ВЫВОД. Основная мысль текста — это то, что говорится в тексте о предмете
Физкультминутка
Ходьба на месте. Садятся, собирают. Ходьба на месте. |
По дорожке шли, шли Много рыжиков нашли. Присели, собрали Дальше пошли.
— Дети вставляют названия съедобных грибов (в форме мн.ч., Р.п.)
По дорожке шли, шли Ходьба на месте.
Много..... (сыроежек) нашли.
Ходьба на месте. Ходьба. Приседание. Ходьба. |
Присели, собрали Приседание.
Дальше пошли.
По дорожке шли, шли
Много..... (опят) нашли.
Присели, собрали Дальше пошли.
— Сядет тот, кто повторит быстро и правильно.
Рыжий рыжик рыж не зря — Рыжик — вестник сентября.
Текст. Признаки текста. Тема. Основная мысль текста
— Думали ли вы о названиях грибов? Послушайте стихот
ворение Ю. Леонтьева.
ГРИБНЫЕ ИМЕНА
Нет, грибные имена
Непонятны для меня!
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки, Не кричат «опять!» опята, Не бодаются козлята, У лисичек нету шубки. Как узнать, чьи это шутки?
— Это текст? Докажите. (Во всех предложениях сообщает
ся о грибах. Предложения связаны по смыслу, на одну тему.)
— Определите тему текста. (Текст о названиях грибов.)
— Определите основную мысль стихотворения. (Авторраз
мышляет о том, почему грибы имеют такие названия.)
— Какие грибные «имена» вы знаете? Почему люди так на
звали грибы?
— Любите ли вы собирать грибы?
— Какие грибы растут в вашем лесу?
— Какие грибы вы собираете летом? А осенью?
— Умеете ли вы отличать ядовитые грибы от съедобных?
— Назовите съедобные грибы.
— Назовите несъедобные грибы.
Итог занятия.
— Какая речь называется монологом?
— Какая речь называется диалогом?
— Назовите признаки текста. (Тема, основная мысль, смыс
ловая связь между предложениями, порядок предложений, за
головок.)
— Что такое тема текста?
— Что называется основной мыслью текста?
«Текст»
3 занятие
ТЕМА. Текст. Опорные слова
ЦЕЛИ: ' познакомить учащихся с понятием «опорные слова»;
■ • учить определелять их роль в тексте;
• формировать умения находить опорные слова,
понимать структуру текста, пересказывать сказку
по серии сюжетных картинок и опорным словам;
• развивать умение преобразовывать слова, нара
щивая слоговую структуру слова.
ОБОРУДОВАНИЕ; серия сюжетных картинок, запись на доске. ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
Игра «Волшебные превращения».
— Сядет тот, кто превратит односложное слово в двуслож
ное и трехсложное, например (на доске):
Ключ — ключик — ключики
Зонт —......... —............ ■ .
Шар —........ —...........
Стол —......... —...........
Винт —......... —...........
Дом —........ —...........
Дождь — ... ... —.............
Беседа-повторение
— Какие виды речи вы знаете?
— Из чего состоит наша речь?
— Что выражает предложение?
— Послушайте.
Стихи умею сочинять. Читает папа мой газету. Диктант написан мной на пять. Собака, молча, ест котлету.
Строители возводят дом.
Брат с папой в шахматы играют.
На удочку поймался сом.
На небе солнышко сияет. -
— Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему?
— Что называется текстом?
— Назовите признаки текста. (Тема, основная мысль,
смысловая связь между предложениями, порядок предложе
ний, заголовок.)
— Что такое тема текста?
— Что называется основной мыслью текста?
— Какая речь называется монологом?
— Какая речь называется диалогом?