Чем определяются цели обучения в средней школе

Рассмотрим сначала вопрос, что понимается обычно под целью любой человеческой деятельности.

К. Маркс выделил пять основных элементов общей структуры деятельности: потребность, которую удовлетворяет деятельность; предмет деятельности; ее средства; действия, осуществляемые с предметом, результат деятельности (см. 1, с. 718; 2, с.189).

Все эти общие элементы деятельности присущи также обучению ИЯ как специфическому виду деятельности. Однако в соответствии со спецификой указанные элементы определенным образом пере­осмысляются.

Так, понятия потребности и результата соотносятся с категорией цели, которая определяется как осознанная потребность, как мыс­лимый результат деятельности или, по меткому выражению со­ветского психолога Н. А. Бернштейна (7), как модель «потреб­ного будущего».

Таким образом, цель выступает как «запускной» механизм деятельности.

От того, насколько четко осознается цель, зависит успех всей деятельности обучения.

В связи с обучением ИЯ можно ставить различные цели, ко­торые предусматривают как различный объем и неодинаковую сте­пень овладения языковым материалом, так и разные уровни сфор­мированности видов речевой деятельности.

Так, в различных учебных заведениях цели обучения не совпада­ют (ср. цели обучения в языковых и неязыковых вузах, в школах с преподаванием ряда предметов на ИЯ и массовых общеобразова­тельных школах).

Применительно к средней общеобразовательной школе на про­тяжении всей истории обучения ИЯ также ставились различные цели .

║Чем же определяются цели обучения ИЯ в средней школе?

На выбор целей влияет множество факторов и прежде всего социальный заказ общества. Цели представляют собой отражение объективных потребностей развития общества в тот или иной ис­торический период, причем потребностей по отношению к формиро­ванию личности, ее свойствам, необходимым для осуществления общественно полезной деятельности. Таким образом, от того, каким хочет видеть общество свое молодое поколение, вступающее в жизнь, зависит выбор цели. Основные факторы, влияющие на выбор цели, представлены в схеме 2. Это: 1) социальный заказ общества к образованию (к обученному и воспитанному ученику) в целом; 2) социальный заказ общества к обучению именно ИЯ, зафик­сированный в программе; 3) уровень развития методики и других наук, в особенности педагогики, психологии, лингвистики, так как четкое и достаточно исчерпывающее описание целей, необходимое для прогнозирования результата, зависит от широты и глубины наших знаний о закономерностях языка, речевой деятельности и особенностей обучения и усвоения; 4) условия обучения, измене­ние которых с неизбежностью приводит к пересмотру целей.

В советской школе в различные периоды ее развития по-раз­ному определялись цели обучения. На заре советской школы в 20-х годах особое значение придавалось практическим целям как в плане развития устной речи, так и чтения, ибо развитие международ­ного рабочего движения позволяло надеяться на расширение меж­дународных связей.

В 30-х годах в рамках практических целей на первое место выдвигается чтение, так как в этот период, предшествовавший второй мировой войне, все более ограничивались условия для ши­роких непосредственных международных контактов.

В послевоенные годы основной акцент делался на образователь­ные цели обучения ИЯ, на его сопоставление с родным языком. И лишь в конце 50-х и начале 60-х годов вновь были созданы объективные условия для реализации практических целей: расши­рение международных связей нашей страны, развитие и стаби­лизации лагеря социализма и др.

В 1961 г. вышло постановление партии и правительства «Об улучшении изучения иностранных языков», в соответствии с ко­торым были улучшены условия для обучения иностранным язы­кам за счет деления классов на подгруппы.

Впервые были созданы учебно-методические комплекты по ИЯ, активизировались исследования в области обучения ИЯ.

|| Отразилось ли это на уровне практического владения школьни­ками ИЯ?

Ответ на этот вопрос потребовал бы специальных сопостави­тельных статистических исследований.

Наши рекомендации