Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении
(разработана доцентом Е.Н. Степановым)
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Ход проведения. Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
О — совершенно не согласен.
1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой, —
2. Меня устраивает составленное расписание уроков, —
3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально, —
4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней, —
5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности, —
6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать, —
7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы, —
8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск,—
9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения, —
10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег, —
11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы, —
12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации, —
13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся, —
14. Я удовлетворен(а) отношением учащихсяко мне и моему предмету, —
15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся, —
16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования, —
17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем, —
18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе, —
19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства, —
20. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты, —
Обработка полученных результатов. Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности;
если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:
организация труда (утверждения 1—4);
возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (5—8);
отношения с учителями и администрацией учебного заведения (9—12);
отношения с учащимися и их родителями (13—16);
обеспечение деятельности педагога (17—20).
Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.
Литература
Байбородова Л. В., Паладьев С.Л., Степанов Е.И. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994.
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1997.
Воспитательная система сельской школы / Под ред. Е.Н. Степанова. Псков,1997.
Воспитывать анализируя / Сост. С.А. Зазыкина, Л.М. Громова. Смоленск, 1994.
Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.,1989.
Диагностика как фактор развития образовательной системы / Под ред. В.Н. Максимовой. СПб., 1995.
Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Васильевой. М.,1991.
Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми / Сост. Т.В. Сенько. Л., 1991.
Изучение эффективности воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях / Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 1999.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М., 1999.
Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.
Конаржевский Ю.А. Анализ итогов учебно-воспитательной работы школы развивающего обучения за учебный год. Псков, 1996.
Кузнецова Н.В. Изучать, чтобы воспитывать. М., 1984.
Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов А.В. Элементы педагогического мониторинга региональных стандартов в управлении. СПб, 1992.
Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе / Под ред. З.И. Васильевой. Л., 1991.
Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М., 1981.
Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. Мн., 1987.
Психологические тесты: В 2 т. / Под ред. А.А. Карелина М., 1999.
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
Степанов Е.Н. Диагностические методики для изучения эффективности работы образовательного учреждения // Псковская школа. 1999. № 1.
Степанов Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положения в нем ребенка Псков 1992.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
Шамардин В.Н., Тамбоекина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата — к творческому поиску. М., 1991.
Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников М 1990.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС:
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Методические рекомендации Под ред. Е.Н. Степанова
Редактор Л.А. Ануфриева Корректоры Н.А. Саморезова
Компьютерная верстка С.Н. Гамзинвй Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ «Сфера».
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат № 77.ФЦ.8.953.П.255.3.99 от 26.03.1999.
Подписано в печать 16.08.00. Формат 84х lOS'/n. Бумага типографская. Гарнитура «Тайме». Печать высокая Усл.п.л. 6.72. Тираж 7 000 экз. Заказ № 794
Издательство «ТЦ Сфера». 129164, Москва, Маломосковская ул., 21. Тел. 216-37-72.
Отпечатано с готовых диапозитивов во Владимирской книжной типографии. 600000, Владимир, Октябрьский просп., д. 7.