Факторы улицы и их влияние на формируемую личность
|
обусловлено природными свойствами ребенка, которые можно свести к следующим положениям:
1) у детей сильно развит инстинкт общительности;
2) они настойчивые исследователи по природе;
3) им свойственно созидание — делание;
4) они стремятся проявить себя, получить собственные впечатле- ния;
5) огромную роль играет инстинкт подражательности.
Улица в большой степени позволяет ребенку реализовать свои ин- стинкты. Дети каждый день сталкиваются с поведением сверстников и взрослых на улице во всем его многообразии. Основными фактора- ми улицы, существенно влияющими на социальное воспитание ребен- ка, являются:
Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» 163
— свобода самопроявления личности. Ребенок (подросток) очень нуждается в такой свободе. Именно улица предоставляет ему свободу самопроявления и по содержанию, и по форме, какой он, как правило, не имеет в домашних условиях;
— субкультура среды общения ребенка с себе подобными, отве- чающая его интересам и потребностям. Эта среда создает наиболее благоприятные условия для самопроявления. В ней ребенок чувству- ет себя «как все», на равных (ощущение комфортности), даже если имеет место его притеснение, давление, ограничение. Отделение его от среды, наоборот, создает комплексы, личностные проблемы внут- ренней ограниченности и пр. Такая субкультура далеко не всегда носит позитивный характер. Она создается такими же детьми улицы и способствует поддержанию среды;
|
«она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, лю- бопытства, общительности и сильно действует на детскую подража- тельность»;
— совместная деятельность, усиливающая индивидуальные воз- можности каждого ребенка, делающая его более значимым как в своих глазах, так и в глазах окружающих. От безделья дети включаются в различные виды совместной деятельности в зависимости от поступ- ков отдельных лиц, берущих на себя функции инициаторов и органи- заторов формирования (удовлетворения) новых, необычных (сложив- шихся) интересов и потребностей группы. Такие виды деятельности могут быть самыми разнообразными, в том числе: курение, употреб- ление спиртных напитков, наркотиков, совместные песни, издеватель- ства над окружающими и пр.;
— «активный досуг», совместное времяпрепровождение для детей, которым нечем заняться и которые благодаря улице получают такую возможность и др.
— общие интересы, объединяющие детей, делают их взаимоинте- ресными. Шацкий отмечал, что с педагогической точки зрения «дети
11*
164 Раздел IV. Среда и формирование личности
связаны со средой, они тесно соприкасаются с нею, и понимать детей, разбираться в детской жизни, в детских характерах, вкусах, интересах вне среды, независимо от среды невозможно».
В современных условиях значительная часть детей является про- дуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.
«Дети (ребенок) улицы» — это дети (ребенок), не достигшие 18 лет, результат воспитания которых определен улицей; дети (ребенок), живущие (живущий) на улице и для которых (которого) она является родным домом. Основными причинами формирования таких личнос- тей являются:
• потеря родителей в результате несчастного случая, когда ребен- ку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечи- тельства;
• если ребенок брошен родителями;
• родители, лишенные или находящиеся в процессе лишения ро- дительских прав;
• жестокое обращение с ребенком в семье;
• агрессивная обстановка в семье, создающая для ребенка диском- форт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения;
• одиночество ребенка, отсутствие внимания к нему, когда роди- тели отстраняются по различным причинам от его воспитания;
• материальное благополучие семьи, когда социальные интересы ребенка остаются вне внимания родителей;
• творческая активность ребенка, постоянно ищущая новое, неор- динарное и не находящая возможности к самореализации;
• недостатки воспитания и быта, конфликтные отношения и дру- гие факторы, вынуждающие воспитанников покидать детские дома и интернатные учреждения;
• психологические отклонения, побуждающие ребенка к бродяж- ничеству;
• субкультура детской среды, в которой ребенок получает соци- альное удовлетворение и которая определяет его отношение к ней как к доминирующей, и другие причины.
«Детей улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиро- тами. К ним относят оставшихся без единственного или обоих роди- телей в связи с:
• лишением их родительских прав;
• ограничением в родительских правах;
• признанием их безвестно отсутствующими;
Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» 165
• признанием их недееспособными (ограниченно дееспособ- ными);
• нахождением их в лечебных учреждениях;
• объявлением их умершими;
• отбыванием ими наказания в виде лишения свободы в исправи- тельных учреждениях, нахождением под стражей в качестве подозре- ваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
• уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и инте- ресов;
• отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреж- дений, учреждений социальной защиты населения и др.;
• иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения ро- дителей в установленном законом порядке.
Существуют классификации «детей улицы»:
а) в зависимости от времени нахождения ребенка на улице:
• дети, воспитанием которых не занимаются родители или лица, их замещающие, а лишь те, кто окружает их на улице. Такие дети домой чаще всего возвращаются только ночевать;
• дети, периодически уходящие из семьи на короткое время и воз- вращающиеся домой;
• дети, ушедшие из семьи, но пребывающие на улице сравнитель- но недолгое время (от нескольких недель до полугода);
• дети, живущие на улице долгий срок (год и больше);
• дети — воспитанники сиротских учреждений, лишенные попече- ния родителей и воспитывающиеся средой жизнедеятельности;
• молодые люди, вышедшие из сиротских учреждений. Формаль- но они имеют жилье, но из-за специфики организации жизнедеятель- ности данных учреждений они не готовы к самостоятельной жизни и тоже оказываются на улице;
б) в зависимости от социального положенияребенка:
• бездомные — дети, которые не имеют постоянного места житель- ства или проживают в условиях, абсолютно не соответствующих со- циальным нормам, другими словами, те, которым по каким-либо при- чинам негде жить;
• безнадзорные — несовершеннолетние дети, контроль за поведе- нием которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежа- щего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц. Суть этого общественного явления заключа- ется в отсутствии должного наблюдения за детьми (ребенком) со сто- роны родителей или лиц, их заменяющих. Такие дети могут прихо- дить постоянно или периодически ночевать домой. К ним относят и
166 Раздел IV. Среда и формирование личности
тех, родители (или лица, их замещающие) которых (которые) исполь- зуют их в интересах самообогащения: побуждают к нищенству, про- ституции, воровству и пр. Надзор в этом случае используется в инте- ресах самообогащения. Крайнее проявление безнадзорности — беспризорность;
• беспризорные — безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания. В отличие от бездомных беспризорные могут иметь жилье, но не жить в нем по каким-либо причинам. Их нередко называют бомжами — это несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие.определенного места житель- ства (регистрации). Такая категория детей может быть как при живых родителях или лицах, их замещающих, так и без них.
В социальной педагогике изучение педагогических возможностей улицы имеет особое значение. Существует специальный раздел — пе- дагогика среды, в котором они занимают важное место. Необходи- мость ее изучения и социально-педагогического использования за- ключается в том, что ее нельзя игнорировать, так как ей принадлежит значительная роль в социальном формировании личности. Изоляция от среды ведет к искусственности воспитания, что создает серьезные сложности для растущего человека. В дальнейшем он будет испыты- вать большие трудности в общении с другими людьми, чувствовать дискомфорт на улице в различных ситуациях, не понимать происхо- дящее вокруг, не уметь реагировать на те или иные явления и пр. Ему легко стать жертвой обстоятельств, негативного воздействия других людей, обмана и т.д.
Шацкий, признавая огромную роль среды в формировании чело- веческого характера, рекомендовал ее изучать и педагогизировать. Под педагогизацией среды он понимал ее преобразование и организа- цию с целью создания наиболее благоприятных воспитательных воз- действий с ее стороны на развитие ребенка. По своей сущности это — превращение ее стихийного и зачастую негативного влияния в педа- гогически целесообразный фактор — целенаправленный, организо- ванный, управляемый.
Цель педагогизации среды — создание социально-педагогических условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка. Сущность педагогизации среды, по мнению Шацкого, состоит в выяв- лении и развитии ее педагогического потенциала на основе:
а) культурно-образовательной работы с окружающим населе- нием;
б) кооперирования воспитательных усилий всех субъектов среды с целью усиления ее воспитательного и образовательного воздействия на детей и население района;
Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» . 167
в) создания своеобразного социокультурного пространства, в ко- тором наиболее эффективно будет происходить развитие ребенка.
Идеи Шацкого нашли отражение в его практической деятельнос- ти. Он создавал социально-педагогические центры по работе с детьми по месту жительства (педагогизация среды жизнедеятельности), от- рывая их от улицы и организовывая их досуг, совместную деятель- ность, воспитывая их.
В современных условиях существуют несколько направлений по работе с «детьми улицы». Среди них следует выделить:
— создание социально-педагогических центров по месту житель- ства детей (например, «Форпост СТ. Шацкого» — Москва);
— специальные центры для трудных в воспитательном отношении детей. В такие центры детей направляют комиссии по делам несовер- шеннолетних или органы МВД;
— детские оздоровительные лагеря для трудновоспитуемых;
— приюты для временной изоляции беспризорных детей с после- дующим их определением в семью или государственное учреждение;
— интернатные учреждения и детские дома и др.
Значительная часть «детей улицы» нуждается в защите взрос- лых. Это проблема «ничьих детей». Их фактически некому искать, некуда деть, нечем помочь и защитить. Жизнь на улице побуждает их к преступному поведению. Защитить их — значит спасти от ее негативного влияния, жестокого обращения, насилия над ними, предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспе- чить целесообразное воспитание и обучение, помочь в самоопреде- лении в жизни. Этот комплекс проблем должен решать специалист. В зарубежных странах защита прав детей улицы возложена на спе- циально подготовленных социальных работников. Их задача заклю- чается в том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить его либо в семью, либо под опеку, либо в государственное или негосударст- венное учреждение.
§ 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»
В процессе социально-педагогической работы с детьми улицы предусматривается создание так называемого «реабилитационного пространства» (РП) для несовершеннолетних из группы риска. Под ним в зарубежной теории и практике социальной работы понимается формирование территориальной системы ведомств, служб, учрежде- ний, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих
168 Раздел IV. Среда и формирование личности
в целевую группу безнадзорных. По существу выражение «реабилита- ционное пространство» не совсем корректно.
Во-первых, выявление несовершеннолетних, относящихся к груп- пе риска, — это только первый шаг в организации деятельности по их социальной защите и налаживании социально-педагогической работы с ними.
Во-вторых, обеспечение взаимодействия между ведомствами одного региона может создать наиболее благоприятные условия для выявления лиц группы риска, но проблема заключается в организа- ции защиты прав каждого и социально-педагогической работы с ним и группой в целом.
В-третьих, реабилитационное пространство предусматривает воз- можности преодоления негативного влияния факторов среды, способ- ствующего развитию безнадзорности, чего не наблюдается в представ- ленном определении.
В-четвертых, данное определение больше говорит о создании сис- темы взаимодействия по организации деятельности, направленной на защиту прав ребенка, преодоление создавшихся социальных проблем для него, но не предусматривает решение возникающих в данной си- туации социально-педагогических задач.
Целесообразно назвать изложенную идею как создание террито- риальной системы профилактической деятельности по защите прав ребенка (ТСЗПР — территориальная система защиты прав Она может решать следующие задачи:
— выявлять несовершеннолетних лиц группы риска;
— обеспечивать защиту прав и свобод каждого ребенка группы риска с момента его выявления;
— координировать усилия всех заинтересованных ведомств и лиц по обеспечению социальной защиты нуждающихся детей;
— проводить профилактическую деятельность с несовершенно- летними группы риска по недопущению со стороны их правоправных действий;
— направлять детей группы риска в приюты, центры социальной реабилитации с учетом возраста и их социальных проблем.
ОсновныефункцииТСЗПР:
— объединение и координация усилий всех заинтересованных в защите прав несовершеннолетних и социально-педагогической работе с ними на территории ТСЗПР;
— исследовательские, направленные на выявление безнадзорных и социального сиротства, а также причин их возникновения, возмож- ностей профилактической работы по месту жительства и др.;
Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» 169
— обеспечение социозащитной деятельности по отношению к не- совершеннолетним;
— привлечение к социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним населения района;
— социально-педагогическая деятельность по отношению к несо- вершеннолетним, ставшим ее объектами;
— содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав ребенка.
Основные принципы деятельности социального работника в
ТСЗПР.
Принципы деятельности социального работника в ТСЗПР можно разделить на группы в зависимости: от отношения к объекту деятель- ности специалиста — ребенку, юноше и от профессионализма и пози- ции специалиста в деятельности.
Принципы, обусловленные профессионализмом специалиста и его деятельностью.
Принцип компетентности. В работу с детьми и молодежью можно включаться только компетентному человеку, знающему субкультуру молодежи, умеющему ее понимать и уважать. В противном случае ему просто будет сложно понять «детей улицы», их особую субкультуру, интересы, увлечения, позиции, отношение к окружающей среде, людям разного возраста и статуса.
Принцип искренности. С детьми и молодежью можно строить диа- логовые отношения только тогда, когда между собеседниками склады- ваются доверительные отношения. Это обязывает специалиста быть всегда искренним, говорить только то, что знает сам, в чем уверен. Не следует обещать детям то, во что он сам не верит или в чем сомнева- ется. Если специалист не знает ответа на поставленный ему вопрос, лучше в этом честно признаться. От этого его авторитет не уменьшит- ся, и в то же время возможности для дальнейшего диалога не будут утрачены.
Принцип естественности в профессиональной деятельности. Со- циальный работник строит свою деятельность как можно более есте- ственно. Он не играет, а относится к ней с позиции своей компетен- ции. Он слушает ребят, интересуется их опытом, в меру необходимос- ти учится понимать их.
Принципнезависимостиидостаточности,какличности,способной привлекать детей, быть для них интересной. Дети тянутся к тому, кто привлекает их внимание своей личностью, авторитетностью, незави- симостью и силой воли. Социальный работник, решивший работать с детьми улицы, должен чувствовать себя личностью и уметь ее про- являть.
170 Раздел IV. Среда и формирование личности
Принципы, обусловленные отношением специалиста к объекту де- ятельности и самой деятельности.
Принцип уважения личного достоинства ребенка. Социальный ра- ботник должен подходить к ребенку с учетом того, каков он есть, с его достоинствами и недостатками. Не следует выделять его как «типич- ного», «нормального». Он оказался в данной жизненной ситуации по различным причинам. Специалист не должен опускаться до унижения ребенка. Он, напротив, должен стремиться помочь ему в его жизнен- ной ситуации. С каждым из них он строит свою деятельность, прини- мая во внимание его индивидуальность.
Принцип доверия к несовершеннолетнему. В основе деятельности специалиста — доверие к подростку. Оно подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний выдает в про- цессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверитель- ных отношений с ним. Как правило, подросток, почувствовав полное доверие со стороны педагога, сам открывает ему секреты и представ- ляет правильную информацию. В дальнейшем социальный педагог досконально проверяет ее и пользуется полученными данными ис- ключительно аккуратно.
Принцип добровольности. Он основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социаль- ный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон процесса — социального работника и ребенка (подростка). Реализация требований этого принципа — дело исключительно деликатное. Специ- алист может вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только тогда, когда существует явная угроза его жизни и здоровью. В то же время каждый день пребывания на улице формирует у него соответст- вующий социальный опыт, «благополучие», и далеко не всегда этот под- росток заинтересован в помощи специалиста. Опасность для его жизни, перспективы криминализации остаются очень большими.
Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. В основе со- циально-педагогической деятельности лежат интересы детей группы риска, каждого ребенка, подростка. Во всех спорных ситуациях, в ко- торых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовер- шеннолетних, специалист встает на сторону несовершеннолетнего. Проявление ребенка, не соответствующее общественным нормам, вос- принимается не как преступление, а как социальная болезнь, не всегда понятная ему самому, но ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде.
Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» 171
Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы предусматривает определенные этапы:
1-й этап — контакт и мотивирование. Этот этап подразумевает контакт с несовершеннолетним и его мотивирование на ресоциализа- цию. В этот период:
— при необходимости ребенку оказывается экстренная помощь и предоставляется необходимая защита;
— определяются травмирующие факторы и возможности их пре- одоления;
— изучается сам ребенок, проводится его общая диагностика, оп- ределяются причины его попадания на улицу;
— выявляется наличие у него родителей, возможности и целесо- образность его возвращения в семью (если таковая имеется);
— делается прогноз, где и в каких условиях этот ребенок мог бы пройти следующий этап социально-педагогической работы — ресоци- ализацию;
— пишется на него социально-педагогическая характеристика и разрабатываются первичные рекомендации по социально-педагоги- ческой работе с ним;
— решается проблема возможности организации правозащитной и социально-педагогической работы с конкретным ребенком по месту жительства;
— ребенок направляется в центр (учреждение) социально-педаго- гической работы (социальной реабилитации, приют, интернатное или иное учреждение).
Ориентировочное время первого этапа — 1—4 недели.
2-й этап — ресоциализация. На этом этапе необходимо обеспечить первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего. В зависимости от характера социально-педагогической проблемы такая деятельность может осуществляться в специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание деятельности включает:
— разработку индивидуальной программы социально-педагогичес- кой работы с несовершеннолетним. Эта программа предусматривает коррекцию последствий различных форм насилия над ребенком в се- мейной, школьной или иной среде, ставшей причиной его ухода на улицу; определение содержания и способов реализации культурно-эс- тетического, интеллектуального развития и восстановительного обра- зования ребенка; возможную коррекцию системы нравственных цен- ностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных свойств и форм общения и другие социально-педагогические проб- лемы;
172 Раздел IV. Среда и формирование личности
— адаптацию ребенка в новых (изменяющихся) условиях. Это особенно важно, когда ребенок попадает в специальное учреждение (реабилитационный центр). В определенной степени он нуждается в такой адаптации и помощи для снятия стрессовых явлений из-за нахождения в новых, непривычных для него условиях, которые не- обходимы ему для смены стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах на принятие социаль- ных норм и стереотипов поведения в новых условиях жизни и вос- питания;
— реализацию индивидуальной и групповой программ социально- педагогической работы с ребенком. В каждом центре, как правило, су- ществуют программы социально-педагогической работы с группой. Появление нового человека не требует ее изменения, однако могут иметь место определенные корректировки, которые позволяют либо включать его в воспитательный процесс как соучастника, либо пред- усматривать определенное влияние на него;
— организацию работы с ближайшим окружением ребенка, с целью создания для него наиболее благоприятной социально-педаго- гической среды;
— вовлечение по возможности в социально-педагогическую дея- тельность ближайшего окружения ребенка лиц, наиболее заинтересо- ванных в его исправлении (перевоспитании). К ним относятся: роди- тели либо лица, их заменяющие, родственники, в случае их заинтересованности в решении судьбы ребенка, учителя и др.;
— консультационную деятельность. Она осуществляется с ребен- ком, родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, осу- ществляющими социально-педагогическую работу с ребенком;
— проведение иной деятельности, связанной с индивидуальными проблемами ребенка. К ним относятся в зависимости от необходимос- ти: лечение, психологическая реабилитация, решение каких-либо про- блем, где необходимо участие социального работника (закрепление права на жилье, защита интересов ребенка в суде и пр.).
Ориентировочное время второго этапа — 2—4 месяца.
3-й этап — завершающая реабилитация. Это этап завершения со- циально-педагогической (реабилитационной) работы с ребенком и его окружением. Практически речь идет о реализации результатов пер- вичной ресоциализации (приобретения ребенком нового социального опыта) в повседневной жизни. По тому, как проходит этот этап, можно судить о степени достижения социально-педагогической цели в работе с ребенком и его окружением.
В процессе социально-педагогической работы с ребенком собира- ется информация о том, что сделано и какие получены результаты.
Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» 173
Полученная информация позволяет проследить ход выполнения про- граммы индивидуальной работы, дать ей количественную и качест- венную оценку, фиксировать промежуточные результаты, выявить, какое влияние она оказала на судьбу каждого воспитанника. База дан- ных представляет статистический материал по проблеме социально- педагогической работы с детьми улицы. Такой материал необходим для осмысления опыта социально-педагогической работы и разработ- ки рекомендаций для специалистов, работающих на разных этапах ре- абилитационной работы с несовершеннолетними.
Данные аналитической работы и деятельность по выполнению программ служат основанием для изменения общественного мнения, политики в области прав несовершеннолетних и нормативно-законо- дательной базы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы основные причины активного влияния улицы на формируемую личность ребенка?
2. СТ . Шацкий о природных свойствах ребенка, обусловливающих влияние улицы на формируемую личность.
3. Основные факторы улицы, существенно влияющие на социальное воспитание ребенка, и их характеристика.
4. Что понимается под выражением «дети улицы»?
5. Основные причины формирования «детей улицы».
6. Что понимается под социальным сиротством?
7. Типичные группы «детей улицы» и их характеристика.
8. Дайте характеристику понятий «бездомные», «безнадзорные» и «беспризорные дети».
9. Что понимается под педагогикой среды, педагогизацией среды?
10. Сущность и содержание профилактики безнадзорности и беспризорности.
11. Основные этапы социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми улицы и их характеристика.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Безнадзорность в подростковой среде как социально-педагогическая проблема.
2. Защита прав ребенка улицы: сущность, содержание, особенности обеспечения.
3. Дети улицы и социально-педагогическая работа с ними.
ЛИТЕРАТУРА
1. Семейный кодекс Российской Федерации. Ст. 11 — 13, 18, 20, 21.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер- шеннолетних. Федеральный закон № 120-ФЗ, 24 июня 1999 г.
3. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защи- те их прав. Указ Президента Российской Федерации № 1338 от 6 сентября 1993 г. // Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994). М , 1994.
174 Раздел IV. Среда и формирование личности
4. Конвенция о правах ребенка // Справочник НИИ семьи и воспитания. Изд. 2-е. М., 2001.
5. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благо- получия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на наци- ональном и международном уровнях // Всемирные федеральные законы об образова- нии и правах ребенка с комментариями. Р/и-Д., 2002.
6. Дети улиц // Информационно-консультативный вестник. М., 1997, 2000.
7. Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дез- адаптации детей и подростков: документы и материалы. В 2 ч. М, 1997.
Глав а 14
Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, нуждается в помощи государства, общества, людей, находящихся рядом с ним. Такая поддержка помогает ему преодолеть трудности, утвердить свое Я и самореализоваться. Дети в подобных ситуациях оказываются еще более незащищенными и поэтому нуждаются в особой социально-пе- дагогической поддержке. В этой главе необходимо рассмотреть сле- дующие вопросы:
1) сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология;
2) приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в труд- ной жизненной ситуации;
3) государственные и негосударственные учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
§ 1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации»
Для детей, их типология
В отечественной и международной практике существует выраже- ние — трудная жизненная ситуация, означающее переживания чело- века, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти (не может найти достойного для него выхода). В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизнен- ной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство ста- рается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуа- цию. Главная цель государства (общества) создать наиболее опти- мальные условия для жизни ребенка и его воспитания.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля
1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жиз-
176 Раздел IV. Среда и формирование личности
ненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. К ним отно- сится утрата попечения родителей. Такое явление может иметь место в ряде случаев:
а) смерть родителей;
б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений; в) самостоятельное прекращение родителями выполнения роди- тельских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустра-
нение от воспитания ребенка);
г) невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям (например, по состоянию здоровья — опасность заразить ребенка и пр.);
д) длительное отсутствие родителей (например, длительная ко- мандировка);
е) ограничение родителей в родительских правах. Решение прини- мается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опас- но для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболе- вание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);
ж) лишение родителей родительских прав. Оно выступает законо- дательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по от- ношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребля- ющимиродительскимиправами.
В обязанности родителей входит:
• содержание детей;
• создание нормальных условий для их жизнедеятельности;
• быть законными их представителями и выступать в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий;
• воспитание их.
Лишение родителей родительских прав направлено на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, на защиту их от жестокого обраще- ния и других злоупотреблений со стороны родителей. Оно может осу- ществляться только по решению суда. Родители, лишенные родитель- ских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, но не освобождаются от обязанности по его содержанию. Если такой родитель своим поведением делает для ребенка невозможным со- вместное с ним проживание, то он может быть выселен без предостав- ления другого жилого помещения. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства;
Глава 14. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 177
з) невозможность родителями по тем или иным причинам выпол- нять свои родительские обязанности:
— отбывание наказания;
— признание их недееспособными, когда они не могут по состоя- нию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям (физические возможности или психические отклонения);
— кризисное состояние семьи, не позволяющее ей выполнять ро- дительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные условия);
и) дети, оказавшиеся в состояниях, при которых им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита:
• инвалидность. Речь идет о детях, которые по состоянию здоровья приравниваются к детям-инвалидам. Они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обуче- нии и воспитании;
• недостатки в психическом и (или) физическом развитии. Такие дети также нуждаются в специальном (коррекционном), коррекцион- но-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
• жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологи- ческих и техногенных катастроф, стихийных бедствий. В данном слу- чае нужен комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мер по оказанию помощи ребенку;
• дети, находящиеся в составе семей беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях;
• дети — жертвы насилия. Такое явление может наблюдаться в семье, когда имеет место злоупотребление родительскими правами. Оно заключается в использовании родителями своих прав в ущерб интересам детей (например, создание препятствий в обучении, скло- нение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.);
• дети, отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в вос- питательной колонии;
• дети, находящиеся в специальном учебно-воспитательном уч- реждении;
• дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в ре- зультате сложившихся обстоятельств, которые самостоятельно не могут быть преодолены, в том числе и семьей.
В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечи- тельства — органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попе- чения родителей.
12 - 5887
178 Раздел IV. Среда и формирование личности
Органыопекиипопечительствапризваны:
• выявлять детей, оставшихся без попечения родителей;
• брать таких детей на учет;
• подбирать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. При этом они стараются устроить их прежде всего в семью. С этой целью они содействуют созданию приемных, попечительных и других типов семей;
• осуществлять патронирование приемных семей, оказывать им необходимую помощь (получение путевок в летние лагеря, дома от- дыха, санатории; устройство детей в школы, творческие коллективы); способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка в приемных семьях (помощь психологов, учителей, социаль- ных педагогов; содействие улучшению жилищных условий);
• осуществлять контроль за условиями содержания ребенка, вы- полнением возложенных на приемную семью родительских обязан- ностей по его воспитанию и образованию.
В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к при- емным детям органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите их прав.