Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста
1. Использование в работе с детьми LEGO-конструктора, способствующего формированию образного и пространственного воображения, развитию креативных способностей у дошкольников, мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).
2. Использование в работе с детьми ИКТ, способствующих развитию интеллектуального потенциала каждого ребенка, знания о работе с компьютером
3. Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных» действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.
4. Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.
5. Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действийв освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 4-5 человек. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками.
6. Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.
7. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог – дети», «дети – дети».
8. Организация речевого общения детей.
Организация разнообразных форм взаимодействия
- Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя – организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.
- Психологическая перестройкапозиции педагога на личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого являются формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально – организованной самостоятельной деятельности.
- Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса.
- Организация обучения детей.
Детское экспериментирование
Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников:
1. Наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания.
2. Опыты:
- демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью)
- кратковременные и долгосрочные
- опыт-доказательство и опыт-исследование
3.Поисковая деятельность как нахождение способа действия
МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПЕДАГОГУ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ПРОВОДИТЬ РАБОТУ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Методы, повышающие познавательную активность:
-Элементарный анализ;
-Сравнение по контрасту и подобию, сходству
-Группировка и классификация
-Моделирование и конструирование
-Ответы на вопросы детей
-Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
Методы, вызывающие эмоциональную активность:
-Воображаемая ситуация
-Придумывание сказок
-Игры – драматизации
-Сюрпризные моменты и элементы новизны
-Юмор и шутка
-Сочетание разнообразных средств на одном занятии
Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
-Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
-Перспективное планирование
-Перспектива, направленная на последующую деятельность
-Беседа
Методы коррекция и уточнения детских представлений
-Повторение
-Наблюдение
-Экспериментирование
-Создание проблемных ситуаций
-Беседа