Правовая основа для инклюзивного образования
В период демократизации системы образования Республики Казахстан, утверждения гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для творческого развития, самообразования, профессионального самоопределения всех детей, в том числе детей из уязвимых групп: детей, проживающих в сельской и отделенной местности, детей из этнических и языковых меньшинств, детей, затронутых ВИЧ и СПИДом, детей-мигрантов, а также детей с ограниченными возможностями развития и детей, сталкивающихся с различного рода трудностями в обучении.
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области прав человека предусматривается принцип равных прав на образование для всех детей страны. Гарантии права детей на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах". Перечень международных НПА, касающихся регулирования инклюзивного образования дан в Приложении А.
Предпринимая последовательные шаги в движении от равных прав к равным возможностям в доступе к качественному образованию для всех правительство РК в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» определяет в качестве одной из важных задач развитие инклюзивного образования. В Программе определены мероприятия, способствующие созданию необходимой нормативно-правовой основы включения всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностям в развитии, в общеобразовательное пространство.
Поступательный процесс создания и совершенствования нормативной и правовой базы для внедрения инклюзивного образования в РК обеспечивается материалами социологических и научных исследований, проведенных в последнее десятилетие специалистами Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, учеными вузов, специалистами общественных объединений и неправительственных организаций, развивающих образовательные проекты. В рамках этих инициатив проведено изучение зарубежного опыта, исследовано отношение различных общественных групп к идее инклюзивного образования, проанализирована динамика статистических данных, касающихся детей с особыми нуждами в разрезе регионов страны по четырем ведомствам: здравоохранения, образования, социальной защиты, внутренних дел. С помощью областных психолого-медико-педагогических консультаций определены масштабы «стихийного» включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные дошкольные и школьные организации. В ходе этих исследований и обзоров существующей практики во многих регионах страны был обнаружен положительный опыт включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.
Наряду с исследованиями большое внимание уделялось разработке программ для курсов повышения квалификации директоров и учителей общеобразовательных школ, которые стали проводиться в стране с 2002 года. Научные и социологические исследования продолжаются. Многие вопросы требуют своего дальнейшего разрешения и серьезной разработки. Однако, распространение идей инклюзивного образования и постепенное их обеспечение нормативно-правовой и методической документацией дают основание надеяться, что на новом этапе развития образования семьи, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, будут иметь возможность свободного выбора организации для обучения своего ребенка: ведь независимо от того, какую организацию образования выберут родители – массовую или специальную – особые потребности ребенка должны быть удовлетворены в полном объеме. [9]
Успех социально-экономических реформ во многом определяется уровнем образования граждан, степенью их готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений. Практика развитых западных стран показывает, что социальную базу рыночных преобразований составляют «сильные» социальные слои, высокообразованные граждане, которым легче адаптироваться к новым условиям. Образование и воспитание – это основа социума. Они обусловливают эффективность всех остальных, в том числе экономических, элементов и факторов общественного прогресса.
Образование как целенаправленный процесс обогащения личности и групп людей фундаментальными и прикладными знаниями, соответствующими современному уровню развития, охватывает целую систему отношений, складывающихся между государством и личностью; между государством и образовательными учреждениями; между педагогами и обучающимися и др. Все эти отношения нуждаются в адекватном регулировании, которое осуществляется как правовыми нормами, так и нормами профессиональной педагогической этики. Правовое и нравственное регулирование образовательных отношений взаимодействуют между собой. Но приоритет следует отдать именно правовому регулированию, потому что все субъекты образования наделены соответствующими правами и обязанностями в данной сфере. Эти права и обязанности должны быть реализованы, что достигается в том числе посредством применения мер государственного принуждения [10, с. 62]
При этом нельзя недооценивать того важного факта, что система образования способна к самоуправлению и саморазвитию. Главное, чтобы процессы самоорганизации системы образования не нарушали прав и интересов ее субъектов, осуществлялись в рамках определенных законом общих принципов и требований по организации образования. [11, с. 7]
В современном информационном обществе в условиях глобализации образование становиться его фундаментальной основой. В лекции перед студентами и преподавателями в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что образование «становиться ключевым фактором нашего развития» и «образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов».[12, с. 9]
С момента своего становления казахстанское общество многократно обращалось к проблемам развития образования, его реформирования и модернизации. Это не является случайностью, напротив - это требование времени в условиях непростых перемен жизни страны в целом.
Недостаточность правового регулирования вопросов образования сдерживает развитие не только сферы образования, но и затрудняет судопроизводство, деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законности, осложняет работу адвокатуры по защите прав граждан. Законность в сфере образования поддерживается в значительной степени на принципах администрирования. Приходится констатировать, что сами законодательные акты нередко остаются лишь рекомендательными. [13, с. 8]
Развитие образования и образовательной системы в целом в большей степени определяется управлением. Исследование системы управления образованием в РК позволяет сделать вывод, что она еще весьма далека от совершенства и в первую очередь это обусловлено недостатками правового обеспечения государственного управления образованием, а именно: отсутствует необходимый набор средств, прежде всего правовых, гарантирующих реальное осуществление права личности на образование. Так, не установлена должным образом юридическая ответственность за правонарушения в области управления образованием, на что обращается внимание в научной литературе. [14, с. 167]
Определенная правовая неурегулированность сложившихся общественных отношений в области образования, противоречивость, заметная устарелость ряда норм законодательства об образовании приводят в конечном итоге к неэффективности государственного управления и самоуправления. Среди реально осуществляемых функций государственного управления системой современного казахстанского образования отсутствуют такие, как стратегическое планирование и прогнозирование образования.
Одним из следствий названных недостатков системы управления является как неустойчивость самой системы образования, которая на протяжении последних пятнадцати лет постоянно подвергается модернизации, так и несовершенство системы управления ею. В литературе констатируется и ряд иных проблем в управлении образованием в стране. [15, с. 189] При исследовании системы образования возникает необходимость выделить высшее профессиональное образование, которое представляет собой значимый социальный институт общества, имеющий своей целью трансляцию. [13, с. 10]
Казахстан бурно развивается и делает ставку на интеллектуальный потенциал нации. И в этой связи, очень важно, чтобы подрастающее поколение получило качественное образование. О том, как будет проводиться модернизация высшего образования через оптимизацию вузов и что даст Казахстану дуальная система ТиПО рассказывает министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов в своем интервью.В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства подчеркнул, что социальная модернизация требует преобразования всех сфер, в том числе и образования.
Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» придал новый импульс развитию страны и общества. Не секрет, что в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса всеобщий квалифицированный и ответственный труд является одним из рецептов стабильности экономической и социальной систем. Учитывая внешние и внутренние вызовы, система образования проходит период глубокой и поэтапной стратегической модернизации. Учебно-воспитательный процесс является ядром и основой образовательного процесса, поэтому его перестройка всегда играет ключевую роль.
Хочу отметить, что основная работа по модернизации ведется в среднем образовании. Основой образовательного процесса является развитие функциональной грамотности учащихся. В Казахстане впервые на постсоветском пространстве разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы, который предусматривает развитие у школьников навыков компетентности, способности успешно применять полученные знания в реальной жизненной ситуации.
Сегодня уже пересмотрены структура и содержание высшего и послевузовского образования. Расширяются границы академической свободы вузов в формировании образовательных программ, а обновление содержания высшего образования осуществляется по запросам работодателей. Компонент по выбору в бакалавриате расширен до 55%, магистратуре - до 70%, докторантуре - до 90%. Существенные изменения учебного процесса в вузах будут связаны с переходом ведущих вузов страны к формату исследовательских университетов. В сфере технического и профессионального образования совместно с работодателями начата разработка профстандартов по приоритетным специальностям форсированной индустриализации. На их основе будут разрабатываться образовательные программы. Начиная с 2012 года, разрабатываются новые типовые учебные планы по 65 специальностям, типовые учебные программы по 650 дисциплинам, интегрированные образовательные программы по 16 специальностям. Одним из нововведений является то, что в данных типовых учебных планах и программах предусмотрена возможность увеличения учебного времени на практику, включения учебных модулей для получения новых квалификаций. Кроме того, учебные заведения смогут самостоятельно включать дисциплины по специальности на основе требований работодателей. [16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменение приоритетов и целей управления образованием в направлении обеспечения и защиты прав граждан на образование, развитие системы образования обусловливают и определенную трансформацию самих целей, функций и механизма управления. На первый план выступают такие функции управления, как организация, координация, регулирование - прежде всего правовое.
Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить субъектам образовательных отношений больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов в организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. При этом государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное выражение потребности развития многонационального народа Казахстана, личности и гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства). Государственная политика в сфере образования предполагает нацеленность государства и общественных институтов на всемерное развитие образования как всеобщей формы человеческой жизни.
Сегодня главная задача казахстанской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Система образования в Казахстане характеризуется процессами модернизации, в ходе которой вносятся изменения в содержание, структуру и функции системы высшего профессионального образования. Введение многоуровневой системы высшего образования, модульность обучения и кредитная система построения образовательной деятельности в рамках Болонского процесса поставили вузы в условия, объективно направляющие реформирование академического процесса в единых рамках.
Казахстан бурно развивается и делает ставку на интеллектуальный потенциал нации. И в этой связи, очень важно, чтобы подрастающее поколение получило качественное образование. О том, как будет проводиться модернизация высшего образования через оптимизацию вузов и что даст Казахстану дуальная система ТиПО
В современном информационном обществе в условиях глобализации образование становиться его фундаментальной основой. В лекции перед студентами и преподавателями в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что образование «становиться ключевым фактором нашего развития» и «образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов».