Опыт организации работы межведомственного социального консилиума
Аршанский Михаил Вельевич,
заместитель директора по
информационно-методической работе
ГКОУ КО ЦПМСС, г. Калуга, Россия
Трудная жизненная ситуация, в которую попадает ребенок всегда носит комплексный характер. По этой причине, в особо трудных случаях, решение ее представителями одной какой-либо специальности не дает ожидаемого эффекта.
При оказании помощи таким детям необходимо создавать условия, в которых реализовывались бы принципы постепенности, комплексности воздействия, средовой (семейной) терапии. Комплексный подход, осуществляемый в рамках межведомственного взаимодействия, дает возможность не только оказать помощь, но и позволит изучить сложившуюся ситуацию с многих сторон, доступных опыту различных специалистов, позволит более объемно изучить причины возникновения кризисной ситуации, а заем, более полно выстроить систему профилактики подобных случаев в других семьях.
Межведомственное взаимодействие можно рассматривать как вариант взаимодействия социально-ориентированных субъектов, деятельность которых направлена на достижение целей посредством профессиональной деятельности.
В тоже время необходимо указать на существующие проблемы в виде так называемых межведомственных барьеров, возникающих при организации данного процесса. К ним относят трудности правового, управленческого характера, психологические, этические, религиозные причины и другие.
В нашей практике осуществление принципа комплексности и системного подхода успешно реализуется через создание межведомственного консилиума
Межведомственный консилиум (МВк) – совещательный орган, созданный при центре «Содействие» в целях обеспечения эффективности реабилитационной работы с семьей и детьми при выявлении социального неблагополучия приемной (опекунской) семьи, а также оказания информационно-методической, профессиональной поддержки кураторам и осуществляющий контроль за выполнением индивидуальной программы оказания социальных услуг семье и детям.
Цель МВк – повышение качества жизни семей с детьми, в т.ч. приемных и замещающих, на основе всестороннего анализа имеющихся ресурсов и затруднений.
Задачи МВк:
ü Определение направлений реабилитационной работы, предположительной формы жизнеустройства несовершеннолетнего совместно с ООиП и другими субъектами профилактики.
ü координация усилий различных учреждений и ведомств по решению проблем, возникших у семьи в процессе ее функционирования как социальной системы;
ü контроль за выполнением программы межведомственного взаимодействия;
ü оценка эффективности реализации программы межведомственного взаимодействия.
Принципы деятельности МВк:
ü принцип взаимодействия субъектов программы межведомственного взаимодействия определяет порядок формирования отношения между ними, который не позволяет отклоняться от заданных целей, формирует заинтересованность в конечных результатах работы;
ü принцип адресности предполагает конкретных исполнителей и закрепление за ними определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей;
ü принцип преемственности предполагает взаимодействие между участниками сопровождения на различных этапах оказания помощи семье;
ü принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении;
ü принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в сопровождении семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.
ü принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения персональных данных, а также иных сведений, охраняемых законом, о семьях, находящихся в социально опасном положении, без их согласия.
Показания к направлению на МВк:
· Необходимость организации межведомственного взаимодействия при сопровождении случая.
· Уровень кризисного сопровождения, в случаях, когда социально-психологическая, педагогическая помощь, оказываемые учреждениями социальной защиты, не дадут ожидаемого эффекта.
· Запрос на межведомственное сопровождение от органов опеки и попечительства, учреждений профилактики, образования, здравоохранения.
Работа МВК при кризисном случае:
Консультационный этап–сбор информации о заявленном случае, обмен мнениями между участниками консилиума, с целью составления предварительной программы межведомственного взаимодействия (до 5 дней).
Формирующий этап– проводится заседание консилиума, на котором после обсуждения и внесения корректировок, утверждается программа межведомственного взаимодействия. (Первичное заседание консилиума до 10 дней).
Реализационный этап- контроль за реализацией программы межведомственного взаимодействия, координация работы участников процесса сопровождения, внесение корректировок в программу. (Повторное заседание консилиума через 3 месяца).
Аналитический этап– Анализ реализованной программы межведомственного взаимодействия, разработка и утверждение рекомендаций по дальнейшему сопровождению. Анализ эффективности работы МВК. (Итоговое заседание консилиума через 6 месяцев, или по завершению работы со случаем).
Работа МВК при экстренном случае:
Предварительный этап-Психолого-медико-педагогический консилиум центров социальной помощи определяет необходимость организации межведомственного сопровождения и круг учреждений и ведомств, которые на взгляд консилиума следует привлечь к данной работе, о чем в известность ставится председатель МВК (1 рабочий день)
Организационный этап–Постоянные членыМВК совместно с представителем от заявителя в течение 1-2-х рабочих дней обсуждают (по телефону или очно) порядок организации межведомственного взаимодействия, круг учреждений и ведомств, которые примут участие в работе со случаем. Далее непосредственно с представителями учреждений обсуждается возможный объем их участия в сопровождении. Готовится предварительная программа межведомственного сопровождения, которая обсуждается с законным представителем ребенка.
Реализационный этап–Заседание МВК(не позднее 3-его дня с момента заявления об экстренной помощи)с постоянными и привлеченными членами, которые делают необходимые правки в программе и утверждают ее. В дальнейшем МВК собирается по мере необходимости для внесения коррективов в программу, решения о ее окончании, оценки эффективности и анализа причин, приведших к отсутствию эффекта. Общая схема сопровождения на уровне межведомственного консилиума представлена в таблице №1.
Таблица 1. Алгоритм работы по сопровождению (МВК)
Обращение за социальной помощью | ||||
Самостоятельно | По направлению органов опеки и попечительства | По запросу КДН | По результатами мониторинга | |
Содержание предварительного (консультативного ) этапа. 1-8 день | ||||
Первичный прием: Специалист: Социальный педагог Объем работы: Прием заявления, заключение договора, заполнение карты оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. 1 -4 день. Специалисты: Психолог, врач, социальный педагог, логопед – дефектолог (по показаниям). Объем работы: Проведение обследований, обсуждение программы сопровождения (базовое или кризисное). 5 день. Специалист: социальный педагог. Объем работы: Обсуждение с приемным родителем (опекуном) программы сопровождения (базисное или кризисное). 6-7 день Специалист: соц. Педагог Объем работы: заполнение вкладыша в карту оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (в случае кризисного или экстренного уровня сопровождения.) Передача документов председателю консилиума 7-8 день Утверждение программы оказания помощи и уровня сопровождения на заседании ПМПк Центра, назначение куратора случая. | ||||
Реализационный этап (от 1 года) | ||||
Систематическая работа по реализации программы сопровождения, с периодическим обсуждением полученных результатов и коррекции программы на ПМПк (1 раз в 1-3 мес –при кризисном сопровождении, 6 – 9 месяцев при базовом сопровождении). Сложные случаи обсуждаются коллегиально на сессиях интервизии. По окончании сопровождения на кризисном уровне случай переводится на срок от 6 до 12 месяцев на базовое сопровождение, после чего, решением ПМПк может быть переведен на уровень мониторингового сопровождения. | При наличии показаний случай передается на курирование межведомственным консилиумом. Периодичность обсуждения случая на МВк 1 раз в 1-3 месяца. Продолжительность работы со случаем – 6 – 12 месяцев После окончания работы МВк, случай передается на сопровождение на кризисный уровень под патронат ПМПк учреждения. | |||
Аналитический этап | ||||
По окончании работы проводится итоговый ПМПк, который оценивает результаты работы, вносит корректировки в программу профилактической работы по предупреждению возникновения кризисных ситуаций семье. | ||||
В качестве примера организации социального сопровождения можно привести следующий случай:
Место проживания: г. Калуга.
Статус семьи – опекунская.
Подопечный – девушка, 16 лет.
Опекун – бабушка, 65 лет
Таблица 2. Пример социального сопровождения
Проблематика | ||
Подопечная, 1998 г.р., в августе2015 г. обратилась в ГБУ КО СРЦ «Надежда» с просьбой предоставить ей место в социальном приюте, так как она поссорилась с опекуном и не желает с ним больше совместно проживать. Попечитель ребенка – бабушка по материнской линии, воспитывает девочку с 4 месячного возраста, так как мать девушки умерла, а отец отказался от воспитания ребенка. До 2013г. семья проживала в Узбекистане. После покупки квартиры по программе переселения соотечественников переехала на постоянное место жительства в Калугу. Девушка учится на 2 курсе медицинского колледжа (ГБОУ КБМК). Когнитивное развитие соответствует норме. Девушка выглядит опрятно. Красит волосы, пользуется косметикой. Говорит уверенно. Конфликт с бабушкой носит затяжной характер, со слов девушки он длится уже год, и связан с попытками попечителя контролировать личную жизнь девушки. Сотрудник отдела по защите прав несовершеннолетних г.Калуги направила опекуна на консультацию к председателю межведомственного консилиума ГКОУ КО ЦПМСС. Из информации предоставленной попечителем известно, что внучка влюблена в молодого человека 28 летнего возраста, не имеющего документов, ведущего асоциальный образ жизни. При этом она помогает своему возлюбленному материально: отдает стипендию, продает личные вещи, может не ночевать дома. На замечания реагирует неадекватно. Со слов бабушки и внучки, доверительное общение в семье последний год отсутствует. | ||
На основании ст. 14 ФЗ -442рассмотрено заявление законного представителя о предоставлении социального обслуживания в рамках межведомственного взаимодействия, а также на основании ст. 17 ФЗ-442 заключен договор | ||
На основании ст. 15 ФЗ -442 ч.1. п.3семья признана нуждающейся в социальном сопровождении на экстренном уровне в связи с наличием под опекой ребенка, находящегося в кризисном состоянии, которое может спровоцировать вовлечение несовершеннолетней в противоправные действия и способствовать совершению мошеннических действий по отношению к ней. В семью для проведения диагностики и оказания необходимой коррекционной помощи выехала Мобильная бригада в составе социального педагога и педагога психолога, врача психиатра-психотерапевта, юриста. | ||
На основании с.16 ФЗ-442составлена индивидуальная программа по социальному сопровождению, утвержденная межведомственным консилиумом с участием представителей ГБОУ КБМК, Отдела по защите прав несовершеннолетних г. Калуги, ГБУ КО СРЦ «Надежда», с которыми заключено соглашение о безвозмездном сотрудничестве при организации социального сопровождения. Решением консилиума назначен куратор семьи, утвержденный приказом директора ГКОУ КО ЦПМСС. | ||
Программа включала следующие разделы оказываемой помощи | ||
1. | Коррекция эмоционального состояния опекуна. Работа, направленная на развитие у нее родительских компетенций. Достижение баланса в стремлении подопечной к независимости. | Педагог – психолог ГКОУ КО ЦПМСС |
2. | Коррекционная работа с подопечной по развитию способности к интроспекции и анализу своих потребностей, преодолению зависимых отношений. | Педагог – психолог ГКОУ КО ЦПМСС |
3. | Ликвидация академических задолженностей | ГБОУ КБМК |
4. | Юридическая поддержка в профилактических мероприятиях по предотвращению вовлечения несовершеннолетней в противоправные действия и совершению мошеннических действий по отношению к ней | Отдел по защите прав несовершеннолетних г. Калуги |
5. | Временное помещение девушки в ГБУ КО СРЦ «Надежда» | Социальный педагог ГБУ КО СРЦ «Надежда» |
Контроль эффективности предусматривается через 1 и 3 месяца. | ||
Промежуточный результат через1 месяц. | ||
1.Подготовка разрешения на раздельное проживание попечителя и несовершеннолетней (в общежитии медицинского колледжа). 2.Привлечение сотрудников полиции к профилактической работе с совершеннолетним другом девушки. 3. Нормализация и восстановление контакта попечителя и несовершеннолетней. | ||
Промежуточный результат через3 месяца. | ||
1. Девочка отработала академические задолженности в медколледже. 2. Принято решение о переводе девушки в общежитие медколледжа. | ||
Работа по сопровождениюна экстренном уровнепродолжается. Случай находится на курации межведомственного консилиума ГКОУ КО ЦПМСС |
В качестве стратегической цели рассматривается возвращение ребенка в семью, при условии готовности всех членов семьи принять активное участие в жизни ребенка. По этой причине начата семейная терапия, создаются условия для развития внутрисемейных отношений.
Естественно, такой опыт является достаточно новым, поэтому Центр становится площадкой не только для обмена мнений, но и местом, где создаются условия для профессионального и личностного роста всех участников процесса социального сопровождения.
Библиографический список
1. Разработка мер по реализации Рекомендаций Комитета министров Совета Европы о политике в поддержку позитивного родительства (методические рекомендации). [Текст] – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - 74 с.
2. Российская Федерация и Конвенция о правах ребенка. [Текст] – М., 2008. - 94 с.