Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
Работоспособность индивида – это его способность к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу умственной работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизиологические, физиологические особенности и психические качества индивида. Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течении дня, недели, на протяжении учебного семестра и учебного года в целом. При этом длительность, глубина, направленность данных изменений определяются функциональным состоянием организма до начала деятельности, особенностями этой деятельности, ее организацией и др.
Учебный день студентов, как правило, в начале не отличается высокой продуктивностью учебного труда. Проходит от 10 до 30 мин., прежде чем работоспособность студентов достигнет оптимального уровня. Этот период
врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности, формированием рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая мотивация.
Период устойчивой работоспособности продолжается 1,5-3 часа, в процессе которого происходят функциональные изменения в организме студентов, адекватные характеру выполняемой деятельности.
Затем работоспособность, вследствие наступления утомления, постепенно снижается. При начальных признаках утомления снижение работоспособности можно компенсировать волевыми усилиями и положительной мотивацией. Но это ведет к возникновению нервно-психического напряжения и возникновению чувства усталости. При этом функциональные изменения наиболее отчетливо проявляются в тех органах и системах, которые в содержании конкретной умственной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе, функции устойчивости внимания, оперативной памяти и т.д.). В дальнейшем начинается достаточно быстрое снижение работоспособности, которое уже не удается компенсировать волевым усилием.
В некоторых случаях перед окончанием работы можно наблюдать т.н. «конечный порыв», который выражается в кратковременном повышении эффективности работы, как следствии мобилизации организма на предстоящее ее окончание. Так же следует добавить, что для физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня весьма близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности.
Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и ее снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается некоторый подъем работоспособности, что связывают с явлениями «конечного порыва».
Однако типичная кривая работоспособности может изменяться, если имеется фактор нервно-эмоционального напряжения в течение нескольких учебных дней. Так, если студентам в первые три дня недели пришлось сдавать зачет или писать контрольную работу, подготовка к которым проводилась с большой ответственностью и напряжением, то в этот период наблюдалось значительная положительная динамика работоспособности. Последовавшие за этим обычные учебные нагрузки воспринимались большинством студентов как облегчение, контрастное по отношению к первым. Это объективно и субъективно стимулировало ход восстановительных процессов в организме и в конце недели может выразится в появлении фазы суперкомпенсации (сверхвосстановления). Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено и увеличением объема учебной нагрузки до 10 часов в день. Сильную усталость после такой недели занятий отметили 97 % обследованных студентов.
Типичные изменения работоспособности студентов в недельном учебном цикле необходимо учитывать при составлении учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для усвоения дисциплины необходимо планировать на середину, а менее сложные на конец и начало недели.
Для изменений динамики физической работоспособности в целом характерна рассмотренная динамика умственной работоспособности.
Анализ и обобщение материалов исследований, проводившихся в различных вузах страны за последнее десятилетие, позволил определить основные черты динамики работоспособности студентов в учебном году. Так, в начале учебного года в течении 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, характеризующийся постепенным повышением уровня работоспособности. Период устойчивой работоспособности охватывает октябрь и ноябрь месяцы. Во второй половине декабря наблюдается период высокой эмоциональной напряженности, связанный с наступлением зачетной и экзаменационной сессии. В период экзаменов показатели работоспособности нарастают. В период зимнего каникулярного отдыха происходит процесс восстановления работоспособности, степень выраженности которого зависит от организации и вида отдыха (активного или пассивного).
Начало второго полугодия также начинается периодом врабатывания, но менее продолжительного, чем в первом полугодии – до 1,5-2 недель. В дальнейшем, со второй половины февраля до начала апреля, наблюдается устойчивый уровень работоспособности студентов, который несколько выше, чем в первом полугодии. В середине апреля наступает утомление, которое обуславливает снижение работоспособности студентов.
Экзаменационная сессия для студентов является своеобразным моментом, в котором подводятся итоги их учебного труда за семестр, решается вопрос о правомерности быть студентом вуза, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация характерна известной степенью неопределенности в ее положительном исходе, что позволяет оценивать ее как сильный фактор эмоционального характера. Неоднократно повторяющиеся экзаменационные ситуации, сопровождающиеся индивидуально различными эмоциональными переживаниями, создают устойчивое состояние эмоциональной напряженности. В тоже время экзамены являются определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсификации учебного труда студентов, мобилизации всех возможностей на фоне определенного изменения их жизнедеятельности.
Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердечных сокращений у них повышается до 90 уд/мин. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма приводит к увеличению ЧССдо 120-150 уд/мин.,артериальное давление достигает значений 135/85-155/95 мм.рт.ст.
Отмечено, что на экзаменах напряжение у студентов с низкой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму.
Во время экзаменов наблюдается снижение массы тела студентов, в среднем на 1,6-3,4 кг. Отрицательная динамика в большей степени присуща студентам, с повышенной реактивностью на экзаменационную ситуацию. Также установлено, что первокурсники имеют более высокий градиент умственной работоспособности, чем старшекурсники, а девушки, чем юноши. В первом случае это обусловлено адаптацией студентов к условиям экзаменационного периода, во втором – наличием более высокой психоэмоциональной реакции на экзаменационную ситуацию.
Таким образом, учебный труд студентов, независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестр, год) характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой, высокой умственной и физической работоспособности и периодов их снижения. Подобная динамика изменений определяется действием психофизиологических механизмов адаптации (приспособления) организма индивида в ответ на специфичные учебные нагрузки, обусловленные организацией учебно-воспитательного процесса в вузе и образом жизни студентов. В период экзаменационной сессии у студентов наблюдается высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое негативно влияет на уровень умственной и физической работоспособности.