Музейный предмет и его свойства.

Проблема музейного предмета является одной из центральных в музееведении. Представление о музейном предмете формировалось постепенно и на разных этапах было связано с развитием музейной потребности и социальных функций музея.

Длительное время для обозначения объектов, составляющих музейные собрания, не существовало единого термина. Использовались перечисления названий разных их типов и видов (картины, скульптуры, «натуралии», инструменты, «диковины», минералы и т.п.). В работе Й.Д.Майора 1674 г., содержатся рассуждения о хранящихся в музее предметах и выделяются такие их свойства, как «истинность» и способность долго сохраняться.[1] В период распространения кунсткамер в качестве важных свойств объектов, хранившихся в музеях, выступали «редкость», «куриозность», «диковинность» и появлялись первые обобщающиеих определения, как, например, «произведения природы и человека». В XIX веке в связи с дифференциацией наук и специализацией музейных коллекций обозначение музейныхпредметов приводится все в большее соответствие с терминологией той или иной научной дисциплины. В XIX в. постепенно начинают формироваться понятия, обобщающие многообразие накопленных музеями сокровищ. Для исторических и археологических коллекций на этом этапечаще других употребляется такой обобщающий термин, как «древности», а для естественно-научных – «натуральныеобразцы».

На рубеже XXI в. музееведение вновь обратилось к обсуждению центрального понятия музееведения – понятию музейного предмета. Сегодня объектами музеефикации становятся недвижимые объекты, среда, нематериальные объекты действительности, вплоть до образа жизни.

Музейный предмет, коллекция, фонд, собрание – это основные музееведческие понятия и одновременно основные единицы классификации, учета и хранения музейных ценностей.

Музейный предмет – центральное звено всей музейной деятельности, без которого теряется ее музейная специфика. Согласно определению, данному в 1988 г. А.М.Разгоном, музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Определяя музейный предмет, большинство авторов делает акцент на его подлинности. Для понимания сущностных характеристик музейного предмета необходимо обратиться к рассмотрению его свойств, функций и ценности. Музееведы называют три свойства музейных предметов.

Информативность – способность музейного предмета являться источником сведений о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, характеризовать особенности среды бытования, в которой он находился. Признание этого свойства основано на том, что музейные предметы обладают способностью отражать и воплощать процессы, происходящие в обществе и природе. Всю совокупность информации, которую несет в себе музейный предмет, принято называть информационным потенциалом. Информационный потенциал музейного предмета складывается из трех основных компонентов: атрибутивных характеристик предмета (размер, вес, цвет, материал и т.п.), информации, зафиксированной предметом как ее носителем (тексты, клейма, изображения, знаки и др.), и, наконец, информации о его происхождении и нахождении в среде бытования, о событиях и лицах, с которыми он был связан, о его семантических и культурных значениях. Под средой бытования музееведение понимает часть природной или социальной среды, в которой предмет находился до своего поступления в музей и в которой происходило его взаимодействие с людьми и другими предметами.

Уже выявленную, известную информацию о предмете исследователи называют информационным полем. Информационное поле всегда меньше информационного потенциала; разницу составляет скрытая информация о предмете. В процессе все более углубленного непосредственного изучения самого музейного предмета, а также других источников, содержащих прямую и косвенную информацию о нем и среде его бытования, происходит наращивание информационного поля предмета.

В зависимости от способа получения информации информационное поле музейного предмета подразделяется на внешнее и внутреннее. Под внутреннем полем понимается совокупность информации, присущей непосредственно самому предмету и закодированной в нем: информация о его внешнем виде, материале и способе изготовления, функциональном назначении, надписях и изображениях на нем и т.п. Информация, относящаяся к среде бытования предмета, а также косвенно с ним связанная, называется внешним информационным полем: сведения об авторе, владельце, о социальной среде и эпохе, к которой относится данный предмет, об аналогичных объектах, о его связях с другими предметами и историческими событиями и т.п. Оба поля неразрывно соединены друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии.

Информационное поле, будучи тесно связано с предметом, тем не менее, может существовать автономно от него. Сумма выявленной информации сохраняется даже в случае гибели самого объекта и может стать основой его восстановления. Характерным примером использования информационных полей с целью реконструкции служит продолжающееся уже многие годы восстановление легендарной «Янтарной комнаты» Царскосельского дворца, бесследно исчезнувшей в годы Великой Отечественной войны. Сама возможность подобной реконструкции напрямую зависит от объема, точности и достоверности информации, содержащейся в информационном поле. Кроме того, возможность воссоздания зависит от того, насколько «жестко» связана материальная сущность музейного предмета с его информационным полем.

Однако спецификой музея как института социальной памяти является то, что он хранит сами предметы, а не отделенные от них информационные поля. Последние могут фиксироваться на самых разных носителях и храниться в архивах, библиотеках.

Экспрессивность – способность музейного предмета воздействовать на эмоциональную сферу человеческой личности, вызывать эмоции. Экспрессивность музейного предмета может быть обусловлена разными его качествами: древностью, связью с известными именами и событиями, необычностью или, наоборот, узнаваемостью и т.п. В наибольшей степени свойством экспрессивности обладают уникальные и мемориальные предметы, реликвии.

Аттрактивность – это способность музейного предмета привлекать внимание, обусловленная его внешними характеристиками. Буквальный перевод термина «аттрактивный» на русский язык – «привлекательный». Высокой степенью аттрактивности обладают, безусловно, произведения искусства. Однако не следует считать, что аттрактивными являются только предметы, обладающие эстетическими достоинствами. Предмет может притягивать внимание своими размерами – гигантскими или крошечными, необычностью форм и даже уродством. На использовании свойства аттрактивности в значительной степени строились экспозиции кунсткамер, представлявшие в первую очередь предметы «куриозные», «диковинные».

Большинство исследователей ограничивается при описании свойств музейных предметов этими тремя определяющими свойствами. Однако делаются попытки выделить и другие свойства, среди которых наиболее часто называют репрезентативность и ассоциативность.

Репрезентативность – способность музейного предмета служить образцом, наиболее адекватно представляющим целый ряд аналогичных объектов. Среди множества однотипных предметов музейный работник стремится выбрать тот, который с наибольшей полнотой отражает эпоху, явление, среду. Уникальность предмета в этом случае может стать качеством, снижающим репрезентативность. Камзол Петра I или ворона-альбинос являются интереснейшими музейными предметами, обладающими повышенной информативностью и экспрессивностью. Однако, желая представить в экспозиции комплект типичной одежды начала XVIII в. или биогруппу, характеризующую природу средней полосы, музейный работник предпочтет рядовой камзол безвестного человека и обычную серую ворону. Уникальные предметы требуют при экспонировании иного контекста. Поэтому исследователи нередко пишут об оптимальном сочетании в предмете типичного и уникального как важном факторе, обусловливающем значение этого предмета для музейного использования.

Ассоциативность – способность музейного предмета вызывать ассоциации. Прямой связи между информативностью и ассоциативностью, как и между информативностью и репрезентативностью, нет: информативность музейного предмета, обладающего высокой степенью ассоциативности, может быть низкой. В процессе музейной коммуникации восприятие музейного предмета всегда зависит не только от присущих ему качеств, но также от социальных и индивидуальных характеристик и от жизненного опыта реципиента.

Таким образом, три из названных свойств – экспрессивность, аттрактивность и ассоциативность - характеризуют способность предмета вызывать эмоции, а два – информативность и репрезентативность – способность к отражению действительности. В совокупности эти свойства и дают предмету то качество, которое принято называть «музейностью», или «музеальностью».

Наши рекомендации