Основы организации физического воспитания в вузе

Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:

• преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;

• интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

• проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

• проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно Использовать- знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;

• ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

• коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

* социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.

Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

* понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

* знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

* формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

• овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

• обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;

• приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей'"|

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

• физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

• социально-биологические основы физической культуры;

• основы здорового образа и стиля жизни;

• оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

• профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике.

Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного: Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

Примерная тематика занятий может включать:

• методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;

• методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;

• основы методики самомассажа;

• методику корригирующей гимнастики для глаз;

* овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;

* методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.

Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального, физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения (табл. 1.2, 1.3).

Таблица 1.2.

Обязательные тесты физической подготовленности

студентов основного и спортивного учебных отделений

Тест на скорость, силу и выносливость Оценка в очках
э
    Мужчины
Бег 100 м (с) 13,2 13,6 14.0 14,3 14,6
Подтягивание на перекладине (число раз)
Бег 3000 м (мин, с) 12.00 12.35 13.10 13.50 14.30
    Женщины
Бег 100 м (с) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Поднимание туловища из положения лежа на спине», руки за головой, ноги закреплены (число раз)
Бег 2000 м (мин, с) 10.15 10.50 11.15 11.50 12.10

Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра «Физического воспитания».

Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

• понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

• знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

• иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться

в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни! Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Таблица 1.3.

Контрольные тесты для оценки физической

подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений

Тест Оценка и очках
2s
    Мужчины
Бег 5000 м (мин, с) 21.30 22.30 23.30 24.50 25.40
Бег на лыжах 5 км (мин, с) 23.50 25.00 26.25 27.45 28.30
или 10 км (мин, с) 50.00 52.00 55.00 58.00 б/врем.
Плавание 50 м (с) 40,0 44,0 48,0 57,0 б/врем.
или 100 м (мин, с) 1.40 1.50 2.00 2.15 2.30
Прыжки и длину с места (см)
Прыжки в длину с разбега (см)
или в высоту (см)
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (число раз)
Переворот силой в упор на перекладине (число раз)
Поднимание на висе ног до касания перекладины (число раз)
    Женщин
Бег 3000 м (мин, с) 19.0 20.15 21.0 22.0 22.30
Бег на лыжах 3 км (мин, с) 18.00 18.30 19.30 20.00 21.00
или 5 км (мин, с) 31.00 32.30 34.15 36.40 б/врем.
Плавание 50 м (мин, с) 0.54 1.03 1.14 1.24 б/врем.
или 100 м (мин, с) 2.15 2.40 3.05 3.35 4.10
Прыжки и длину с места (см)
Прыжки в длину с разбега или и высоту (см)
Подтягивание в висе лежа (перекладин на высоте 90 см) (число раз)
Приседание па одной ноге с опорой pукой о стенку (число раз)

При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.

Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.

Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.

В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.

Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.

В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:

• теоретических, практических, контрольных;

• элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;

• индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;

• самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;

Внеучебные занятия организуются в форме:

• выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

• занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

• самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

• массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Контрольные вопросы

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.

2. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.

3. Спорт — явление культурной жизни.

4. Компоненты физической культуры, физическое воспитание;

физическое развитие; ,

• профессионально-прикладная физическая культура;

• оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

* фоновые виды физической культуры;

* средства физической культуры.

5. Физическая культура в структуре профессионального образования.

6. Физическая культура личности студента.

7. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.

8. Профессиональная направленность физической культуры.

9. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.

10. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

11. Гуманитарная значимость физической культуры.

12. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту.

13. Основы организации физического воспитания в вузе.

Наши рекомендации