Социальные проблемы современной семьи
Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус. Ежегодно сокращается воспроизводство семьи на 15–20%. Стабильно возрастает число разводов. Продолжительность семейной жизни сокращается: каждый третий брак распадается, не продлившись и пяти лет.
Ключевая причина обнищания российских семей видится в социальных последствиях экономических .реформ. Происходящие в экономике изменения привели к социально-демографическим последствиям, которые, по мнению Н.М. Римашевской (120), обусловлены следующими факторами:
– эффект депопуляции, выразившийся в естественной убыли населения; высокие темпы роста смертности, «сверхсмертность» мужчин, особенно от неестественных причин, имеющих непосредственно социальный характер (алкогольные отравления, суицид, убийство);
–снижение ожидаемой продолжительности предстоящей жизни населения до уровня, имевшего место в первой половине 60-х годов: 66 лет для населения в среднем и 59 лет для мужчин;
– наличие около 3 млн беженцев и вынужденных переселенцев, находящихся в России на легальной и нелегальной основе;
– рост безработицы: наличие 1,5 млн зарегистрированных безработных и 5–7 млн оказавшихся на положении скрытых безработных;
– двукратное падение реальной заработной платы, реальных доходов и социальных выплат в результате инфляции;
– экспроприация имевшихся у населения денежных сбережений, предназначенных для удовлетворения неотложных нужд;
– снижение общего стандарта текущего потребления до уровня начала 70-х годов, т. е. возврат на 20 лет назад;
– чудовищное социально-экономическое расслоение общества, когда на одном полюсе находятся 35% бедняков, в том числе 10% нищих, а на другом – 10% выигравших от проводимых экономических преобразований, включая слой в 3–5% очень богатых людей; размывание основы среднего класса;
– безысходность решения жилищной проблемы для одной пятой части населения в условиях роста имущественного (в том числе жилищного) неравенства и вздувания цен на рынке жилья;
– резкое снижение физического и психического здоровья населения, особенно детей, интенсивный рост инфекционных заболеваний и инвалидизации общества; развал системы здравоохранения;
– падение качества трудового потенциала, его деквалификация и депрофессионализация при снижении потенциала образовательной системы;
– криминализация и люмпенизация значительной части общества, особенно молодежи;
– постоянный дефицит государственного бюджета и невозможность социальной защиты семей, находящихся в экстремальном положении.
Именно на семье прежде всего отражаются инфляция, сокращение темпов производства, рост неплатежей, невыплата заработной платы, женская безработица. Семья стала социальной жертвой экономических реформ. Политическая нестабильность также ограничивает функции семьи как социального института.
Фактически многие семьи оказались лишенными всех прежних гарантий: гарантированного права на труд. на бесплатное медицинское обслуживание, на отдых, досуг и даже на передвижение (из-за непомерных транспортных расходов), не получив никаких новых. Под угрозой оказалось право семьи на жизнь (в районах межнациональных конфликтов).
Сегодня нет российской семьи как таковой. Есть семьи бедные, богатые, среднего достатка и нищие семьи, стоящие на грани выживания. Рыночная идеология, которая поддерживается средствами массовой информации, содержит в себе проповедь культа насилия и жестокости, аморальности, эгоизма и эгоцентризма. Во многих случаях семья не выдерживает натиска рыночной идеологии, который детонирует ее распад.
В качестве наиболее актуальных проблем современной семьи можно назвать следующие.
1. Жилищная проблема. Если в предыдущие годы для молодых семей возможность приобрести кооперативную квартиру (конечно, с помощью родителей), получить государственную квартиру или комнату, снять жилплощадь до получения своего жилья была вполне реальной – в крупных городах за первые пять лет брака отдельно от родителей начинали жить 2/3 семей,– то с переходом к формированию рынка жилья приобрести его самостоятельно, с помощью родителей или предприятия может лишь незначительное меньшинство молодоженов. Строительство дешевого муниципального жилья, за счет чего во многих странах мира разрешается эта действительно сложная проблема, ведется вяло. Долговременные жилищные кредиты в условиях галопирующей инфляции нереальны. Эта проблема относится к числу инерционных, учитывая как общее отставание нашей страны по средним показателям жилплощади, так и неуклонное обветшание жилого фонда при плохой эксплуатации.
Можно с большой долей вероятности предсказать обострение жилищного вопроса в связи с потенциальной потерей малоимущими гражданами своих приватизированных квартир, особенно в престижных, центральных районах. Развитие предпринимательского кредитования под залог жилья, без сомнения, ускорит этот процесс. Не улучшат ситуации и потоки вынужденных экономическим и политическим давлением миграций. Поэтому снижение количества вступающих в брак вполне естественно.
Кроме того, существует прямая корреляция между ухудшением жилищных условий и обострением семейных конфликтов. Чем хуже жилищные условия, тем труднее найти приемлемый вариант разрешения конфликта (хотя, впрочем, обратной корреляции не существует: улучшение жилищных и материальных условий вовсе не ведет к укреплению семьи). Бездомность, необходимость обращаться в приюты, судя по опыту других стран, способны вызвать массовый кризис в семейных отношениях.
2. Финансово-экономическая проблема. Финансово-экономические трудности, переживаемые всем населением, особенно сказываются на малоимущих, многодетных семьях, на семьях с детьми. Изнашивание одежды и обуви, выход из строя сложной бытовой техники, которая так привычно вошла в нашу жизнь, необратимо снижает стандарты потребления почти всех семей. Если 2/3 семейного бюджета тратится на питание, то приобретение предметов длительного пользования становится невозможным.
Месяцы и годы, которые молодая мама проводит, ухаживая за ребенком, автоматически переводят большинство молодых семей в разряд малообеспеченных. Еще труднее, болезненнее решаются проблемы, если .ребенок рождается у одинокой матери или семья распадается вскоре после его рождения.
Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однако, во-первых, централизованных средств недостаточно, во-вторых, имеющиеся средства не всегда используются рационально. Так, выдача денег матерям, дети которых не посещают детские учреждения, ложится бременем на бюджет, но не решает социальных проблем матерей. Средства, потраченные на поддержание сети детских дошкольных учреждений, на защиту рабочих мест, принесли бы гораздо больше пользы, чем раздача пособий. Кроме того, централизованных бюджетных средств недостаточно, поэтому очень важна деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям, проживающим на их территории.
3. Проблема занятости и безработицы, с одной стороны, и проблема женской занятости и двойной загруженности, с другой. Двойная загруженность женщин, т. е. их участие в общественном труде и преимущественное исполнение ими обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи – это проблема, которую осознали и начали изучать достаточно давно. Почти полное вовлечение женщин в общественный труд было вызвано потребностями экстенсивного развития экономики, но в то же время оно отвечало характерной для XX века потребности женщин в самоутверждении, самореализации во внесемейной сфере. Всемирный характер этого процесса подтверждается все более широким распространением типа «бикарьерной» семьи, в которой оба партнера ориентированы на успех.
Если проанализировать стремление женщин работать, то в нем можно найти следующие составляющие. Во-первых, экономическая вынужденность, когда заработка мужа не хватает, а тем более, если женщина – единственный кормилец семьи. Это, кстати, делало почти безнадежной проводившуюся при государственном регулировании экономики борьбу за освобождение женщин от работы в тяжелых и вредных условиях, в ночную смену, под землей, на плавбазах и т. д. Вынужденные содержать семью, женщины предпочитали эти вредные условия, которые сопровождались доплатой за вредность.
Второй фактор, заставляющий женщин держаться за работу – социально-экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне своем или своего общества. Безработица, потрясения, аварии и вооруженные конфликты делают жизнь каждого человека как никогда подверженной многочисленным случайностям. Опасения остаться вдовой с детьми на руках движет женщиной, а усугубляет это опасение общая нестабильность семьи, когда на три брака в крупных городах – два развода.
Не отрицая важности этих страховочных факторов, нельзя забывать и того, что работа для женщины – это место, где можно проявить свои способности, это и сфера общения, в которой к женщине относятся нередко с большим почтением, чем дома. Исследования зарубежных специалистов по менеджменту показывают, что среди факторов, по которым люди ценят свою жизнь, важное место занимает принадлежность определенному трудовому коллективу, признание этого коллектива, возможность взаимодействовать и неформально общаться с его членами. Для наших женщин в структуре их жизненных ценностей работа занимает одно из ведущих мест.
Но наряду с добровольной или вынужденной нагрузкой в общественном труде, существует обусловленная, с одной стороны, патриархальными традициями, с другой стороны, недоразвитостью промышленного обслуживания нашего быта, несправедливая структура распределения служебных обязанностей, в которой время, затрачиваемое женщиной на бытовые нужды, сравнимо с недельным бюджетом рабочего времени.
Однако рынок дал женщине возможность целиком сосредоточиться на семье. В точном соответствии с прогнозами женщина стала жертвой своих семейно-материнских обязанностей и, как невыгодная из-за своих связанных с деторождением льгот, отпусков и т.д., первой становится клиентом биржи труда, где свыше 80% составляют женщины. Впрочем трудно предположить, что женская безработица – это путь разрешения проблемы двойной женской занятости. Общеизвестно отрицательное воздействие безработицыназдоровье и социально-психическое самочувствие людей. В идеале женщина должна иметь право выбирать программу развития по линии карьерного самоосуществления, либо по линии чисто семейных обязанностей, либо того и другого одновременно. А общество должно создавать ей возможности для продвижения и для сочетания семейных и деловых обязанностей.
4. Проблема планирования семьи. В течение тысячелетий биологическая продуктивность, вошедшая в традицию, закрепленная религиозными догмами и установками, определяла количество детей в семье. В условиях войн, эпидемий, ужасающей детской смертности это было социально-экономически оправдано, т.к. выживали немногие. Экстенсивный рост населения поглощался новыми землями или даже новыми материками – шел процесс всемирной межконтинентальной миграции. Кроме того, дети были страховочным фактором, обеспечивающим «призрение», прокормление родителей под старость.
Сегодня социально-экономические условия кардинально изменились, и установка на многодетность уходит в прошлое. Многодетные семьи встречаются чаще в сельской местности, они связаны с какими-то национальными или религиозными особенностями. В городах многодетные семьи чаще характерны для родителей с невысоким уровнем образования и неквалифицированными специальностями. Бывают, конечно, исключения, но тенденцию к малодетности или даже бездетности можно считать устойчивой. Обострившиеся трудности последних лет нашей жизни превратили эту общемировую тенденцию, характерную для развитых стран, в стремительное снижение рождаемости.
Демографическая депрессия характеризуется чрезвычайно большими показателями: до 30% в год, что приводит к депопуляции, т.е. превышению смертности над рождаемостью, и будет сказываться демографической волной в малочисленности работоспособного поколения, малочисленности брачных пар, малочисленности тех детей, которых они родят, и внуков, которые появятся у тех детей.
Но, помимо всего прочего, и нормальный процесс сокращения рождаемости, и демографическая депрессия напоминают о том, что регулирование количества родившихся детей проводится самым недостойным цивилизованного общества способом: по количеству абортов Россия занимает первое место в мире. Эта медицинская манипуляция может обернуться осложнением или гибелью женщины даже в медицинских условиях, в то время, как по оценкам экспертов, не менее трети абортов – внебольничные. К тому же, это перспектива последующего бесплодия, лишающего женщину возможности в дальнейшем иметь детей, тяжелое морально-психологическое потрясение для женщины, связанное с внутренним кризисом и внешним осуждением ее действий; возможность появления на свет нежеланных, нелюбимых детей, которые могут быть подброшены матерью, оставлены «под расписку» в роддоме. Но даже если такой ребенок остается в семье, если мать смирится с его появлением и начнет любить свое дитя, те месяцы внутриутробного развития, когда развивающийся человечек ощущал эмоциональную волну враждебности со стороны матери, не пройдут для него без последствий.
Между тем в этой важной и деликатной проблеме человечество выработало целый комплекс мер, которые позволяют супругам (прежде всего женщине) самим решать, когда и сколько детей они хотят иметь. Освобождение женщины от принуждения к деторождению, обеспечение рождения на свет только желанных детей – одно из наиболее гуманистических достижений нашего далеко не гуманного века. В том, что наши семьи остались в стороне от этого достижения, имеется комплекс причин культурных, с одной стороны, экономических и материальных, с другой. Общество очень долго не осознавало свою ответственность в этом вопросе, внимание правящих структур, науки, здравоохранения к этому привлечено не было. В общественном мнении утвердилось грубопренебрежительное отношение к проблеме, женщина чуть ли не объявлялась виноватой в том, что обладает способностью деторождения. Не только широкие слои населения, но и медики оказались некомпетентными в вопросах контрацептивной культуры. С другой стороны, подобная идеологическая и психологическая установка привела к тому, что медицинская промышленность отстала в производстве современных контрацептивов; средства на приобретение их за границей недостаточны, а умение пользоваться ими отсутствует. Естественно, что исправить ситуацию можно, если начать с изменения идеологической установки, с осознания, что обеспечение возможностей для планирования семьи – одна из первейших предпосылок для формирования цивилизованного общества.
Из глобальной проблемы (планирование семьи) вытекает ряд других. Среди них: проблема нежеланных детей, которая является не только нравственно-психологической, но и социальной проблемой. Такие дети – первые кандидаты на роль «социальных сирот», обитателей детских домов, да и, оставшись в семье, они несут на себе груз эмоциональной отверженности, становятся жертвой семейной жестокости или равнодушия.
Особый разговор о рождении детей у несовершеннолетних матерей. Процесс акселерации ускорил гормональное и физическое созревание подростков, в то время как длительная и заботливая опека семьи приводит к далеко не раннему духовному созреванию. «Омоложение» половых отношений – факт, по поводу которого можно сокрушаться, но спорить с ним не приходится. С социальной точки зрения, девочка-мать испытывает огромные сложности: ее статус настолько необычен, что порождает множество проблем. Родители, окружение, школа нередко реагируют совершенно неадекватно – вплоть до изгнания юной грешницы из дома и т. д. Между тем социальная и моральная ситуация будет делать все более частыми как проституцию несовершеннолетних, так и случайные половые контакты. Поэтому делом первостепенной важности для социального педагога следует считать возможно более широкое распространение медико-социальных знаний и всемерную пропаганду современных безопасных средств контрацепции, а также оказание социально-психологической помощи подросткам и их родителям.
5. Еще одна малоисследованная проблема – внутрисемейная жестокость. Большинство убийств в нашей стране (не считая жертв военных и межнациональных конфликтов) происходит на бытовой почве. Увеличивается количество поступивших в больницы детей, ставших жертвами жестокого обращения со стороны родителей. Детские травматологи отмечают также возросшую жестокость, иногда изуверство со стороны избивавших. Возрастает число детей, которые бегут из дома, не в силах вынести жестокого обращения родителей. Растет число социальных сирот – т. е. детей, попавших на попечение государства при живых родителях или хотя бы одном из них.
В современных условиях теоретически можно прогнозировать рост внутрисемейной агрессии. Немилосердное общество бьет семью. Немилосердная семья бьет слабых своих членов. По зарубежным данным, такое насилие увеличивается в периоды социальных обострений. Жертвами его, как правило, становятся женщины (95% случаев) и дети (около 70% случаев).
Осознанные миром проблемы инициируют серьезные исследовательские и технологические программы, направленные на предупреждение семейной агрессии и помощь ее жертвам. Создаются временные приюты для жертв жестокого обращения со стороны мужей, избиваемым оказывается юридическая помощь. Но практика показывает, что женщине не так просто покинуть жестокого супруга – здесь и неодобрительная реакция общественного мнения, и финансовая зависимость от мужа, и опасение за будущность свою и детей. В нашем обществе существуют все эти факторы, усугубляющиеся еще несколькими обстоятельствами. Общественность, правоохранительные органы крайне неохотно занимаются внутрисемейным насилием. Специальные приюты, социальные гостиницы для таких жертв только начинают функционировать, причем их деятельность невероятно осложняется финансовыми факторами, трудностями с выделением помещения и т.д.
Перечень проблем современной семьи можно было бы продолжить. В практике социально-педагогической работы с семьей важно выделить как общие социальные проблемы, характерные для большинства семей данного общества, так и частные проблемы конкретной семьи. Следует, однако, помнить, что не социальный педагог разрешает семейные проблемы клиентов, а семья, с помощью социального педагога, осознает свои проблемы и находит в себе силы разрешать их.
Воспитание детей в семье
Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей –в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей.
В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других люд ей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.
Воспитание детей в семье – дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знаний в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.
Как отмечает Л.А. Никитина, есть два главных препятствия на пути женщин к достойному и счастливому материнству: психологическая неподготовленность их к этой сложнейшей миссии и непомерные перегрузки в профессиональном и домашнем труде.
Воспитательный потенциал семьи составляет комплекс факторов и условий, определяющих ее педагогические возможности. В качестве компонентов воспитательного потенциала семьи можно выделить:
– численность и структуру семьи;
– нравственно-психологическую атмосферу, характер внутрисемейного общения;
– жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и педагогической культуры;
– распределение обязанностей (в том числе воспитательных) в семье;
– материальные и бытовые условия семьи;
– организацию семейного досуга, наличие семейных традиций;
– взаимосвязь семьи со шкодой и другими социальными институтами.
Нами рассмотрены различные по структуре типы семей. Количество детей в семье, отсутствие одного из родителей или замена его неродным, наличие в семье старшего поколения (бабушки, дедушки) – все это влияет на становление личности ребенка.
Как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т. к. дети сближают, скрепляют супружеский союз и повышают ответственность за семью. Супруги реже прибегают к разводам в случаях конфликтных вспышек, носящих, как правило, временный характер. В таких семьях больше семейных дел, совместных проблем и трудностей, а равно и радостей, которые несет с собой общение не только между лицами разного пола, но и разного возраста.
Воспитание в семье осуществляется не только родителями, но и самими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. Их успеваемость мало отличается от успеваемости единственных. Демографы считают, что наиболее оптимальна трех-четырехдетная семья. Такое число отвечает потребностям общества в расширенном воспроизводстве населения и дает возможность всем членам испытать полную гамму родственных чувств.
Важное значение в воспитании имеют родственные связи между братьями и сестрами. Кровные братья остаются братьями, даже когда у каждого своя жизнь, свои стремления, потому что в их сознании выработался «рефлекс соучастия», который лежит в основе отношений между ними. Возникнув в самые ранние годы совместных игр, испытаний, даже проказ, этот рефлекс развивается на протяжении первого этапа жизни, становясь неразрушимой привычкой подставлять плечо под жизненную ношу брата.
Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильней всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отношениях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности. В таких семьях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми.
Если в семье один ребенок, его детство и дальнейшая жизнь во многом обеднены, т. к. он лишается крайне важных родственных связей (брат – сестра), которые делают человека эмоционально богаче, являются ценной психологической поддержкой.
Вместе с тем воспитатели детских садов и педагоги отмечают как закономерность хорошую способность к обучению у единственных детей. Объясняется это тем, что родители единственного ребенка часто имеют выевшее образование, интеллектуальную творческую работу. У них есть возможность больше времени уделять ребенку, интересоваться его развитием. Положение любимца и кумира, каковым часто пользуется единственный ребенок, создает основу для болезненной самовлюбленности. Формированию завышенной самооценки способствует также и то обстоятельство, что ребенку не с кем вступить в равные и ровные отношения, не с кем сопоставить свое «я». У единственного в семье ребенка навыки общения, к сожалению, бывают недостаточно развиты. Связано это с отсутствием близкого каждодневного общения с братом или сестрой. У единственного нет возможности понять необходимость взаимных уступок, которые существуют в каждом коллективе. Он может быть капризным, обидчивым, невнимательным к товарищам, не умеет подчиняться (при стремлении подчинить себе других). Достаточно очевидно, что в большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение. Однодетной семье часто бывает свойственно воспитание ребенка по типу «кумир семьи». В однодетной семье существуют и положительные стороны: расширение возможностей для непосредственных контактов ребенка с родителями, утверждение в ребенке чувства своей значимости для родителей. Будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности.
Воспитание ребенка в неполной семье осуществляется в более трудных условиях. Поэтому чрезвычайно разумно поступает родитель, один воспитывающий ребенка, когда осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для определения препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознать, что источником многих трудностей является сам воспитатель, поэтому он и должен их ликвидировать. Например, одинокая мать остро переживает свои жизненные обстоятельства, осмысливает их и передает ребенку в виде своих пожеланий, требований, воспитательных методов и т. д. Она создает атмосферу дома, которую ребенок впитывает всем своим существом, сохраняя ее на протяжении всей последующей жизни.
Многое из того, что матери кажется препятствием в воспитании, очень часто таковым не является. Не надо спешить исправить у ребенка некоторые наклонности, если они чем-то не нравятся матери (например, мальчишеские наклонности у девочек и девичьи – у мальчиков, интерес к отцу, тоску по нему, проявление самостоятельности и т. д.). Хорошо, когда у матери с ребенком отношения взаимно одинаковы. И очень плохо, когда самоотверженной позиции придерживается только одна сторона, то есть мать приносит себя в жертву. Следует учитывать, что полная самоотдача не делает ребенка счастливым человеком. Наоборот, самопожертвование матери утяжеляет атмосферу воспитания настолько, что даже целенаправленные воспитательные усилия могут не привести к успеху.
Большое воспитательное влияние на детей оказывают бабушки и дедушки, факт их совместного или раздельного проживания. В народе говорят: внуков любят больше, чем собственных детей, более осмысленно, более бескорыстно и сосредоточенно. В старости у человека есть время и охота всмотреться в маленькое существо, вслушаться в его лепет, открывая много такого, что в сутолоке будней, наполненных работой, было упущено, не замечено в собственных детях. А именно на заинтересованности взрослого и строится ответный интерес, доверие, открытость ребенка, который точно знает, кому важны его заботы и переживания, а кому – нет. Степень близости старого и малого нередко прямо пропорциональна разнице в возрасте. Чем дальше на шкале жизни отстоят они друг от друга, тем теснее связь. Если дети младшего возраста испытывают острую потребность в общении с бабушками и дедушками, то подростки и молодые люди все реже обращаются за советом к старшему поколению. У внуков есть другие советчики по всем жизненно важным вопросам, обладающие более широкой эрудицией и абсолютным авторитетом: писатели, газеты, журналы, телевидение – весь этот могучий арсенал просвещения, который аккумулирует общечеловеческий опыт. Но помимо общих сведений и суждений, любому человеку важен опыт, накопленный собственной семьей.
В современных условиях сохраняется тенденция к стремлению молодых семей жить отдельно от родителей. Вместе с тем, чем больше расстояние, отделяющее стариков от молодых, тем слабее родственные связи. Уже проверено временем и доказано исследованием: общение бабушек и дедушек с внуками в больших городах во многом зависит от местожительства тех и других.
Решающей в воспитании ребенка является нравственно-психологическая атмосфера семьи, отношения между поколениями и между самими супругами. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью –любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей» (151, с. 15).
Говоря о взаимоотношениях между супругами, можно воспользоваться делением в социальной психологии всех видов отношений между людьми на следующие. Сотрудничество – идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку. Паритет – ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде членов союза. Соревнование –желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И, наконец, антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для семьи выступает сотрудничество.
К сожалению, возможность сохранения подобных взаимоотношений дарована далеко не всем семьям, и в случае избыточного взаимопривыкания, усталости, а то и эрозии семейных чувств общесемейные взаимоотношения могут перейти в паритет, т.е. равенство и равноправие сторон при разбирательстве каких-либо конфликтов.
Так же приемлемо и соревнование между членами семейного союза, если оно направлено на достижение действительно нужных и полезных и для семьи, и для общества целей. Однако, наличие «семейной состязательности» зачастую таит в себе и момент нервозности, не всегда полезный для развития детей (особенно в неустойчивом юношеском возрасте), а в случае отсутствия выдержки, такта, да и простой уверенности в себе может переходить в конкуренцию.
Конкуренция пагубна во всем, даже в том, что кажется нам малым и незначительным, как раковая опухоль, за не столь уж и долгое время она уничтожает здоровое тело семьи. И остается в итоге лишь антагонизм, непримиримые противоречия, которые незримой, но прочной стеной отделяют членов семьи друг от друга, когда никакие принципы мирного сосуществования – декларируемые или реализуемые – не смогут скрыть того печального факта, что семьи как внутреннего единства больше не существует.
И конкурентные, и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом. Но еще сильнее они сказываются на детях, непрерывно сталкивающихся с целым рядом препятствующих нормальному формированию личности моментов. По мнению С.В. Ковалева и других специалистов (54), отрицательный опыт конфликтной семьи для будущей брачной и семейной жизни детей может быть сведен к следующему. Во-первых, ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, что препятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений. Во-вторых, духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, т.е. необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей. В-третьих, резко возрастает риск нервно-психических заболеваний детей. В-четвертых, растет безнадзорность и бесконтрольность поведения. В-пятых, снижается способность ребенка к адаптации. В-шестых, ребенок не усваивает целый ряд нравственных общечеловеческих норм. В-седьмых, у него часто формируются противоречивые чувства к своим родителям, а иногда и враждебное отношение к одному из них.
Стили семейных взаимоотношений в современной психологии делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический..
Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания детей обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же «принципов», либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.
Два других –авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное развитие всех участников семейного союза.
Важной и неотъемлемой частью семейной педагогики является любовь родителей к детям. Дефицит родительской любви, особенно в младенчестве, часто ведет к невротическим последствиям в подростковом возрасте. Для полноценного развития ребенку необходима любовь обоих родителей.
Материнская и отцовская установки по отношению к ребенку соответствуют его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребенок старше 6 лет начинает ощущать необходимость отцовской любви, его авторитета и руководства. Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца –учить его, руководить им, чтобы он мог справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился. В идеальном случае материнская любовь не пытается мешать ребенку взрослеть, не поощряет его беспомощность, напротив, помогает стать независимым, способным в конце концов отделиться от нее. Сама мать обязана быть оптимистом, дабы не заразить ребенка своей тревогой и неуверенностью. Отцовская любовь должна направляться принципами, а также ожиданиями; ей следует быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитарной. Она должна давать ребенку всевозрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволит ему выглядеть авторитетным в собственных глазах, освободясь от авторитета отца.
Любить надо уметь. Чрезмерная или недостаточная любовь родителей может пагубно сказаться на ребенке. Как отмечает Э. Фромм, «причиной невротического состояния мальчика может стать любящая, но излишне снисходительная или, наоборот, властная мать и слабый безразличный отец. В первом случае ребенку грозит чрезмерная фиксация на своей ранней привязанности к матери; впоследствии из него может развиться человек, полностью зависимый от матери, остро чувствующий собственную беспомощность, обладающий ярко выраженными чертами рецептивного характера, склонный подвергаться влиянию, быть опекаемым, нуждающийся в постоянной заботе, словом, человек, которому недостает отцовских качеств – дисциплины, независимости, способности самому быть хозяином своей жизни. Он будет стараться найти «мать» в смысле авторитета и власти в ком угодно – как в женщинах, так и в мужчинах. Если же мать холодна, неотзывчива и властна, ребенок может перенести потребность в материнской опеке на своего отца и на последующие отцовские образы – в данном случае конечный результат схож с предыдущим. Или же из этого ребенка вырастет человек, односторонне ориентированный на отца, полностью подчиненный принципам закона, порядка и авторитета и лишенный способности ожидать и получать безусловную любовь. Подобная тенденция будет тем более усиливаться, если отец авторитарен и в то же время сильно привязан к сыну. Итак, одного начала – или отцовского, или материнского– недостаточно для нормального развития личности» (171,с.61);
Образ жизни родителей, их поведение в значительной степени влияют на воспитание детей. А.С. Макаренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету –все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете» (76, с. 347).
Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально для детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, родительской властью. Он должен заключаться в самих родителях. Его корни – в поведении родителей, в их идейных и культурных интересах, в их поступках, отношении к работе, в мыслях, привычках, чувствах, стремлениях и во всем укладе отцовской и материнской жизни. Если родители будут иметь полные знания о жизни ребенка, проявлять к нему внимание, то он будет их уважать по-настоящему. Зная, чем интересуется ребенок, родители предоставляют ему возможность решать доступные вопросы самостоятельно, преодолевать препятствия. При этом родители не допускают, чтобы ребенок запутался, приходил в отчаяние. Он чувствует родительское присутствие, разумную заботу о нем и готовность серьезно отнестись ко всем его делам. В этом случае авторитет знания о ребенке счастливо дополняется авторитетом помощи, осторожного и внимательного руководства. Укрепляет авторитет родителей в глазах детей единство слова и дела. Дети очень внимательно присматриваются к родителям, и они могут обнаружить несоответствие слова и дела в их поступках.
Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к слову – приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию.
Если же родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами, то это удается только при помощи мер принуждения: ребенок будет выполнять требования родителей формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие, хитрость и т.п. Ребенок, не понимающий смысла требования, не испытывающий потребности в добрых поступках, не может обрести привычки нравственного поведения. Стремление во что бы то ни стало добиться (иногда буквально) послушания вызывает в ребенке внутреннее сопротивление, а затем и активный протест.
Взрослые чаще всего виновниками конфликтных взаимоотношений считают детей, исходя из убеждения, что воспитатели всегда правы, все, что они делают, говорят,– справедливо, верно, так как «направлено на пользу ребенку», и если бы дети им беспрекословно подчинялись и выполняли их требования, не было бы ссор, конфликтов, трудностей. Очень удобная, но неверная, безнравственная позиция, так как в этом случае происходит подмена целей воспитания. Смыслом действий взрослых становится достижение послушания, а не забота о развитии ребенка как личности. Наказание обнажает не только воспитательное бессилие родителей, но и их неуважение к ребенку, неверие в его стремление стать лучше. Унижая наказаниями достоинство детей, подавляя их потребность в самовыражении, в свободе волеизъявления, родители, не желая этого, растят людей с рабской психологией, т. е. действуют вопреки интересам ребенка, стреляя в его будущее.
Воспитание детей в семье зависит от возраста родителей, их жизненного опыта. Стали супруги родителями в 17 лет, 25 или 35 лет – это существенно скажетсянаих отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот, долгожданному).
Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким уровнем образования имеют меньшее количество детей, то объяснить это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование не ниже своего собственного. Увеличивается и требовательность к воспитанию каждого ребенка.
Так уж складывается жизнь в современной семье, что основной груз семейных проблем (бытовых, воспитательных, а иногда и финансовых) ложится на женские плечи. Равноправное участие мужа наряду с женой в домашнем труде чаще встречается в семьях молодых супругов. Это, очевидно, объясняется тем, что молодые супруги, как правило, ближе по роду деятельности, образовательному уровню, эмоциональной культуре. Характерно и то, что мужья в молодых семьях рассматривают труд по дому как вполне достойную мужчины обязанность. Участие отцов в домашнем труде имеет огромное воспитательное значение для детей: видя дружную работу родителей в домашнем труде, к нему тянутся и дети, помощь матери воспитывает в детях уважение и бережное отношение к женщине, которому дети учатся у отцов.
Встречается немало семей, отцы которых устраняются от воспитания детей. У них «нет времени» заниматься детьми, посещать родительские собрания. Вместе с тем, роль мужчины в воспитании детей очень важна.
Для девочки отец – первый образ мужчины, первый пример положительного (или отрицательного) поведения мужчины. Отец вместе с матерью не только обеспечивает ее материально, но и воспитывает, поддерживает морально. Есть прямая зависимость между хорошим примером отца и счастливой семьей, созданной его дочерью.
Существенным фактором воспитания являются материальные и бытовые условия семьи. Социальное расслоение общества привело к тому, что рядом соседствуют семьи богатые и нищие, в них растут дети, роскошно обеспеченные и обездоленные. Разница проявляется во всем: в питании, одежде, доступе к искусству и видеопродукции, в воспитании духовных ценностей.
Структура домашнего труда обычно включает около 50 операций. Их соотношение обусловлено объективно складывающимися жизненными обстоятельствами семьи в данный период и в перспективе. Факторами, определяющими содержание хозяйственной деятельности семьи и влияющими на объем домашней работы, являются уровень доходов, число детей в семье, а также внутренняя структура семьи, под которой понимают весь строй морально-психологических и нравственных взаимоотношений в семье, ее установки и ценностные ориентации. Кроме того, характер семейно-бытовой деятельности определяется размером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой и т.д.
Сфера свободного времени семьи создает возможности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т.д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители –дети) приобретает черты воспитательной функции и предполагает совместное осуществление супругами досуговых занятий.
При организации семейного досуга следует учитывать, что он предполагает сочетание личных интересов с интересами других членов семьи, т.е. наличие определенного психологического компромисса. Семейный досуг с очевидностью обнажает те внутренние противоречия и проблемы, которые во всех прочих сферах деятельности семьи отодвигаются на задний план как второстепенные. Наличие этих противоречий обусловлено целым рядом причин (как объективных, так и субъективных), связанных с индивидуальными особенностями супругов, их психологическим складом, установками, ориентацией на семью как ценность и т.д. Именно досуговое общение создает наиболее благоприятные возможности для эффективной реализации ряда семейных функций, а некоторые из них осуществляются преимущественно в сфере досуга и отдыха, как, например, функция духовного потребления, восстановления физических сил и др.
Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные традиции. Ими могут быть: семейные праздники, совместные прогулки, выезды за город и др. Традиции как основа, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.
Традиции – это не только определенные дни празднования юбилеев и дней рождения, или выбор профессии членами семьи, или традиционные увлечения семьи, это гораздо большее. Прежде всего, в традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим; чувство такта, неизменное даже в самые ожесточенные моменты спора или обсуждения; великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость, т.е. все то, без чего не может существовать семья.
Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родителей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).
Взаимодействие семьи и школы – важнейшее условие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда учителя и родители становятся единомышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечивающую развитие внутренних сил и нравственное становление растущего человека.
Однако родители и учителя, семья и школа часто не могут услышать и понять друг друга, а значит, помочь детям. Неспособность и нежелание многих учителей видеть собственные педагогические ошибки, неумение анализировать конфликтные ситуации, вскрывать их истинные причины становятся источником конфронтации с родителями, постоянных претензий к последним, требований «принять меры», обвинений в нежелании помочь школе. Родители реагируют на упреки в свой адрес по разному. Одни безропотно их принимают и признают свою вину; другие оправдываются; третьи переходят «в наступление» и начинают обвинять учителей. В последнем случае возникают всевозможные тяжбы, выяснения отношений, сведение счетов и т.д. В результате «военных действий» страдают дети, обе стороны допускают новые педагогические ошибки, нравственно деформирующие взаимоотношения между ними, усиливающие взаимное непонимание и отчуждение.
Наиболее полезна для детей позиция родителей – друзей и помощников школы и позиция учителей – друзей и помощников семьи. Для установления правильных взаимоотношений со школой необходимо личное общение родителей с учителями и взаимное информирование друг друга об успехах и неуспехах детей как в учении и поведении в школе, так и в семье.
Знание общих тенденций развития семьи и факторов, влияющих на социализацию личности в семье, необходимо социальному педагогу для выработки стратегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицированной психолого-педагогической и социальной помощи.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Проанализировать определение семьи, данное А.Г. Харчевым.
2. Из многообразия типов семей выбрать один и раскрыть содержание и специфику работы социального педагога с данным типом семей.
3. Назвать социальные проблемы современной семьи.
4. Показать, как социальные процессы влияют на жизнь и благосостояние семьи. Привести конкретные примеры.
5. Раскрыть воспитательный потенциал семьи. Проанализировать те компоненты воспитательного потенциала, которые в большей или меньшей степени влияют на ребенка (или детей) в семье (показать на примере любой семьи).
ГЛАВА 6