ограни­чивает функции семьи как социального института.

Фактически многие семьи оказались лишенными всех прежних гарантий: гарантированного права на труд. на бесплатное медицинское обслуживание, на отдых, досуг и даже на передвижение (из-за непомер­ных транспортных расходов), не получив никаких новых. Под угрозой оказалось право семьи на жизнь (в районах межнациональных конфликтов).

Сегодня нет российской семьи как таковой. Есть семьи бедные, богатые, среднего достатка и нищие семьи, стоящие на грани выживания. Рыночная идео­логия, которая поддерживается средствами массовой информации, содержит в себе проповедь культа наси­лия и жестокости, аморальности, эгоизма и эгоцентриз­ма. Во многих случаях семья не выдерживает натиска рыночной идеологии, который детонирует ее распад.

В качестве наиболее актуальных проблем современ­ной семьи можно назвать следующие.

1. Жилищная проблема. Если в предыдущие годы для молодых семей возможность приобрести коопера­тивную квартиру (конечно, с помощью родителей), по­лучить государственную квартиру или комнату, снять жилплощадь до получения своего жилья была вполне реальной – в крупных городах за первые пять лет брака отдельно от родителей начинали жить 2/3 семей,– то с переходом к формированию рынка жилья приобрес­ти его самостоятельно, с помощью родителей или пред­приятия может лишь незначительное меньшинство молодоженов. Строительство дешевого муниципально­го жилья, за счет чего во многих странах мира разре­шается эта действительно сложная проблема, ведется вяло. Долговременные жилищные кредиты в условиях галопирующей инфляции нереальны. Эта проблема относится к числу инерционных, учитывая как общее отставание нашей страны по средним показателям жилплощади, так и неуклонное обветшание жилого фонда при плохой эксплуатации.

Можно с большой долей вероятности предсказать обострение жилищного вопроса в связи с потенциаль­ной потерей малоимущими гражданами своих прива­тизированных квартир, особенно в престижных, цент­ральных районах. Развитие предпринимательского кредитования под залог жилья, без сомнения, ускорит этот процесс. Не улучшат ситуации и потоки вынуж­денных экономическим и политическим давлением миграций. Поэтому снижение количества вступающих в брак вполне естественно.

Кроме того, существует прямая корреляция между ухудшением жилищных условий и обострением семей­ных конфликтов. Чем хуже жилищные условия, тем труднее найти приемлемый вариант разрешения кон­фликта (хотя, впрочем, обратной корреляции не суще­ствует: улучшение жилищных и материальных условий вовсе не ведет к укреплению семьи). Бездомность, не­обходимость обращаться в приюты, судя по опыту дру­гих стран, способны вызвать массовый кризис в семей­ных отношениях.

2. Финансово-экономическая проблема. Финансо­во-экономические трудности, переживаемые всем на­селением, особенно сказываются на малоимущих, мно­годетных семьях, на семьях с детьми. Изнашивание одежды и обуви, выход из строя сложной бытовой тех­ники, которая так привычно вошла в нашу жизнь, нео­братимо снижает стандарты потребления почти всех семей. Если 2/3 семейного бюджета тратится на пита­ние, то приобретение предметов длительного пользо­вания становится невозможным.

Месяцы и годы, которые молодая мама проводит, ухаживая за ребенком, автоматически переводят боль­шинство молодых семей в разряд малообеспеченных. Еще труднее, болезненнее решаются проблемы, если .ребенок рождается у одинокой матери или семья рас­падается вскоре после его рождения.

Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однако, во-первых, централизованных средств недостаточно, во-вторых, имеющиеся средства не всегда используются рацио­нально. Так, выдача денег матерям, дети которых не посещают детские учреждения, ложится бременем на бюджет, но не решает социальных проблем матерей. Средства, потраченные на поддержание сети детских дошкольных учреждений, на защиту рабочих мест, принесли бы гораздо больше пользы, чем раздача посо­бий. Кроме того, централизованных бюджетных средств недостаточно, поэтому очень важна деятельность мест­ных органов власти, которые изыскивают за счет внут­ренних ресурсов возможность оказать помощь семь­ям, проживающим на их территории.

3. Проблема занятости и безработицы, с одной стороны, и проблема женской занятости и двойной загруженности, с другой. Двойная загруженность жен­щин, т. е. их участие в общественном труде и преимуще­ственное исполнение ими обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи – это проблема, которую осознали и начали изучать достаточно давно. Почти пол­ное вовлечение женщин в общественный труд было вызвано потребностями экстенсивного развития эконо­мики, но в то же время оно отвечало характерной для XX века потребности женщин в самоутверждении, са­мореализации во внесемейной сфере. Всемирный харак­тер этого процесса подтверждается все более широким распространением типа «бикарьерной» семьи, в кото­рой оба партнера ориентированы на успех.

Если проанализировать стремление женщин рабо­тать, то в нем можно найти следующие составляющие. Во-первых, экономическая вынужденность, когда зара­ботка мужа не хватает, а тем более, если женщина – единственный кормилец семьи. Это, кстати, делало почти безнадежной проводившуюся при государствен­ном регулировании экономики борьбу за освобождение женщин от работы в тяжелых и вредных условиях, в ночную смену, под землей, на плавбазах и т. д. Вынуж­денные содержать семью, женщины предпочитали эти вредные условия, которые сопровождались доплатой за вредность.

Второй фактор, заставляющий женщин держаться за работу – социально-экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне своем или своего общества. Безработица, потрясения, аварии и воору­женные конфликты делают жизнь каждого человека как никогда подверженной многочисленным случайно­стям. Опасения остаться вдовой с детьми на руках дви­жет женщиной, а усугубляет это опасение общая не­стабильность семьи, когда на три брака в крупных городах – два развода.

Не отрицая важности этих страховочных факторов, нельзя забывать и того, что работа для женщины – это место, где можно проявить свои способности, это и сфера общения, в которой к женщине относятся неред­ко с большим почтением, чем дома. Исследования зару­бежных специалистов по менеджменту показывают, что среди факторов, по которым люди ценят свою жизнь, важное место занимает принадлежность определенно­му трудовому коллективу, признание этого коллектива, возможность взаимодействовать и неформально об­щаться с его членами. Для наших женщин в структуре их жизненных ценностей работа занимает одно из ве­дущих мест.

Но наряду с добровольной или вынужденной на­грузкой в общественном труде, существует обусловлен­ная, с одной стороны, патриархальными традициями, с другой стороны, недоразвитостью промышленного об­служивания нашего быта, несправедливая структура распределения служебных обязанностей, в которой время, затрачиваемое женщиной на бытовые нужды, сравнимо с недельным бюджетом рабочего времени.

Однако рынок дал женщине возможность целиком сосредоточиться на семье. В точном соответствии с прогнозами женщина стала жертвой своих семейно-материнских обязанностей и, как невыгодная из-за своих связанных с деторождением льгот, отпусков и т.д., первой становится клиентом биржи труда, где свыше 80% составляют женщины. Впрочем трудно пред­положить, что женская безработица – это путь разре­шения проблемы двойной женской занятости. Общеизвестно отрицательное воздействие безработицыназдоровье и социально-психическое самочувствие лю­дей. В идеале женщина должна иметь право выбирать программу развития по линии карьерного самоосуществления, либо по линии чисто семейных обязанностей, либо того и другого одновременно. А общество должно создавать ей возможности для продвижения и для со­четания семейных и деловых обязанностей.

4. Проблема планирования семьи. В течение тыся­челетий биологическая продуктивность, вошедшая в традицию, закрепленная религиозными догмами и ус­тановками, определяла количество детей в семье. В ус­ловиях войн, эпидемий, ужасающей детской смертно­сти это было социально-экономически оправдано, т.к. выживали немногие. Экстенсивный рост населения поглощался новыми землями или даже новыми мате­риками – шел процесс всемирной межконтиненталь­ной миграции. Кроме того, дети были страховочным фактором, обеспечивающим «призрение», прокормле­ние родителей под старость.

Сегодня социально-экономические условия карди­нально изменились, и установка на многодетность ухо­дит в прошлое. Многодетные семьи встречаются чаще в сельской местности, они связаны с какими-то нацио­нальными или религиозными особенностями. В городах многодетные семьи чаще характерны для родителей с невысоким уровнем образования и неквалифицирован­ными специальностями. Бывают, конечно, исключения, но тенденцию к малодетности или даже бездетности можно считать устойчивой. Обострившиеся трудности последних лет нашей жизни превратили эту общемиро­вую тенденцию, характерную для развитых стран, в стремительное снижение рождаемости.

Демографическая депрессия характеризуется чрез­вычайно большими показателями: до 30% в год, что приводит к депопуляции, т.е. превышению смертнос­ти над рождаемостью, и будет сказываться демографи­ческой волной в малочисленности работоспособного поколения, малочисленности брачных пар, малочислен­ности тех детей, которых они родят, и внуков, которые появятся у тех детей.

Но, помимо всего прочего, и нормальный процесс сокращения рождаемости, и демографическая депрес­сия напоминают о том, что регулирование количества родившихся детей проводится самым недостойным цивилизованного общества способом: по количеству абортов Россия занимает первое место в мире. Эта медицинская манипуляция может обернуться ослож­нением или гибелью женщины даже в медицинских условиях, в то время, как по оценкам экспертов, не менее трети абортов – внебольничные. К тому же, это перспектива последующего бесплодия, лишающего женщину возможности в дальнейшем иметь детей, тя­желое морально-психологическое потрясение для жен­щины, связанное с внутренним кризисом и внешним осуждением ее действий; возможность появления на свет нежеланных, нелюбимых детей, которые могут быть подброшены матерью, оставлены «под расписку» в роддоме. Но даже если такой ребенок остается в се­мье, если мать смирится с его появлением и начнет любить свое дитя, те месяцы внутриутробного разви­тия, когда развивающийся человечек ощущал эмоцио­нальную волну враждебности со стороны матери, не пройдут для него без последствий.

Между тем в этой важной и деликатной проблеме человечество выработало целый комплекс мер, которые позволяют супругам (прежде всего женщине) самим решать, когда и сколько детей они хотят иметь. Осво­бождение женщины от принуждения к деторождению, обеспечение рождения на свет только желанных де­тей – одно из наиболее гуманистических достижений нашего далеко не гуманного века. В том, что наши се­мьи остались в стороне от этого достижения, имеется комплекс причин культурных, с одной стороны, эконо­мических и материальных, с другой. Общество очень долго не осознавало свою ответственность в этом воп­росе, внимание правящих структур, науки, здравоохранения к этому привлечено не было. В общественном мнении утвердилось грубопренебрежительное отноше­ние к проблеме, женщина чуть ли не объявлялась вино­ватой в том, что обладает способностью деторождения. Не только широкие слои населения, но и медики оказа­лись некомпетентными в вопросах контрацептивной культуры. С другой стороны, подобная идеологическая и психологическая установка привела к тому, что меди­цинская промышленность отстала в производстве со­временных контрацептивов; средства на приобретение их за границей недостаточны, а умение пользоваться ими отсутствует. Естественно, что исправить ситуацию можно, если начать с изменения идеологической уста­новки, с осознания, что обеспечение возможностей для планирования семьи – одна из первейших предпосы­лок для формирования цивилизованного общества.

Из глобальной проблемы (планирование семьи) вытекает ряд других. Среди них: проблема нежелан­ных детей, которая является не только нравственно-психологической, но и социальной проблемой. Такие дети – первые кандидаты на роль «социальных сирот», обитателей детских домов, да и, оставшись в семье, они несут на себе груз эмоциональной отверженности, ста­новятся жертвой семейной жестокости или равнодушия.

Особый разговор о рождении детей у несовершен­нолетних матерей. Процесс акселерации ускорил гор­мональное и физическое созревание подростков, в то время как длительная и заботливая опека семьи приводит к далеко не раннему духовному созреванию. «Омо­ложение» половых отношений – факт, по поводу ко­торого можно сокрушаться, но спорить с ним не приходится. С социальной точки зрения, девочка-мать испытывает огромные сложности: ее статус настолько необычен, что порождает множество проблем. Родите­ли, окружение, школа нередко реагируют совершенно неадекватно – вплоть до изгнания юной грешницы из дома и т. д. Между тем социальная и моральная ситуа­ция будет делать все более частыми как проституцию несовершеннолетних, так и случайные половые контак­ты. Поэтому делом первостепенной важности для со­циального педагога следует считать возможно более широкое распространение медико-социальных знаний и всемерную пропаганду современных безопасных средств контрацепции, а также оказание социально-психологической помощи подросткам и их родителям.

5. Еще одна малоисследованная проблема – внутрисемейная жестокость. Большинство убийств в на­шей стране (не считая жертв военных и межнацио­нальных конфликтов) происходит на бытовой почве. Увеличивается количество поступивших в больницы детей, ставших жертвами жестокого обращения со стороны родителей. Детские травматологи отмечают также возросшую жестокость, иногда изуверство со стороны избивавших. Возрастает число детей, которые бегут из дома, не в силах вынести жестокого обраще­ния родителей. Растет число социальных сирот – т. е. детей, попавших на попечение государства при жи­вых родителях или хотя бы одном из них.

В современных условиях теоретически можно про­гнозировать рост внутрисемейной агрессии. Немило­сердное общество бьет семью. Немилосердная семья бьет слабых своих членов. По зарубежным данным, такое насилие увеличивается в периоды социальных обострений. Жертвами его, как правило, становятся женщины (95% случаев) и дети (около 70% случаев).

Осознанные миром проблемы инициируют серь­езные исследовательские и технологические програм­мы, направленные на предупреждение семейной аг­рессии и помощь ее жертвам. Создаются временные приюты для жертв жестокого обращения со стороны мужей, избиваемым оказывается юридическая помощь. Но практика показывает, что женщине не так просто покинуть жестокого супруга – здесь и неодобритель­ная реакция общественного мнения, и финансовая за­висимость от мужа, и опасение за будущность свою и детей. В нашем обществе существуют все эти факторы, усугубляющиеся еще несколькими обстоятельствами. Общественность, правоохранительные органы крайне неохотно занимаются внутрисемейным насилием. Спе­циальные приюты, социальные гостиницы для таких жертв только начинают функционировать, причем их деятельность невероятно осложняется финансовыми факторами, трудностями с выделением помещения и т.д.

Перечень проблем современной семьи можно было бы продолжить. В практике социально-педагогической работы с семьей важно выделить как общие социальные проблемы, характерные для большинства семей данно­го общества, так и частные проблемы конкретной се­мьи. Следует, однако, помнить, что не социальный пе­дагог разрешает семейные проблемы клиентов, а семья, с помощью социального педагога, осознает свои про­блемы и находит в себе силы разрешать их.

Воспитание детей в семье

Семейное воспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности в социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей –в покровительстве, защите, нравственной по­мощи со стороны родителей.

В семейной жизни складываются социально-био­логические, хозяйственно-бытовые, нравственно-пра­вовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок по­лучает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в до­машнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей про­фессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других люд ей: родителей, родственников; проис­ходит воспитание будущего семьянина.

Воспитание детей в семье – дело сложное, дели­катное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знаний в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и услови­ями проживания, и степенью подготовленности роди­телей к реализации воспитательной функции в семье.

Как отмечает Л.А. Никитина, есть два главных пре­пятствия на пути женщин к достойному и счастливому материнству: психологическая неподготовленность их к этой сложнейшей миссии и непомерные перегрузки в профессиональном и домашнем труде.

Воспитательный потенциал семьи составляет ком­плекс факторов и условий, определяющих ее педагоги­ческие возможности. В качестве компонентов воспита­тельного потенциала семьи можно выделить:

– численность и структуру семьи;

– нравственно-психологическую атмосферу, ха­рактер внутрисемейного общения;

– жизненный и профессиональный опыт родите­лей, уровень их образованности и педагогической куль­туры;

– распределение обязанностей (в том числе вос­питательных) в семье;

– материальные и бытовые условия семьи;

– организацию семейного досуга, наличие семей­ных традиций;

– взаимосвязь семьи со шкодой и другими соци­альными институтами.

Нами рассмотрены различные по структуре типы семей. Количество детей в семье, отсутствие одного из родителей или замена его неродным, наличие в семье старшего поколения (бабушки, дедушки) – все это вли­яет на становление личности ребенка.

Как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т. к. дети сближают, скрепляют супружеский союз и повышают ответствен­ность за семью. Супруги реже прибегают к разводам в случаях конфликтных вспышек, носящих, как правило, временный характер. В таких семьях больше семейных дел, совместных проблем и трудностей, а равно и радо­стей, которые несет с собой общение не только между лицами разного пола, но и разного возраста.

Воспитание в семье осуществляется не только ро­дителями, но и самими детьми: младшие учатся у стар­ших, перенимают их привычки и опыт. Многие педаго­ги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрос­лой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сер­дечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. Их успеваемость мало отличается от успеваемости единственных. Демографы считают, что наиболее оптимальна трех-четырехдетная семья. Такое число отвечает потребностям общества в расширенном воспроизводстве населения и дает возможность всем членам испытать полную гамму родственных чувств.

Важное значение в воспитании имеют родствен­ные связи между братьями и сестрами. Кровные братья остаются братьями, даже когда у каждого своя жизнь, свои стремления, потому что в их сознании выработался «рефлекс соучастия», который лежит в основе отношений между ними. Возникнув в самые ранние годы совместных игр, испытаний, даже проказ, этот рефлекс развивается на протяжении первого эта­па жизни, становясь неразрушимой привычкой под­ставлять плечо под жизненную ношу брата.

Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильней всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отноше­ниях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности. В таких семь­ях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми.

Если в семье один ребенок, его детство и дальней­шая жизнь во многом обеднены, т. к. он лишается край­не важных родственных связей (брат – сестра), кото­рые делают человека эмоционально богаче, являются ценной психологической поддержкой.

Вместе с тем воспитатели детских садов и педагоги отмечают как закономерность хорошую способность к обучению у единственных детей. Объясняется это тем, что родители единственного ребенка часто имеют выев­шее образование, интеллектуальную творческую рабо­ту. У них есть возможность больше времени уделять ребенку, интересоваться его развитием. Положение любимца и кумира, каковым часто пользуется един­ственный ребенок, создает основу для болезненной самовлюбленности. Формированию завышенной само­оценки способствует также и то обстоятельство, что ребенку не с кем вступить в равные и ровные отноше­ния, не с кем сопоставить свое «я». У единственного в семье ребенка навыки общения, к сожалению, бывают недостаточно развиты. Связано это с отсутствием близ­кого каждодневного общения с братом или сестрой. У единственного нет возможности понять необходи­мость взаимных уступок, которые существуют в каж­дом коллективе. Он может быть капризным, обидчивым, невнимательным к товарищам, не умеет подчиняться (при стремлении подчинить себе других). Достаточно очевидно, что в большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка такие нравственные ка­чества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение. Однодетной семье часто бывает свойственно воспитание ребенка по типу «кумир семьи». В однодетной семье существуют и положительные стороны: расширение возможностей для непосредственных кон­тактов ребенка с родителями, утверждение в ребенке чувства своей значимости для родителей. Будучи бли­же к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности.

Воспитание ребенка в неполной семье осуществ­ляется в более трудных условиях. Поэтому чрезвычай­но разумно поступает родитель, один воспитывающий ребенка, когда осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для определения препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознать, что источ­ником многих трудностей является сам воспитатель, поэтому он и должен их ликвидировать. Например, одинокая мать остро переживает свои жизненные об­стоятельства, осмысливает их и передает ребенку в виде своих пожеланий, требований, воспитательных мето­дов и т. д. Она создает атмосферу дома, которую ребе­нок впитывает всем своим существом, сохраняя ее на протяжении всей последующей жизни.

Многое из того, что матери кажется препятствием в воспитании, очень часто таковым не является. Не надо спешить исправить у ребенка некоторые наклон­ности, если они чем-то не нравятся матери (например, мальчишеские наклонности у девочек и девичьи – у мальчиков, интерес к отцу, тоску по нему, проявление самостоятельности и т. д.). Хорошо, когда у матери с ребенком отношения взаимно одинаковы. И очень пло­хо, когда самоотверженной позиции придерживается только одна сторона, то есть мать приносит себя в жертву. Следует учитывать, что полная самоотдача не делает ребенка счастливым человеком. Наоборот, са­мопожертвование матери утяжеляет атмосферу вос­питания настолько, что даже целенаправленные вос­питательные усилия могут не привести к успеху.

Большое воспитательное влияние на детей оказы­вают бабушки и дедушки, факт их совместного или раздельного проживания. В народе говорят: внуков любят больше, чем собственных детей, более осмыслен­но, более бескорыстно и сосредоточенно. В старости у человека есть время и охота всмотреться в маленькое существо, вслушаться в его лепет, открывая много та­кого, что в сутолоке будней, наполненных работой, было упущено, не замечено в собственных детях. А именно на заинтересованности взрослого и строится ответный интерес, доверие, открытость ребенка, который точно знает, кому важны его заботы и переживания, а кому – нет. Степень близости старого и малого нередко прямо пропорциональна разнице в возрасте. Чем дальше на шкале жизни отстоят они друг от друга, тем теснее связь. Если дети младшего возраста испытывают ост­рую потребность в общении с бабушками и дедушками, то подростки и молодые люди все реже обращаются за советом к старшему поколению. У внуков есть другие советчики по всем жизненно важным вопросам, обла­дающие более широкой эрудицией и абсолютным авто­ритетом: писатели, газеты, журналы, телевидение – весь этот могучий арсенал просвещения, который ак­кумулирует общечеловеческий опыт. Но помимо общих сведений и суждений, любому человеку важен опыт, накопленный собственной семьей.

В современных условиях сохраняется тенденция к стремлению молодых семей жить отдельно от родите­лей. Вместе с тем, чем больше расстояние, отделяющее стариков от молодых, тем слабее родственные связи. Уже проверено временем и доказано исследованием: обще­ние бабушек и дедушек с внуками в больших городах во многом зависит от местожительства тех и других.

Решающей в воспитании ребенка является нрав­ственно-психологическая атмосфера семьи, отношения между поколениями и между самими супругами. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью –любо­вью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей» (151, с. 15).

Говоря о взаимоотношениях между супругами, мож­но воспользоваться делением в социальной психологии всех видов отношений между людьми на следующие. Сотрудничество – идеальный случай взаимоотноше­ний, предполагающий взаимопонимание и взаимопод­держку. Паритет – ровные, «союзнические» отноше­ния, основанные на взаимной выгоде членов союза. Соревнование –желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И, наконец, антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохра­няется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для семьи выступает сотрудничество.

К сожалению, возможность сохранения подобных взаимоотношений дарована далеко не всем семьям, и в случае избыточного взаимопривыкания, усталости, а то и эрозии семейных чувств общесемейные взаимоотно­шения могут перейти в паритет, т.е. равенство и рав­ноправие сторон при разбирательстве каких-либо кон­фликтов.

Так же приемлемо и соревнование между членами семейного союза, если оно направлено на достижение действительно нужных и полезных и для семьи, и для общества целей. Однако, наличие «семейной состяза­тельности» зачастую таит в себе и момент нервозности, не всегда полезный для развития детей (особенно в неустойчивом юношеском возрасте), а в случае отсут­ствия выдержки, такта, да и простой уверенности в себе может переходить в конкуренцию.

Конкуренция пагубна во всем, даже в том, что ка­жется нам малым и незначительным, как раковая опу­холь, за не столь уж и долгое время она уничтожает здоровое тело семьи. И остается в итоге лишь антаго­низм, непримиримые противоречия, которые незримой, но прочной стеной отделяют членов семьи друг от дру­га, когда никакие принципы мирного сосуществова­ния – декларируемые или реализуемые – не смогут скрыть того печального факта, что семьи как внутрен­него единства больше не существует.

И конкурентные, и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом. Но еще сильнее они сказы­ваются на детях, непрерывно сталкивающихся с целым рядом препятствующих нормальному формированию личности моментов. По мнению С.В. Ковалева и других специалистов (54), отрицательный опыт конфликтной семьи для будущей брачной и семейной жизни детей может быть сведен к следующему. Во-первых, ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, что препятствует формиро­ванию адекватных брачно-семейных представлений. Во-вторых, духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, т.е. необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей. В-третьих, резко возрастает риск не­рвно-психических заболеваний детей. В-четвертых, растет безнадзорность и бесконтрольность поведения. В-пятых, снижается способность ребенка к адаптации. В-шестых, ребенок не усваивает целый ряд нравствен­ных общечеловеческих норм. В-седьмых, у него часто формируются противоречивые чувства к своим родите­лям, а иногда и враждебное отношение к одному из них.

Стили семейных взаимоотношений в современной психологии делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический..

Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания детей обычно находит свое выра­жение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же «принципов», либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительс­кого опыта, отчуждении от родителей.

Два других –авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе кото­рой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жесто­кость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимо­помощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное развитие всех участников семей­ного союза.

Важной и неотъемлемой частью семейной педаго­гики является любовь родителей к детям. Дефицит ро­дительской любви, особенно в младенчестве, часто ве­дет к невротическим последствиям в подростковом возрасте. Для полноценного развития ребенку необхо­дима любовь обоих родителей.

Материнская и отцовская установки по отношению к ребенку соответствуют его собственным потребнос­тям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребенок старше 6 лет начинает ощущать необходимость отцовской любви, его авторитета и руководства. Функ­ция матери – обеспечить ребенку безопасность в жиз­ни, функция отца –учить его, руководить им, чтобы он мог справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился. В идеаль­ном случае материнская любовь не пытается мешать ребенку взрослеть, не поощряет его беспомощность, напротив, помогает стать независимым, способным в конце концов отделиться от нее. Сама мать обязана быть оптимистом, дабы не заразить ребенка своей тревогой и неуверенностью. Отцовская любовь должна направ­ляться принципами, а также ожиданиями; ей следует быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитарной. Она должна давать ребенку всевозра­стающее чувство собственной силы и, наконец, позво­лит ему выглядеть авторитетным в собственных глазах, освободясь от авторитета отца.

Любить надо уметь. Чрезмерная или недостаточная любовь родителей может пагубно сказаться на ребен­ке. Как отмечает Э. Фромм, «причиной невротического состояния мальчика может стать любящая, но излишне снисходительная или, наоборот, властная мать и сла­бый безразличный отец. В первом случае ребенку гро­зит чрезмерная фиксация на своей ранней привязан­ности к матери; впоследствии из него может развиться человек, полностью зависимый от матери, остро чув­ствующий собственную беспомощность, обладающий ярко выраженными чертами рецептивного характера, склонный подвергаться влиянию, быть опекаемым, нуждающийся в постоянной заботе, словом, человек, которому недостает отцовских качеств – дисциплины, независимости, способности самому быть хозяином своей жизни. Он будет стараться найти «мать» в смыс­ле авторитета и власти в ком угодно – как в женщинах, так и в мужчинах. Если же мать холодна, неотзывчива и властна, ребенок может перенести потребность в материнской опеке на своего отца и на последующие отцовские образы – в данном случае конечный резуль­тат схож с предыдущим. Или же из этого ребенка вы­растет человек, односторонне ориентированный на отца, полностью подчиненный принципам закона, по­рядка и авторитета и лишенный способности ожидать и получать безусловную любовь. Подобная тенденция будет тем более усиливаться, если отец авторитарен и в то же время сильно привязан к сыну. Итак, одного начала – или отцовского, или материнского– недоста­точно для нормального развития личности» (171,с.61);

Образ жизни родителей, их поведение в значитель­ной степени влияют на воспитание детей. А.С. Мака­ренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращае­тесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету –все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувству­ет, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете» (76, с. 347).

Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально для детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, роди­тельской властью. Он должен заключаться в самих ро­дителях. Его корни – в поведении родителей, в их идей­ных и культурных интересах, в их поступках, отношении к работе, в мыслях, привычках, чувствах, стремлениях и во всем укладе отцовской и материнской жизни. Если родители будут иметь полные знания о жизни ребенка, проявлять к нему внимание, то он будет их уважать по-настоящему. Зная, чем интересуется ребенок, родители предоставляют ему возможность решать доступные воп­росы самостоятельно, преодолевать препятствия. При этом родители не допускают, чтобы ребенок запутался, приходил в отчаяние. Он чувствует родительское при­сутствие, разумную заботу о нем и готовность серьезно отнестись ко всем его делам. В этом случае авторитет знания о ребенке счастливо дополняется авторитетом помощи, осторожного и внимательного руководства. Укрепляет авторитет родителей в глазах детей единство слова и дела. Дети очень внимательно присматриваются к родителям, и они могут обнаружить несоответствие слова и дела в их поступках.

Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к слову – приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию.

Если же родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами, то это удается только при помощи мер принуждения: ре­бенок будет выполнять требования родителей формаль­но, из-за страха перед наказанием. Этот страх порож­дает обман, лицемерие, хитрость и т.п. Ребенок, не понимающий смысла требования, не испытывающий потребности в добрых поступках, не может обрести привычки нравственного поведения. Стремление во что бы то ни стало добиться (иногда буквально) послуша­ния вызывает в ребенке внутреннее сопротивление, а затем и активный протест.

Взрослые чаще всего виновниками конфликтных взаимоотношений считают детей, исходя из убеждения, что воспитатели всегда правы, все, что они делают, говорят,– справедливо, верно, так как «направлено на пользу ребенку», и если бы дети им беспрекословно подчинялись и выполняли их требования, не было бы ссор, конфликтов, трудностей. Очень удобная, но не­верная, безнравственная позиция, так как в этом слу­чае происходит подмена целей воспитания. Смыслом действий взрослых становится достижение послуша­ния, а не забота о развитии ребенка как личности. На­казание обнажает не только воспитательное бессилие родителей, но и их неуважение к ребенку, неверие в его стремление стать лучше. Унижая наказаниями до­стоинство детей, подавляя их потребность в самовыра­жении, в свободе волеизъявления, родители, не желая этого, растят людей с рабской психологией, т. е. дей­ствуют вопреки интересам ребенка, стреляя в его бу­дущее.

Воспитание детей в семье зависит от возраста роди­телей, их жизненного опыта. Стали супруги родителями в 17 лет, 25 или 35 лет – это существенно скажетсянаих отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот, долгожданному).

Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким уровнем образования имеют мень­шее количество детей, то объяснить это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование не ниже своего собственного. Увеличивается и требова­тельность к воспитанию каждого ребенка.

Так уж складывается жизнь в современной семье, что основной груз семейных проблем (бытовых, воспи­тательных, а иногда и финансовых) ложится на женс­кие плечи. Равноправное участие мужа наряду с женой в домашнем труде чаще встречается в семьях молодых супругов. Это, очевидно, объясняется тем, что молодые супруги, как правило, ближе по роду деятельности, образовательному уровню, эмоциональной культуре. Характерно и то, что мужья в молодых семьях рассмат­ривают труд по дому как вполне достойную мужчины обязанность. Участие отцов в домашнем труде имеет огромное воспитательное значение для детей: видя дружную работу родителей в домашнем труде, к нему тянутся и дети, помощь матери воспитывает в детях уважение и бережное отношение к женщине, которому дети учатся у отцов.

Встречается немало семей, отцы которых устраня­ются от воспитания детей. У них «нет времени» зани­маться детьми, посещать родительские собрания. Вме­сте с тем, роль мужчины в воспитании детей очень важна.

Для девочки отец – первый образ мужчины, пер­вый пример положительного (или отрицательного) по­ведения мужчины. Отец вместе с матерью не только обеспечивает ее материально, но и воспитывает, под­держивает морально. Есть прямая зависимость между хорошим примером отца и счастливой семьей, создан­ной его дочерью.

Существенным фактором воспитания являются материальные и бытовые условия семьи. Социальное расслоение общества привело к тому, что рядом сосед­ствуют семьи богатые и нищие, в них растут дети, рос­кошно обеспеченные и обездоленные. Разница прояв­ляется во всем: в питании, одежде, доступе к искусству и видеопродукции, в воспитании духовных ценностей.

Структура домашнего труда обычно включает око­ло 50 операций. Их соотношение обусловлено объек­тивно складывающимися жизненными обстоятель­ствами семьи в данный период и в перспективе. Факторами, определяющими содержание хозяйствен­ной деятельности семьи и влияющими на объем домашней работы, являются уровень доходов, число де­тей в семье, а также внутренняя структура семьи, под которой понимают весь строй морально-психологи­ческих и нравственных взаимоотношений в семье, ее установки и ценностные ориентации. Кроме того, ха­рактер семейно-бытовой деятельности определяется размером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой и т.д.

Сфера свободного времени семьи создает возмож­ности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т.д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители –дети) приобретает черты воспи­тательной функции и предполагает совместное осуще­ствление супругами досуговых занятий.

При организации семейного досуга следует учи­тывать, что он предполагает сочетание личных интере­сов с интересами других членов семьи, т.е. наличие определенного психологического компромисса. Семей­ный досуг с очевидностью обнажает те внутренние противоречия и проблемы, которые во всех прочих сферах деятельности семьи отодвигаются на задний план как второстепенные. Наличие этих противоречий обусловлено целым рядом причин (как объективных, так и субъективных), связанных с индивидуальными осо­бенностями супругов, их психологическим складом, установками, ориентацией на семью как ценность и т.д. Именно досуговое общение создает наиболее благопри­ятные возможности для эффективной реализации ряда семейных функций, а некоторые из них осуществляются преимущественно в сфере досуга и отдыха, как, например, функция духовного потребления, восстанов­ления физических сил и др.

Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные тради­ции. Ими могут быть: семейные праздники, совмест­ные прогулки, выезды за город и др. Традиции как ос­нова, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.

Традиции – это не только определенные дни праз­днования юбилеев и дней рождения, или выбор про­фессии членами семьи, или традиционные увлечения семьи, это гораздо большее. Прежде всего, в традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим; чувство такта, неизменное даже в самые ожесточенные моменты спора или обсуждения; великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость, т.е. все то, без чего не может существо­вать семья.

Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родите­лей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).

Взаимодействие семьи и школы – важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда учителя и родители становятся еди­номышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечи­вающую развитие внутренних сил и нравственное ста­новление растущего человека.

Однако родители и учителя, семья и школа часто не могут услышать и понять друг друга, а значит, помочь детям. Неспособность и нежелание многих учителей видеть собственные педагогические ошибки, неумение анализировать конфликтные ситуации, вскрывать их истинные причины становятся источником конфронта­ции с родителями, постоянных претензий к последним, требований «принять меры», обвинений в нежелании помочь школе. Родители реагируют на упреки в свой адрес по разному. Одни безропотно их принимают и признают свою вину; другие оправдываются; третьи переходят «в наступление» и начинают обвинять учителей. В последнем случае возникают всевозможные тяжбы, выяснения от­ношений, сведение счетов и т.д. В результате «военных действий» страдают дети, обе стороны допускают новые педагогические ошибки, нравственно деформирующие взаимоотношения между ними, усиливающие взаимное непонимание и отчуждение.

Наиболее полезна для детей позиция родителей – друзей и помощников школы и позиция учителей – друзей и помощников семьи. Для установления пра­вильных взаимоотношений со школой необходимо лич­ное общение родителей с учителями и взаимное инфор­мирование друг друга об успехах и неуспехах детей как в учении и поведении в школе, так и в семье.

Знание общих тенденций развития семьи и факто­ров, влияющих на социализацию личности в семье, необходимо социальному педагогу для выработки стра­тегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицирован­ной психолого-педагогической и социальной помощи.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализировать определение семьи, данное А.Г. Хар­чевым.

2. Из многообразия типов семей выбрать один и рас­крыть содержание и специфику работы социального педагога с данным типом семей.

3. Назвать социальные проблемы современной семьи.

4. Показать, как социальные процессы влияют на жизнь и благосостояние семьи. Привести конкретные примеры.

5. Раскрыть воспитательный потенциал семьи. Проана­лизировать те компоненты воспитательного потенциа­ла, которые в большей или меньшей степени влияют на ребенка (или детей) в семье (показать на примере любой семьи).

ГЛАВА 6

Наши рекомендации