Источник казахской этнопедагогики

План.

1. Трудовое воспитание – сердцевина казахской педагогики.

2. Особенности нравственного воспитания мальчиков и девочек в казахской этнопедагогике.

3. Особенности физического народного воспитания.

4. Эстетическое воспитание в казахской этнопедагогике.

Литература:

1. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматя, 1998. – 317 с.

2. Шошин М.А. Теоретические основы трудового воспитания// Образование и общество. - 2009. № 6 (59). - С. 23–26.

В современном обществе сложилась реальная опасность, что вырастет целое поколение молодежи с жизненной установкой «уметь жить», т.е., не прилагая значительных усилий, добиваться материального благополучия, по возможности за чужой счет. Даже если подобной установки нет, жизненные планы многих молодых людей вступают в противоречие с современной социально-экономической ситуацией, что вновь актуализирует такие задачи воспитания, как приобщение подрастающего поколения к труду, формирование трудолюбия, готовности выполнять любую работу, восприятие человека труда как высшей ценности бытия.

В условиях рыночных отношений актуальность этих задач повышается ввиду следующих объективных обстоятельств: а) жесткая конкуренция на рынке труда вынуждает людей браться за любую работу, ориентироваться на имеющиеся вакансии, независимо от собственных склонностей, профессиональной подготовки; б) современных работодателей в первую очередь интересуют результаты труда, т.е. работоспособность специалиста, а не только уровень образования и квалификация; в) внутрипроизводственная конкуренция обязывает работника максимально использовать умения, напрягать силы, волю, чтобы обеспечить высокий уровень производственных показателей; г) конкуренция среди предприятий заставляет весь коллектив работать с полной отдачей, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Сказанное убеждает в актуальности активизации трудового воспитания в современном образовательном процессе.

Трудовое воспитание – это многокомпонентный, диалектический процесс, направленный на социальную, нравственную, психологическую и практическую подготовку к трудовой деятельности, включающий функциональные (социально-творческий, личностно-развивающий, ценностно-ориентационный) и структурные компоненты (задачи, противоречия, принципы, характеристики готовности к труду, механизмы мотивации, ведущие мотивы трудовой деятельности), адекватные функциональным компонентам.

Результаты этнопедагогических исследований убеждают, что в народной педагогике накоплен богатый опыт, традиции, средства организации трудового воспитания. О значимости народной педагогики в современной педагогической практике писали многие педагоги и психологи: Е.П. Белозерцев, С.К. Бондырева, З.В. Видякова, Г.Н. Волков, И.Ф. Гончаров, В.А. Николаев, М.Г. Харитонов и др. В их работах актуальность использования народной педагогики сегодня объясняется следующими обстоятельствами:

а) народная педагогика почти не подвержена влиянию идеологии, научной моды, конъюнктуры;

б) средства народного воспитания носят комплексный характер, всесторонне воздействуют на сознание и поведение личности;

в) народная педагогика высоко гуманистична, ее воздействие на ребенка незаметно, ненавязчиво, неназидательно и т.п.

Анализ научных источников убеждает в том, что трудовое воспитание является наиболее ранним видом воспитания. В архаичных культурах оно осуществлялось путем непосредственного включения детей в трудовую деятельность. С усложнением орудий труда, трудовых отношений потребовалась специальная трудовая подготовка подрастающего поколения.

Классики мировой и отечественной педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.) отмечали исключительную важность трудового воспитания в становлении личности ребенка.

В трудовом воспитании можно выделить три группы задач:

Социально-творческие задачи: а) формирование желания, готовности трудиться на общую пользу; б) воспитание потребности в творческом труде; в) развитие высоких социальных мотивов труда; г) формирование стремления к общественно полезной деятельности.

Личностно-развивающие задачи: а) воспитание высоких моральных качеств; б) развитие познавательного интереса; в) вооружение учащихся трудовыми умениями и навыками; г) ориентация трудового воспитания на формирование навыков коллективной деятельности; д) формирование потребности в непрерывном самосовершенствовании; е) развитие индивидуальных способностей.

Ценностно-ориентационные задачи: а) формирование положительного отношения ко всякому труду; б) понимание значения труда; в) воспитание уважения к трудящемуся человеку; г) познание радости творчества; д) переживание красоты создаваемых своими руками продуктов.

Исследователи выделяют также три группы принципов трудового воспитания.

Первая группа – принципы реализации социально-творческого компонента: а) общественная значимость детского труда; б) творческая направленность; в) целесообразность объектов труда; г) целеустремленность. Эти принципы позволяют детям осознать собственный вклад в общее дело коллектива, учебного заведения, всей страны. Использование данных принципов позволяет детям почувствовать свою причастность к улучшению окружающей жизни, социальному творчеству.

Вторая группа – принципы реализации личностно-развивающего компонента: а) коллективный характер труда; б) систематичность; в) достаточный уровень сложности; г) связь труда с наукой, учебными дисциплинами; д) активность, инициативность, самостоятельность детей в труде и др. Эти принципы делают трудовую деятельность детей источником их развития, содействуют формированию важнейших личностных качеств, необходимых в трудовой деятельности, общетрудовых и специальных знаний, умений, навыков.

Принципы ценностно-ориентационного компонента: а) коллективный и индивидуальный анализ выполненной работы; б) оценка вклада каждого участника в общее дело; в) осмысление социальной результативности выполненной деятельности; г) переживание радости совместного труда; д) поощрения по его результатам; е) эмоциональное удовлетворение трудом; ж) включение в трудовую деятельность элементов игры, романтики, занимательности и др. Эти принципы дают возможность ребенку осознать собственный вклад в общее дело, общественную значимость своего труда, ориентируют на необходимость переживания детьми радости труда на общую пользу, совместных трудовых усилий. Они создают дополнительные эмоциональные стимулы для участия в трудовых делах.

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов.

Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан прежде всего с животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами. Известный хлебороб, почётный академик Т. С. Мальцев справедливо заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд – всему отец».

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать, чтобы выучиться».

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки, как известно, идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств.

Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота».

В – третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

В – четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека.

В – пятых, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о том, что родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу: «чистая – грязная; интересная – неинтересная; тяжёлая – лёгкая; выгодная - невыгодная » и. т. д.

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно, опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и родители.

В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Народ всегда верно представлял себе сущность нравственного воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят: «Воспитание – бесценное богатство».

Трудное дело – воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом: «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка».

В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная. Недаром в народе говорится: «Даже полководцы не могут справиться с сыновьями и внуками, которые ведут разгульный образ жизни».

Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы ». Народ в течение веков эмпирическим путём накопил определённые знания о психологических и возрастных особенностях детей. Особое внимание обращалось на воспитание в раннем детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения: «Ребёнку у которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».

Основными принципами нравственного воспитания в народной педагогике выступали следующие: сформировать грамотное, честолюбивое, правдивое подрастающее поколение; воспитать человечность и гуманность в отношениях друг с другом.

Казахский народ обращал особое внимание на нравственное воспитание детей, особенно мальчиков и девочек по отдельности.

Ребенок, воспитанной отцом, пули отливает (Ата көрген оқ жонар)

Наши предки старались воспитать мальчика трудолюбивым, воином, охотником, певцом, домбристом, любящим скот, дрессировщиком птиц (Кусбеги). Впитывали в их сердце человеческие качества, искусство, труд. С пяти лет учили навыкам мастерства: присматривать за скотом, охотиться, рубить дрова, делать необходимые вещи в быту из дерева, из кожи, из железа, и др., то есть к искусству рукоделия. Отцы контролировали освоение навыков с детства. Все это - основа воспитания мальчика. А также, основными условиями воспитания мальчика были: знание национальных традиций и игр (конные скачки, игра переворот, прием гостей, пение, игра на домбре, знание пословиц- поговорок, уважение к старшими и др.).

У казахов есть традиция угощения гостей. Хозяйн дома спрашивает у гостья «конак каде» (гости должны рассказать сказку или сыграть на домбре, спеть и тд.). Есть еще одна традиция «ат тергеу», начинается с приветствия. Гости требует от детей 5-7 лет назвать и перчислить 7 своих предков. Незнание своих предков считалось стыдом. После этого гости дают благословение детям.

Три родня джигита. Они: родственники жены (қайын жұрты), свои родственники (өз жұрты), родственники по матери (нағашы жұрты).

Отец – опора семьи. У казахов есть пословицы: «Отец - дерево - гигант, а листья - его дети», «Мальчик вырастет, смотря на отца, а девочка- на мать».

Предки своих детей приучали ораторскому искусству, находчивости, развивая умственные способности путем знания легенд, сказок и пословиц.

Наши рекомендации