Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.
(1)Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? (З)Разве всё запомнишь!
— (4)Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? — устало произнёс он.
— (6)Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.
— (9)Всё? — спросил директор.
— (Ю)Нет, мы ещё были в милиции.
(11)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.
— (13)Как ты очутился в милиции?
(14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:
— (16)Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто.
(17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное,
думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию,
а собака бежала рядом.
(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
— (22)Давай дальше.
(23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.
— (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже
погладил её и дал ей сахару...
(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
— (27)Где ты нашёл её?
— (28)В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили.
(ЗО)Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить,
словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.
— (31)Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. (32)Мама
сказала: (33)«От собаки одна только грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки?
(35)От собаки одна радость. (36)А потом приехал он и выгнал собаку.
(37)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.
— (38)Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз
уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался.
(43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда Кончатся уроки: её завтрак
лежал у меня в портфеле... (45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто
и, когда меня не было дома... (4б)Теперь у меня нет собаки.
(47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.
(48)Неожиданно директор сказал:
—(49)Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.
® 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
БЛОК III. ВАРИАНТЫ 9-12
(52)Мальчик покачал головой.
(53)Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:
— (54)Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.
— (56)Я буду отвечать на его вопросы... (57)Пока не вырасту.
— (58)А что ты будешь делать, когда вырастешь?
— (59)Я буду защищать собак.
(По Ю. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А7 обведите кружком.
Al |
д^ I В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему директору школы захотелось подарить Таборке собаку?»
1) Директор считал, что немецкая овчарка будет хорошо дрессированной и не будет бросаться на людей.
2) Директора просили об этом родители Таборки, которые хотели, чтобы у мальчика был четвероногий друг.
3) Директор очень устал и хотел поскорее освободиться от «очередного посетителя ».
4) Директор хотел, чтобы новая собака скрасила Таборке горечь утраты.
A2 |
Д2 I Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово «вспыхнуть»(предложение 14).
1) воспламениться 3) покраснеть
2) ярко засветиться 4) рассердиться
A3 |
ДЗ I В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) — (4)Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? — устало произнёс он.
2) (11)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.
3) — (24) В милиции нас продержали два часа. (25) Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару...
4) (32)Мама сказала: (33) «От собаки одна только грязь!»
A4 |
Д4 I Укажите ошибочноесуждение.
1) В слове ХРЕБТЕ происходит оглушение согласного перед [т'].
2) В слове МИЛИЦИЮ все согласные звуки мягкие.
3) В слове ПАЛЬТО мягкость согласного [л'] на письме обозначается буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ПЕРЕЕХАЛИ звуков больше, чем букв.
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
А5
А6
А7
Укажите слово с чередующейся безударнойгласной в корне.
1) наклонился 2) директор 3) помириться 4) ухватила
В каком слове правописание приставкиопределяется её значением — «неполнота действия»?
1) привёл 2) прервать 3) прищурились 4) придвинул
В каком слове правописание суффиксаопределяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одно Н»?
1) мучительно 2) вызван 3) очередной 4) внимательно
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
В1
Замените просторечное слово «заехать» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.
Ответ:
В2
Замените словосочетание «директор школы»(предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:
ВЗ
В4
Выпишите грамматическую основупредложения 46.
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 47—52 найдите предложение с несогласованным определением.Напишите номер этого предложения.
Ответ:
В5
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
— Женщину она не кусала/1* она просто играла и ухватила её за пальто. Но женщина рванулась в сторону/2* и пальто порвалось. Она,(3) наверное/4* думала/5* что моя собака кусается/6* и закричала.
Ответ:
т>6~| Укажите количество грамматических основв предложении 47. Ответ запишите цифрой.
Ответ:
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
БЛОК III. ВАРИАНТЫ 9-12
В7
В8
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительнойсвязью.
Я боялся/1* что с ней что-нибудь случится/2* и привёл её в класс. Она долго сидела под партой тихо/3* но потом заскулила/4* и Нина Петровна стала кричать/5* а потом велела нам убираться вон.
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 20—26 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным)подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
В9 |
gg I Среди предложений 37—44 найдите сложноепредложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью.Напишите номер этого предложения.
Ответ: