Дифференциальная диагностика акцентуаций характера и психопатич форм поведения.(2)
Патологическое формирование личности - перестройка ЭВС и личности в целом в результате длительного неблагоприятного воздействия психотравмирующих факторов на мозг ребенка.
Диагноз психопатии не ставится в детск возр, и традиционно эти состояния назыв-ся психопат синдр.
В.В. Ковалев определяет психопатические синдромы как относительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, возникшие в рез-те нарушения ее формир-я, под влиянием различн эндо/экзоген факторов.
В 1835 г Причард описал случаи морального СЛАБОУМИЯ. Позже МоралàПСИХОПАТИЕЙ; В 1877 г Моцле ввел понятие паталогическR.Начало изуч-я «П» относят к нач 19 в (Бехтерев, Корсаков, Крепелин).
ПСИХОПАТИИ -аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой гласный отпечаток, в течении жизни не подвергается сколько-нибудь резким изменениям, мешает приспособляться к окруж среде (Ганушкин).
Кербиковым были выделены 3 критерия психопатий:
1.Тотальность паталогических черт (основной критерий).Черты характера обнаруживаются во всем и всегда (в школе, в пол-ке, в магазине, дома). Если реб дома один, а в школе др – это не психопатия.
2.Стабильность(всегда). При анамнезе надо отследить не было ли коренных, координал-х смен типов хар-ра.
3.Нарушение адаптации (соц дезадаптация). У реб-психопата обязательно будет соц.дезадаптация.
7 типов психопатий (Крепелин):- возбудимые; - импульсивные; - неустойчивые; - чудаки;
- паталогические лбы; - враги общества; - конфликтные.
3 степени тяжести психопатии: Тяжелая- слаб компенсат механизмы, непродолжительна, декомпенсация от различных причин без повода, до уровня психоза. До уголовного поведения. Снижена критика поведения;
Выраженная- не стойкие компенс механизмы, декомпенсация от незначит поводов. Соц адаптация не стойкая, не полная. Конфликты с родными. Самооценка и критика от типа психопатии;
Умеренная - возможны продолжит компенсации, срывы обусловлены ситуацией. Продолж-ть зависит от травмы. Адаптация: неустойчивая (срывы), снижена (ниже способностей), ограничена (круг интересов).
АКЦЕНТУАЦИИ характера -крайние варианты нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, в следствии чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных возд-й при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Важный признак при диагностики акцентуации характера:
1) нет признаков психопатий; «А» характера с взрослен-м сглаживается; проявления лишь в некот ситуациях;
2) соц дезадаптация либо вообще отсутствует, либо бывает непродолжительной;
3) При «А» наруш наступают только при определенного рода психич травмах.
Декомпенсации (ухудшение) при: Психопатии- от любых псих травм, Акцентуации- от определенного рода псих травм, направленных к слабому звену характера.
Виды акцентуаций:
Явная- к крайним вариантам нормы. Выраженн наличием черт определен характера;подросток неплохо адаптирован; знает, где проявлять и как компенсировать черты хар-ра. В опред-х психотравм ситуациях возможно соц дезадаптация.
Скрытая-черты этого типа ярко выступают под действием некоторых ситуаций или психическ травм. Дезадаптация кратковременна, либо ее не бывает. Самооценка адекватная.
Диагностика: «Карта наблюд. Стотта», оценивающая степень и характер дезадаптации школьника
- Методика определения индивидуальных Коппинг стратегий Э.Хайма (опросник).
.Эффективн для точной диагностики явл-ся использ-е двойной диагност(наблюд-е поведенч проявлений соц педагогом или психологом +опросник Шмишека).
Типы акцентуаций характера подростков (типологию разработал А.Г.Личко) классификация основана на типологии психопатий:
Гипертимный. Всегда очень хорошее, приподнятое настроение; с ранн возр подвижность, общительность, чрезмерная самостоят-ть, склонность к озорству, оегкость общения и быстрота усвоения учебн материала.
Циклоидный. Характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от хорошего, приподнятого, до угнетённого с периодичностью в несколько недель. При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетённо-меланхоличной. Иногда наблюдается связь перемен настроения с временами года.
Лабильный. Частая, немотивированная смена настроен по неск раз в день; чувств-ть к чужому мнению о себе, обостренная ранимость; на «пустяковые» с точки зрен друг чел раздражители реагирует несообразно сильно.
Сензитивный (тревожн). Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей. Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту.
Психастенический. В детсве – робость, страхи; в подростк возр – нерешительность; принять решение – сложн задачаàсомнения о правильности сделанного шага; пессимисты с опасением перед будущим, ожид –е неудач.
Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.
Шизоидный. Внутр мир закрыт, непонятен окруж-м (играет один; трудн-и в сопереж-и чужим радост печалям). Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к шизоидам враждебно.
Эпилептоидный. В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.
Истероидный (демонстративный). Крайне эгоцентричны, обладают ненасытн жаждой внимания к своей особе. Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.
Неустойчивый. Отсустствует желание учиться и работать, ьезразличны к будущему, не способны на настоящую дружбу; постоянная тяга к развлечениям. С 12-14 лет начинают выпивать, бродить по улицам, заниматься мелким воровством.
Конморфный. Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные
поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности.