Музейный предмет в коллекции.
Поступившие в музей предметы музейного значения объединяются по тому или иному признаку и образуют коллекции.
Музейная коллекция – это научно организованная, систематизированная совокупность музейных предметов, подобранных по одному или нескольким признакам и представляющая научную, историческую, художественную или иную культурную ценность как единое целое. Ценность коллекции как единого целого всегда превосходит сумму ценностей входящих в нее предметов, хотя каждый из них может быть весьма ценным сам по себе. Стремление централизованным путем решать судьбы музеев и перераспределять музейный фонд страны в 1920-1930-е гг. привело к распылению многих крупных и ценных коллекций. Современная тенденция подчеркивать значение целостности коллекции и соотносить ценность последней с сохранением этой целостности представляется весьма важной с точки зрения недопущения дробления и распыления коллекций. При комплектовании фондов многие музеи сегодня ориентируются на закупку целых коллекций, ведут кропотливую разъяснительную работу с их владельцами с целью сохранения целостности сложившихся ценных собраний.
Еще недавно понятие «частная коллекция» противопоставлялось понятию «музейная коллекция»; частная коллекция, поступившая в музей, приобретала статус личной коллекции. Однако сегодня в связи с возрождением и увеличением числа частных музеев стали возможными совмещение этих понятий и появление «частных музейных коллекций» в составе фондов частных музеев.
Основными типами музейных коллекций являются:
систематическая (типологическая) коллекция, состоящая из однотипных предметов, сгруппированных по определенному классификационному признаку;
тематическая коллекция, сформированная из разнотипных предметов, объединенных своим отношением к определенной теме;
персональная коллекция, сформированная по принципу принадлежности предметов определенному лицу или из предметов, содержащих информацию об определенном лице.
Коллекция, состоящая из предметов, связанных с жизнью и деятельностью исторического лица или с историческим событием, определяется как мемориальная.
В учебных музеях и музеях высших учебных заведений нередко формируются учебные коллекции из музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, используемых в учебном процессе. К ним приближаются по характеру коллекции, создаваемые в настоящее время для детских музеев, детских экспозиций, для интерактивной работы детской аудитории. Они состоят из однотипных или разнотипных музейных предметов и значительного числа научно-вспомогательных материалов (главным образом копий, муляжей или малоценных поздних предметов), позволяющих проводить в музее или вне его игровые занятия с детьми по определенной теме (например, «Школа XIX века», «Русская изба», «Народная глиняная игрушка» и т.п.). Специального термина для таких коллекций пока что не существует.
Кроме принятой классификации по типам источников, музейные предметы могут быть классифицированы в соответствии с принадлежностью к тому или иному виду памятников. В музейных фондах могут храниться документальные памятники, памятники истории, памятники науки и техники, памятники природы. Такая классификация является важной, так как относящиеся к разным видам памятников музейные предметы имеют специфику в отношении хранения, функционирования и т.п.
В некоторых публикациях понятие «музейный предмет» приравнивается к понятию «памятник». Однако эти понятия не всегда совпадают. Мы должны признать, что памятниками являются только объекты, уже приобретшие высокую оценку в общественном сознании. Только часть объектов, признаваемых обществом памятниками, попадает в музей и становится музейными предметами. В то же время в музейных фондах хранятся предметы, которые еще не воспринимаются в общественном сознании в качестве памятника: это относится к многочисленным объектам современности, к определенной части природных объектов и т.д. Поэтому понятие «музейный предмет» является наиболее корректным и точным.
Природные объекты, функционируя во всех направлениях музейной деятельности, требуют специфического подхода. Все природные (движимые) объекты поступают в музей в виде «сырья» и для превращения в музейные предметы должны пройти определенные стадии фиксации и консервации. Только высокий уровень технологии обработки может обеспечить многим природным объектам способность длительно сохраняться. Выступающий в качестве музейного предмета природный объект, пройдя необходимые стадии технологической обработки, превращается в естественно-научный препарат. Естественно-научные препараты подразделяются на три группы. В виде сухих препаратов хранятся многие геологические и палеонтологические образцы, гербарии, чучела, прошедшие таксидермическую обработку, и т.д. Влажные естественно-научные препараты подлежат хранению в консервирующих жидкостях в герметически закрытых сосудах. Проблема, стоящая при подготовке влажного препарата, – потеря им цвета в результате пребывания в консервирующих жидкостях. Микроскопические препараты используются в основном в научных и учебных целях и могут экспонироваться только с применением специальной техники. Сегодня они нередко используются в интерактивных экспозициях, примером которых может служить «Комната открытий» в Биологическом музее им. К.А.Тимирязева в Москве.
Особенностью памятников науки и техники в музее является их функциональность. Ни раскрытие информационного потенциала, ни выявление всех остальных свойств музейного предмета в этом случае невозможно без проявления в действии их функционального назначения. С этим связана специфика подхода к экспонированию подлинных технических устройств и отмеченное выше широкое использование научно-техническими и производственными музеями предметов, специально изготовленных для демонстрации устройства и принципов его работы, – моделей, макетов. Особое значение в научно-технических экспозициях приобретают также объекты, на которых сами посетители могут выполнять те или иные операции.