Право на образование в системе прав и свобод
Человека
Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав ченоиека является право на образование. Это — основополагающее право всех граждан. Ни один человек (ребенок, подросток, и |рослый) не может быть лишен его по причине умственного или физического недостатка, равно как и по признаку пола или припал .нежности к этническому меньшинству.
11раво всех людей на образование закреплено в ряде важнейших международных документов (Всеобщей декларации прав ченоиека, Конвенции о правах ребенка и др.), нашло отражение в (лкоподательных актах Российской Федерации, гарантируется ее 1навпым законом — Конституцией.
Признание безусловной ценности для общества каждой чело-I» ческой личности, необходимости обеспечения гарантий ее пра-
1 То же.
ва на развитие и реализацию своих потенциальных возможностей, права на достойное место в обществе и достойные условия жизни — вот концептуальные основы реформирования правового поля современной России.
Рассмотрим основные международные правовые документы по проблемам инвалидности. Важное место в формировании законодательной базы РФ в течение последних лет отводится федеральным законам, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности — инвалиды. Среди них одной из самых.уязвимых групп являются дети. Они особенно страдают от войн, от непосильного труда, от недоедания, отсутствия семейного окружения, плохого физического или морального обращения и т.д.
Законодательство Российской Федерации о защите прав инвалидов опирается на основополагающие принципы уважения прав и свобод человека, отраженные в международных документах Организации Объединенных Наций.
В течение длительного времени права инвалидов служат предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и законодательно закреплены в ряде документов ООН,таких, как:
«Всеобщая декларация прав человека»,
«Конвенция о правах ребенка»,
«Декларация о правах умственно отсталых лиц»,
«Декларация о правах инвалидов»,
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Во всех этих документах отражен основополагающий принцип равенства, заключенный в самом понятии прав человека, предоставляющий инвалидам и людям с ограниченными возможностями равные со всеми права. Это утверждение подкреплено положениями Устава ООН, обязывающими государства (члены сообщества) содействовать повышению уровня жизни, полной занятости населения, а также социальной защите «на случай безработицы, болезни, инвалидности»1.
«Всеобщая декларация прав человека» обеспечивает фундаментальную нормативную базу, ставшую основой для международных правовых стандартов, касающихся инвалидов.
В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и «Всеобщей декларацией прав человека», люди, имеющие какой-либо вид инвалидности, могут не только реали-
1 Сборник международных договоров ООН. — Нью-Йорк, 1989. — С. 21.
ювывать весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, закрепленных в этих документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуще-|ТВЛять их на равных основаниях с другими людьми. Данное ут-пгрждение подкреплено положениями особого характера, содержащимися в статье 25 декларации, которые признают за каждым человеком «права на такой жизненный уровень... который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». Кроме того, в этой же статье (п. 2) говорится, что -материнство и детство имеют право на особую заботу и содействие. Все дети, рожденные в браке или вне его, имеют равное право на социальную защиту».
Статья 26 декларации утверждает право всех людей на получение образования.
1. Каждый человек имеет право на образование.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
«Всеобщая декларация прав человека» имеет основополагающее значение для защиты прав инвалидов, поскольку о них речь идет как о людях, равных по своим правам с другими. В статье 1 творится: «...все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», а статьи 2и6 устанавливают право каж-цого человека на «жизнь без всяких условий и ограничений».
Этот важнейший документ послужил базовой основой и отправной точкой для разработки многих принятых впоследствии международных актов и резолюций по данному вопросу.
«Конвенция о правах ребенка» была утверждена органами ООН но правам человека 20 ноября 1989 г. как результат особого внимания и стремления обеспечить защиту всех детей, и детей-инвали-■QB в частности. Генеральная Ассамблея ООНназвала этот документ «великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка».
Главная цель Конвенции — максимальная защита интересов ас гей. Ее положения, по сути, сводятся к четырем основным тре-пованиям, которые должны обеспечить им права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Это — наиболее полный из когда-либо написанных документов о правах истей и первый документ, который придает этим правам силу международного закона. Более того, Конвенция — первый международный договор, признающий права детей-инвалидов. В важнейшей, касающейся защиты прав детей-инвалидов и утвержденной всеми государствами-участниками статье 23 говорится, •им «ребенок-инвалид с физическими или умственными недостат-
ками должен иметь возможность вести полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих достоинство, самостоятельность и активное участие в общественной жизни». Фактически эта статья закрепляет права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка» на достойную жизнь в обществе.
В первом пункте этой статьи предусмотрено приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинском обслуживании, восстановлении здоровья, подготовке к трудовой деятельности. Ее второй пункт провозглашает, что «государства-участники признают право детей-инвалидов на специальный уход и будут поощрять и содействовать, в соответствии с имеющимися ресурсами, предоставлению ребенку и лицам, ухаживающим за ним/ней, помощи, на предоставление которой подается прошение и которая соответствует положению ребенка и степени обеспеченности родителей или опекунов».
Далее третий пункт устанавливает, что такая «помощь предоставляется по возможности бесплатно, принимая во внимание финансовые ресурсы родителей или лиц, ухаживающих за ребенком. Эта помощь предназначена для того, чтобы ребенок-инвалид имел доступ и мог получить образование, профессиональное обучение, медицинские услуги и уход, реабилитацию, подготовку к трудоустройству и рекреационные возможности таким образом, который способствовал бы наиболее полной социальной интеграции и индивидуальному развитию, включая его или ее культурное или духовное развитие». Затем подчеркивается, что «государства-участники будут способствовать в духе международного сотрудничества обмену информацией в области профилактики заболеваний и медицинского, психологического и функционального лечения детей-инвалидов, включая распространение информации, касающейся методов реабилитации, образования и профессиональной подготовки с тем, чтобы содействовать совершенствованию имеющихся способностей и навыков и расширять накопленный опыт в этих областях. И в этих вопросах следует особо учитывать потребности развивающихся стран».
Необходимо отметить и другие статьи Конвенции, также касающиеся защиты прав детей-инвалидов:
статья 24 — ребенок имеет право на максимально высокий уровень медицинского обслуживания;
статья 32 — государства обязаны защищать ребенка от трудовой эксплуатации и работы, которая может повредить его обучению или нанести ущерб его здоровью и благополучию;
статья 19 — государства обязаны защищать ребенка от физического или психического вреда или недосмотра, включая сексуальное насилие и эксплуатацию.
Страны, подписавшие Конвенцию, и в том числе Российская Федерация, приняли на себя обязательства использовать все имеющиеся у них ресурсы для того, чтобы обеспечить детям-инвали-пам, детям с врожденными и рано приобретенными дефектами развития максимально высокий уровень независимой жизни в обществе.
Генеральная Ассамблея ООН утвердила также документы, относящиеся исключительно к защите прав инвалидов. Это — «Дек-парация о правах умственно отсталых лиц» (1971), «Декларация о правах инвалидов» (1975) и «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993).
«Декларация о правах умственно отсталых лиц»] принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Ее основные положения направлены на изменение отношения общества к людям с умственной отсталостью. Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. 11астоящее и будущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которыми обладают все люди на земле. Кроме того, статья 2 устанавливает, что умственно отсталый человек имеет право на должное медицинское обслуживание и физиотерапию (специфическая стимуляция развития двигательной сферы), а также на такое образование, подготовку, реабилитацию и помощь, которые позволили бы ему достичь максимального развития своих способностей и потенциала.
Подтверждено право умственно отсталых людей на экономическую защищенность и достойный уровень жизни (ст. 3); на защиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения (ст. 6). Отдельное заявление Генеральной Ассамблеи ООН потребовало от стран, присоединившихся к Декларации, создания доступных для умственно отсталых людей юридических инстанций, которые могли бы защитить их от насилия.
К сожалению, этот документ до сих пор не ратифицирован Россией. Известно, что после прений по обсуждению Декларации членами Генеральной Ассамблеи ООНпредставитель СССР воздержался от голосования на фоне единодушного ее принятия остальными членами.
«Декларация о правах инвалидов» — еще один не менее значимый международный документ, утвержденный ООН в 1975 г., в котором отмечено, что инвалиды обладают теми же граждански-
1 В тексте, связанном с описанием и анализом проблем теории и практики ВПециальной педагогики (так же, как и в т. 1, посвященном ее истории), мы посчитали корректным использовать обозначение «люди» (человек, индивидум, ребенок, дети) по отношению к рассматриваемой категории населения. Однако мри описании правовых, законодательных и юридических материалов допускаем использование принятого в этих документах обозначения «лица» (лицо).
ми и политическими правами, что и другие люди. Вместе с тем в нем заявлено об особых правах инвалидов на получение специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявить свои способности и ускорили процесс их интеграции в общество.
Статья 1 Декларации содержит определение инвалидов как «...любых лиц, неспособных обеспечить самостоятельно, полностью или частично потребности нормальной личной и/или общественной жизни в результате недостаточности, врожденной или нет, его или ее физических или умственных способностей». В преамбуле к документу Генеральная Ассамблея ООН призывает «к национальным и международным действиям, обеспечивающим, чтобы такое 'определение стало общей базой и точкой отсчета для защиты прав, упомянутых в Декларации».
В Декларации также говорится, что «...инвалиды должны получать равное обращение и быть обеспечены услугами, позволяющими им полностью интегрироваться в общество». В статье 4 утверждаются широкие социальные и экономические права инвалидов; статья 5 предусматривает, что они «...вправе рассчитывать на меры, позволяющие им стать как можно более самостоятельными»; статья 6 устанавливает их «...право на медицинское, психологическое и функциональное лечение, на медицинскую и социальную реабилитацию, образование, профессиональную подготовку и профессиональную реабилитацию, содействие, консультирование, услуги по трудоустройству и другие услуги, позволяющие им максимально совершенствовать свои способности и навыки, ускоряющие процесс их интеграции или реинтеграции». Статья 7 декларирует право инвалидов на экономическую и социальную защищенность и на достойный уровень жизни. «Инвалиды имеют право рассчитывать, что их особые нужды будут учитываться на всех стадиях экономического и социального планирования», — говорится в статье 8. Статья 9 подчеркивает, что инвалиды имеют право «...жить в своих семьях или с приемными родителями и участвовать во всех видах социальной, творческой или рекреационной деятельности». Декларация запрещает дискриминацию: «Инвалиды должны быть защищены от любой эксплуатации, любых правил и любого обращения дискриминационного, оскорбительного или унизительного характера» (ст. 10).
Далее (ст. 11) указывается, что инвалиды «...должны быть обеспечены квалифицированной юридической помощью, когда таковая необходима для защиты самих инвалидов и их собственности». И наконец, «...инвалиды и их семьи имеют право получать информацию о правах, содержащихся в данной Декларации» (ст. 13).
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. Этот
документ не имеет полной силы закона, однако по существу является первым универсальным правовым актом, содержащим моральные и политические требования к присоединившимся государствам по принятию мер, направленных на выравнивание возможностей для инвалидов.
IJ первой главе Стандартных правил упоминаются предпосылки, содействующие их равному участию в жизни общества:
1) широкое ознакомление общественности с проблемами инвалидности;
2) беспрепятственный доступ для инвалидов к медицинскому Обслуживанию;
3) полный комплекс услуг по реабилитации;
4) обеспечение специальными услугами.
Правило 1 указывает, что «государства должны предпри-н и мать меры к расширению информированности общества об инвалидах, их правах, нуждах, потенциале и созидательном вкладе». Важным элементом расширения информированности общества является сосредоточение информационной компании на проблемах лете и-инвалидов, что создаст предпосылки к формированию пони ивного отношения к ним со стороны будущих поколений. Со-i ласно правилу 2 государства должны обеспечить предоставление инвалидам эффективной помощи. А с целью достижения и поддержания инвалидами оптимального уровня независимо-iiи, уточняется в правиле 3, необходимо предоставлять им полный комплекс социальных услуг.
Эти правила нацелены на то, чтобы обеспечить инвалидам такой уровень жизнедеятельности, который позволил бы им активно жить и взаимодействовать в обществе.
Правило 4 касается государственного обеспечения инвалидов специальными услугами, включающими и технические средства, и приспособления, что должно повысить уровень независимости этих людей в повседневной жизни и расширить для них возможности пользования своими правами.
Во второй главе Стандартных правил речь идет о целевых областях создания равных возможностей (правила 5—12). Здесь имеются в виду доступность всех сфер общественной жизни, обра-ювание, занятость, обеспечение материального благосостояния, семейная жизнь, личностная независимость, культура, досуг, спорт, религия. Понятие «доступности» подразумевает создание иобарьерной среды обитания, приспособление градостроительной среды и инфраструктуры помещений к нуждам инвалидов, беспрепятственный доступ к средствам информации и коммуникации.
Одним из важнейших по значимости является правило 6, в млором указаны стандарты обеспечения доступа инвалидов к образованию, признанного обязательным условием будущего трудоустройства и обретения жизненных навыков. Обращение к госу-
дарствам-участникам требует «...признавать принцип равных возможностей начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых инвалидов в общеобразовательных системах». Пункт 8 этого правила уточняет, что в странах, где общеобразовательная система «не удовлетворяет потребностям всех категорий инвалидов, может применяться система специального образования». Однако государства должны стремиться к тому, чтобы постепенно интегрировать специальное обучение в общую систему образования.
Огромное значение для достижения инвалидами достаточного уровня независимой жизни имеет трудовая занятость. Правило 7 подчеркивает: «Государства должны признавать тот принцип, что инвалиды имеют право пользоваться своими особыми правами в области трудоустройства», а в его пункте 1 уточняется, что трудовое законодательство «не должно допускать дискриминации инвалидов и не должно создавать препятствия к их трудоустройству». Государства обязаны поддерживать стремление инвалидов участвовать в системе свободного трудоустройства (п. 2), но вместе с тем создавать и приспосабливать рабочие места и помещения так, чтобы они были им доступны (п. За), способствовать использованию новых технологий и производству вспомогательных приспособлений, инструментов и оборудования (п. Зв), обеспечивать на должном уровне трудовое обучение, трудоустройство и постоянную поддержку трудовой деятельности, осуществляя в случае необходимости трудовую деятельность, например, при содействии ассистента, пользуясь переводческими услугами и т.п. (п. Зс).
Правило 8 касается достойного уровня материального и социального обеспечения. Его пункт 3 обращен к государствам с требованием предоставить достойное материальное и социальное обеспечение не только самим инвалидам, но и лицам, осуществляющим уход за ними. Вместе с тем пункты 4 и 5 этого правила подчеркивают, что программы социального обеспечения инвалидов должны быть структурированы таким образом, чтобы стимулировать людей с инвалидностью к самостоятельному поиску трудоустройства, т.е. к необходимости самим искать и сохранять свое рабочее место.
Правило 9 призывает государства способствовать полному участию инвалидов в семейной жизни. В частности, инвалидам не может быть отказано в праве на сексуальность и родительские чувства.
В правилах 10—12 содержатся требования обеспечить ин-валидам равные возможности участия в культурной деятельности, отдыхе и спорте, религиозной жизни.
В третьей главе Стандартных правил перечисляются различные практические меры по реализации указанных стандартов с рекомендациями по их внедрению. Государства обязаны:
а) собирать и распространять информацию об условиях жизни
инвалидов — правило 13;
б) обеспечивать учет проблем инвалидов при разработке соот-
иетствующей политики и национальном планировании — пра
нило 14;
в) разрабатывать законодательную базу с учетом мер по дости
жению задач полного участия и равенства инвалидов — прави
ло 15;
г) финансировать национальные программы и деятельность по
еозданию для инвалидов равных возможностей — правило 16;
д) содействовать деятельности национальных координацион
ных комитетов по проблемам инвалидов — правило 17;
е) признавать право общественных организаций инвалидов
представлять свои интересы на национальном, региональном и
местном уровнях — правило 18;
ж) обеспечивать адекватную подготовку кадров, участвующих
и планировании и осуществлении программ по созданию равных
нозможностей для инвалидов, — правило 19;
з) осуществлять постоянный мониторинг и оценку реализации
национальных программ и услуг, обеспечивающих равенство воз
можностей для инвалидов, — правило 20;
и) принимать участие в сотрудничестве с развивающимися странами по принятию мер, направленных на улучшение жилищных условий инвалидов, — правило 21;
к) активно участвовать в международном сотрудничестве по разработке политики, нацеленной на достижение равенства возможностей для инвалидов, — правило . 22.
Заключительная, четвертая глава описывает механизм контро-IIя, предназначенного способствовать практической реализации указанных норм и стандартов.
На основе этих Стандартных правил разработаны дифференцированные рекомендации по созданию равных возможностей для июлей с тем или иным видом инвалидности. Так, в документе •Принципы защиты умственно отсталых лиц и совершенствование психиатрической помощи» заложены минимальные стандар-1ы ООН по защите законных прав и свобод людей с интеллекту-ильпой недостаточностью. Он предназначен для использования в качестве руководства правительствам, специальным правозащитным агентствам, международным, национальным и региональным организациям, действующим как в государственном, так и в неправительственном секторе. В частности, принцип 1 (п. 2) устанавливает, что «...ко всем лицам, страдающим умственной отста-ррстью или считающимся таковыми, следует относиться гуманно и уважать их человеческое достоинство». Другие перечисленные в кжументе принципы касаются защиты детей от избыточной диагностики умственной недостаточности, утверждения их прав на
адекватное медицинское обследование, на конфиденциальность профессиональной информации, на комплекс мер, улучшающих условия их содержания в специальных учреждениях, а также указывают на необходимость согласия на лечение.
Защите прав детей-инвалидов посвящены многие постоянно организуемые международные мероприятия (форумы, конференции), на которых обобщаются исследования, связанные с положением таких детей в современном мире.
Особую значимость приобретают резолюции конференций по защите прав детей-инвалидов на образование. Поддержка свободного развития «особого ребенка» предусматривает прежде всего восстановление его прав на наследование культурно-исторического опыта человечества, а это может быть осуществлено только средствами образования и в сфере образования. Исключение человека (ребенка) из образовательного пространства равносильно приговору к пожизненной бедности и зависимости.